Тема урока
«Растения – фильтраторы»
Тип урока:интегрированный
Форма: поисково-исследовательский
Цель:выработать рекомендации по подбору комнатных растений для создания благоприятной атмосферы в замкнутом пространстве (квартира, аудитория, офис).
Задачи:
· формирование правильного научного понятия об очистке воздуха, охране окружающей среды;
· расширение экологических знаний;
· развитие умения работать в группах;
· воспитание чувства товарищества;
· максимальное использование ИКТ-средств;
· формирование у каждого учащегося установки «успешности» как первого шага к достижению поставленных им целей;
· развитие способностей и поддержка стремлений ученика педагогом – не учить, а помогать учиться и развиваться.
Планируемые результаты:
1. формирование социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.
2. Формирование навыков поисковой и проектной деятельности:
- умение формулировать вопрос, ставить проблему;
- умение вести поисковое исследование;
- умение спланировать работу;
- умение собрать данные;
- умение зафиксировать данные;
- умение представить результаты или подготовленный продукт.
3. Развитие логического мышления.
4. Сформировать правильное научное понятие об экологических знаниях.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, информационные листы, бумага, маркеры, дидактический материал.
Ход урока
Организационный момент– психологический настрой учащихся, исследовательская работа в группах, найдем пути выхода из проблемной ситуации и сформулируем практические рекомендации.
Вступительное слово учителя
Вы наверняка замечали – в любой природной экосистеме, будь то влажный тропический лес или наша Магаданская лесотундра, не бывает мусора. Любые останки животных или растений достаточно быстро перерабатываются и разрушаются с помощью червей, насекомых, плесневых грибов, бактерий. Органические вещества погибших организмов «раскладываются» на элементарные составные части, из которых затем вновь синтезируются сложные макромолекулы.
В отличие от природных экосистем, современная техносистема является источником огромного числа соединений, которые пагубно действуют на своего собственного производителя – человека. Более половины всех проблем со здоровьем бывает связано с загрязнением окружающей среды продуктами техногенных производств. Главным источником опасности является воздух, которым мы дышим.
Древнегреческий врач Гиппократ образно называл воздух «пастбищем жизни». К сожалению, в наши дни эти пастбища серьезно загрязнены.
Так чем же мы дышим? (беседа с учащимися)
Учитель.
· микрочастицы дыма
· сажа
· микрокапли жидкости, образующихся в основном в результате сгорания различных продуктов
· сжигания отходов,
· выхлопные газы автомобилей
· многие отрасли промышленности и сельского хозяйства
· пыль
· пыльца растений
· споры грибов
· бактерии
· вирусы
· микроклещи
Учитель. Действительно важным показателем чистоты воздуха является концентрация в нем различных ядовитых газов и летучих органических соединений.
Дом, школа, офис – это наша экосистема, в которой скапливается огромное количество токсичных веществ.
Какие вещества загрязняют воздух в помещении?
Как влияют эти вещества на здоровье человека?
В настоящее время многие ученые – химики, биологи, экологи, инженеры-технологи активно занимаются поиском путей утилизации ядовитых веществ.
Попробуйте предложить варианты решения этой проблемы
( проветривание, активированный уголь, влажная уборка, кварцевание, ионизирование…… РАСТЕНИЯ)
Беседа (направления на правильную мысль из предложенных вариантов учащимися).
Формулировка проблемы урока:
Какие растения являются чемпионами по очистке воздуха от токсичных веществ?
Мы приступаем к выполнению практической работы, для выявления растений-чемпионов по очистке воздуха от токсичных веществ.
Ход работы:самостоятельная, исследовательская работа в группах.
Каждой группе (их у нас 6) предложено токсичное вещество, которое может входить в состав воздуха. Вам необходимо изучить информационные листы и заполнить таблицу.
Вещество__________________________
Формула_________________________________
Общие сведения
|
Промышленные источники
|
Источники в квартирах и офисах
|
Влияние на организм человека
|
Растения
|
Учитель.
Итак, мы поработали в группах, вспомнили токсические ядовитые вещества, их свойства, как они влияют на организм человека.
Кратко охарактеризуйте вещество по плану:1) название вещества; 2)свойства вещества; 3)отрицательные свойства для живых организмов.
Закончили первую часть работы и переходим ко второй части.
Информация для второй части урока.
Клетки растений можно рассматривать ка крошечные водные контейнеры. Многие же газы прекрасно растворяются в водной фазе. Благодаря этому поглощение газов растениями идет очень быстро. В результате в течение только одного летнего дня гектар леса поглощает из воздуха до 220 – 280 кг углекислого газа. Все леса нашей планеты за год поглощают более 50 миллиардов тонн СО2.
Ясно, что вместе с этим газом внутрь растений попадают и различные летучие органические соединения. Пока накоплено немного конкретных сведений, ка то или иное вещество вовлекается в сложные цепочки биохимических реакций растений. Зато хорошо известно, что многие ядовитые вещества вызывают у растений интенсификацию процессов дыхания. Следовательно, растения реагируют на них активно. Логично предположить, что в процессе длительной эволюции у растений выработались защитные механизмы, позволяющие нейтрализовать вредные вещества и газы, поступающие в ткани вместе с углекислотой. Опыты NASAподтверждают это предположение.
В результате анализа всех полученных результатов Б. С. Вольвертон, А. Джонсон и К. Баундс пришли, в частности к следующему выводу: «Комнатные растения с низкими потребностями в освещении продемонстрировали высокий потенциал в улучшении качества воздуха внутри помещений за счет удаления следов органических загрязнителей в зданиях с низким энергопотреблением».
Специалисты NASAвывели обобщенный коэффициент эффективности очистки воздуха растением. Он вычислялся с учетом степени опасности поглощаемых газов, широты их спектра, а также скорости их поглощения. Этот коэффициент выражен в условных единицах в интервале от 0 до 10.
Человечество давно использует растения как живые фильтры. Достаточно напомнить полосы зеленых насаждений вдоль дорог, которые являются достаточно эффектным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта. И это не говоря уже о способности растений ионизировать воздух и абсорбировать пыль и микрочастицы в загрязненном воздухе.
Настало время воспользоваться этими уникальными свойствами растений и сделать их настоящими живыми фильтрами, способными очищать воздух жилых помещений и офисов.
Приступаем ко второй части нашей практической работы.
У вас на столах лежат вторые комплекты информационных листов с растениями-фильтратами. Вам необходимо выбрать из предложенного комплекта растений те, которые поглощают изученное вами вещество, и внести информацию в таблицу.
Сделайте соответствующий вывод.
Вывод:основными растениями, поглощающими (органическое вещество) являются…………
Вспомним проблемный вопрос
Как сохранить чистоту воздуха в помещении?
А теперь решаем эту проблему.
Вашему вниманию на доске представлен «Цветок». Ваша задача – вам необходимо вписать на лепестках названия растений (отдельное растение на отдельном лепестке).
Выбираем чемпионов среди растений.
Ребята, наш продукт – это рекомендации. Что мы можем рекомендовать?(ответы учащихся – очистка воздуха, сохранение здоровья)
Учитель:Комнатные растения могут служить эффективными «живыми» фильтрами, активно очищающими воздух в замкнутых помещениях.
(под музыкальное сопровождение просматривается слайд – шоу «Растения-фильтраторы»)
Нет ничего прекраснее цветов,
пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
Домашнее задание: Ребята, попробуйте дома составить СИНКВЕЙН. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, где