Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Синеборская основная общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на ШМО, с методическим советом, Директор МКОУ
протокол №1 протокол №1 Синеборская ООШ
от «___»______2013 от «___»______2013 ___________ О.Н. Пересыпкина
Руководитель ШМО приказ №_____ от «____» ________2013
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 класса
на 2013– 2014 учебный год
Учитель: Ипполитова Елена Викторовна
2013
Пояснительная записка
Календарно–тематическое планирование составлено в соответствии с нормативными документами:
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области 16.06.2011 №04 -997 « О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 20.11.2012год
- Приказ Министерства образования и науки от 27.02. 2012 года № 24-370 «О внесении изменений в ОБУП НООО общеобразовательных учреждений Челябинской области.
- Областной базисный учебный план ( приказ МО и науки Челябинской области от24 февраля 2012 г. №24-370 )
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 №1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от3 июня 2008 г. №164, от31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009г. №427,от 10 ноября 20011г. №2643 и от 24 января 2012 г. №39)
- Программами по учебным предметам, рекомендованными(допущенными) Министерства образования и науки Российской Федерации(приложение 1-2 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12. 2005 г. №922)
- Программы «Школа России». А.А Плешаков,- М.: Просвещение
- Приложение 1 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2012 г. №03-02/5639
- Пособия издательства «Учитель» допущены к использованию в образовательном процессе Приказом Министерства образования и науки РФ № 16 от 16.01.2012 г
- Изобразительное искусство. 4 класс: рабочие программа по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной /авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2012 г. – 54с.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования, особенностями основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 1-4 классы. 11рограмма для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин [и др.].-4-е изд., дораб,-М. : Дрофа, 2011.
2. Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 4 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. - 12-е изд.. стереотип. - М. : Дрофа, 2011.
3. Кути, В. С Изобразительное искусство. 4 класс. : рабочая тетрадь / В. С. Кузин. Э. И. Кубышкина. - М. : Дрофа. 2011.
4. Ломов, С. П. Изобразительное искусство. 3 4 классы : методическое пособие к учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / С. П. Ломов. - М. ; Дрофа. 2011.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знанийи соответствующих умений и навыков. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, с пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
Основные цели и задачи курса изобразительного искусства являются:
- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
• рисунок, живопись (рисование с натуры, рисование на темы} (19ч)
• декоративная работа (9 ч)
• скульптура (2 ч)
• восприятие произведений искусства (4 ч)
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о рисовании с натуры,тематическом рисовании, декоративной работе, аппликации. также познакомить с художественно-выразительными средствами живописи и графики. Кроме того, учащиеся усвоят важные для последующего развития их художественных способностей понятия и закономерности, научатся изображать с натуры фигуру человека и натюрморты. На уроках в четвертом классе начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции. светотени - школьники усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся , во фронтальной и угловой перспективе. На уроках учащиеся продолжат знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с творчеством выдающихся русских художников и крупнейшими художественными музеями страны, познакомятся с замечательными произведениями графики, живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства, архитектуры знаменитых мастеров России
и других стран, увидят прекрасные памятники культуры и искусствапрошлого и настоящего, выучат ряд наиболее значимых для курса понятий: «живопись», «графика», «скульптура», «архитектура», «декоративно-прикладное искусство», «портрет», «пейзаж», «натюрморт».
Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства:
• изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению):
•декоративная и конструктивная работа;
• восприятие явлений действительности и произведений искусства:
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
• изучение художественного наследия;
• подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки -' экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования их личности.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане в 4 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и формируемых универсальных учебных действий, которая представлена в табличной форме ниже.
Характеристика деятельности учащихся
В течениеучебного года учащиеся должны:
• ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст цвета и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
• овладеть начальными сведениями о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
• овладеть начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства;
• использовать основные средства композиции: высоту горизонта, точку зрения, контрасты цвета и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
• овладеть начальными сведениями о наглядной перспективе, линиигоризонта, о точке схода и т. д.:
• использовать в работах начальные представления о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения:
• иметь представление о делении цветового круга на группу теплых (желтый, оранжевый, красный) и холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
• понимать и использовать в изобразительной деятельности изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдаленных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концуучебного года учащиеся должны уметь:
• воспринимать и эмоционально проводить анализ произведения искусства (его содержания, художественной формы), определять его принадлежность"к тому или иному виду или жанру искусства;
• чувствовать и определять красоту линий, форм, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
• выполнять изображение отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
• передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
• использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
• анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности их конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
• использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков. применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
• применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
• передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Количество часов по программе – 34
Региональный компонент – 4
Контрольные работы –
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 4 класса
Учащиеся должны уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности, и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и др.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемого объекта;
- анализировать изображаемые предметы;
- использовать световой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи;
- использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации и коллективных мозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно- анатомическое с троение животных. Фигуры человека.
Учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами ИЗО и усвоить:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света, тени и т. п.);
- термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, световые отношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
- деление цветового круга на группу теплых и холодных цветов;
Календарно – тематическое планирование
№
|
Раздел. Тема.
|
Федеральный компонент государственного стандарта.
Основное содержание темы, термины и понятия.
|
НРК
|
Дата
|
Рисование с натуры
|
1
|
Перспектива.
Рисунок куба во фронтальной и угловой перспективе
|
Перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Закономерности линейной перспективы. Фронтальная и угловая перспектива. Закономерности перспективы.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.4-10) . Художественный анализ изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Рисунок на тему (композиция)
|
2
|
Перспектива.
Рисование на тему «Осень в городе» (карандаш)
|
Перспектива. Три основных уровня (плоскости) горизонта. Точка зрения.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.11) . Художественный анализ изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
3
|
Воздушная перспектива.
Рисование на тему «Осень в городе» (акварель)
|
Передача светотеневых изменений и цветовых соотношений между ближними и дальними предметами в произведениях искусства. Эмоциональная выразительность пейзажа.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.12-17) . Художественный анализ изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
|
4
|
Виды изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.
Тест №1
|
Виды искусства: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство. Художественные материалы. Произведения искусства и архитектуры. Художник и зрители. Презентация «Виды изобразительного искусства».
Эвристическая беседа с опорой на учебник с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
|
|
|
Рисование с натуры
|
5
|
Светотень. Рисование с натуры геометрических тел.
|
Что такое светотень. Свет. Тень. Рефлекс. Блик. Падающая тень. Собственная тень. Оттенки светотени. Презентация «Свет в живописи и в рисунке»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.18-23) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
6
|
Цвет в живописи. Рисование птиц по памяти или по представлению.
|
Цветовой круг. Главные цвета. Составные цвета. Дополнительные цвета. Контрастные цвета. Презентация «Цвет в живописи».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.24-26) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Рисование на тему (композиция)
|
7
|
Цвет в живописи. Рисование по памяти «Восход солнца на море»
|
Родственные цвета. Характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность цвета. Колорит. Презентация «Цвет в живописи».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.26-29) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Рисование с натуры
|
8
|
Художественно - выразительные средства графики и живописи.
Рисование с натуры клубка ниток(графика).
|
Основные художественно – выразительные средства: линия, штрих, тон, мазок, пятно, световой и цветовой контрасты, силуэт, колорит, композиция, насыщенность, звучность цвета, динамичность контрастов. Презентация «Куинджи – художник света».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.30-35) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
9
|
Художественно - выразительные средства графики.
Рисование с натуры модели грузового автомобиля (графика).
|
Художественно - выразительные средства графики: линия, штрих, пятно.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.34-37) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
10
|
Приёмы работы акварельными красками. Рисование с натуры овощей.
|
Многослойное последовательное покрытие по просохшему слою краски. Работа акварелью в один слой по влажной бумаге. Приём отмывки. Приём вливания цвета в цвет.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.38-40) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
1)
|
|
11,
12
|
Приёмы работы акварельными красками. Натюрморт (карандаш, акварель)
|
Жанр натюрморта. Композиция в натюрморте. Последовательность выполнения натюрморта. Презентация «Натюрморт в живописи и графике».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.41-45,87-96) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
13
|
Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства.
Наброски фигуры человека по памяти.
|
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Геометрическая основа строения фигуры, головы человека. Пропорции фигуры. Презентация «Человек в изобразительном искусстве».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Лепка
|
14
|
Лепка героев русских народных сказок.
|
Керамика (гончарное искусство). Дымковские глиняные игрушки. Декоративная скульптурная керамика. Пластические свойства глин и разнообразные возможности керамического декора. Презентация «В мастерской скульптора».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.72,75) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение фигуры сказочного героя в объёме.
|
|
|
15
|
Пейзажи. Архитектура.
|
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. Пейзаж в живописи, графике. Композиция, точка схода и линия горизонта. Линейная, фронтальная, угловая воздушная перспективы в пейзаже. Презентация «Пейзаж».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.52-56) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
16,
17
|
Бытовой жанр.
Рисование на тему «Катание с гор», «Зимние каникулы», «На катке».
|
Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства. Бытовой жанр.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.46-51,107-110) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
18,
19
|
Средства художественной выразительности.
Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему веленью»
|
Последовательность работы над картиной. Подготовительный этап: наброски и зарисовки. Иллюстрации литературных произведений. Работа театрального художника.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.57-64,136-142) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
|
20
|
Тема крестьянского труда.
Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.
Тест №2
|
Тема крестьянского труда в произведениях изобразительного искусства. Презентация «Жизнь деревни на картинах А. Пластова»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.148-154) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
|
|
|
Декоративная работа
|
21
|
Художественная выразительность декоративной работы. Орнаменты народов мира.
Зарисовка стилизованных форм растений, птиц, животных.
|
Орнаментальная композиция. Художественная переработка разнообразных форм растительного мира. Зооморфный орнамент. Практическая направленность декоративно – прикладного искусства.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.65-67,166-173) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
22
|
Городецкий промысел. Истоки развития. Художественное оформление разделочной доски: эскиз и разработка формы.
|
Городецкая роспись. Стилизация в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки. Презентация «Городецкие чудо –узоры».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
23
|
Городецкая роспись.
Художественное оформление разделочной доски.
|
Городецкая роспись.
Стилизация в городецкой росписи. Основные элементы городецкого орнамента: розаны, купавки, причудливые птицы, городецкие кони. Презентация «Городецкие чудо –узоры. Краски русского лета».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.70.169) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
24
|
Золотая хохлома. Стилизация узоров хохломской росписи
|
Хохломская роспись. Стилизация узоров хохломской росписи. Фоновое письмо: золотой узор на чёрном или красном фоне. Верховое письмо, роспись «под листок». Травный орнамент. Презентация « Золотая хохлома».
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
25
|
Абашевские и филимоновские глиняные игрушки. Рисунок с натуры глиняной игрушки.
|
Абашевские гончарные игрушки. Пластическая выразительность, лаконизм скульптурного языка, образность художественного решения.
Филимоновская игрушка: основной тип изделий – свистульки традиционных форм (барыня, всадник, конь, медведь и др.).
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений народного декоративно - прикладного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
26
|
Архангельские пряники. Пряник из фольги с изображением, выполненным способом тиснения.
|
Особенный северный пряник – оберег и талисман. Пряник «козуля». Архангельская Соломбала – район мастеровых людей. Традиции и легенды, связанные с изготовлением козуль. Презентация «Пряник с характером».
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
27
|
Аппликация.
Мозаичное панно на тему «Морской пейзаж».
|
Мозаика. История возникновения мозаики. Материалы для мозаики. Мозаика из бумаги: последовательность выполнения. Композиция. Перспектива. Презентация «Море в творчестве и.Айвазовского
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с77-78) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
28
|
Аппликация.
Сюжетная аппликация к сказке (по выбору учащегося)
Иллюстрирование басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
|
Природные материалы в аппликации. Законы композиции. Перспектива.
Презентация «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация.
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.78) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
29
|
Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
Аппликация. Сюжетная аппликация к басне.
|
Природные материалы в аппликации. Законы композиции. Перспектива.
Презентация «Декоративно – прикладное творчество. Аппликация.»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.78) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
2)
|
|
30
|
Жары изобразительного искусства. Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.
Тест №3
|
Великие полководцы России в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура). Исторический и батальный жанры в живописи, графике и скульптуре. Художник и зритель. Презентация «Музей – панорама Сталинградской битвы»
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.124-131) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Самостоятельная работа (тестовый контроль)
|
|
|
31,
32
|
Изображение фигуры человека в жанрах изобразительного искусства.
Рисунок на тему «Праздник 9 мая – день Победы»
|
Значение праздника Дня Победы в жизни нашей страны.. Сюжет и построение композиции рисунка. Художественно – выразительные средства в рисунке. Презентация «Человек в изобразительном искусстве».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Лепка
|
33
|
Искусство родного края.
Лепка домашних животных.
|
Керамика (гончарное искусство). Скопинская декоративная керамика. Декоративная скульптурная керамика. Творчество Е.Чарушина, В. Ватагина. Пластические свойства глин и разнообразные возможности керамического декора. Презентация «Художники – скульпторы».
Эвристическая беседа с опорой на учебник (с.50,131) , презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства. Индивидуальное выполнение рисунка на заданную тему.
|
|
|
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
|
34
|
Искусство родного края.
Виртуальная экскурсия в музей изобразительного искусства.
|
Знакомство с художниками родного края.
Эвристическая беседа с опорой на презентацию. Художественный анализ произведений изобразительного искусства.
|
3)
|
|
Национально – региональный компонент
1.Овощи – с.109 Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала».
2.Птицы и животные Южного Урала – Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала».
3.Художники Южного Урала
Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы
1)Учебники:
№
|
Автор
|
Название, класс
|
Год издательства
|
Издательство
|
1
|
В. С. Кузин, Кубышкина
|
Учебник «Изобразительное искусство» 4 кл.
|
2002
|
Москва
Дрофа
|
2)Методические пособия для учителя
№
|
Автор
|
Название, класс
|
Год издательства
|
Издательство
|
1
|
В. С. Кузин
|
|
|
|
3)Пособия для учащихся(тетради и т.д.)
№
|
Автор
|
Название, класс
|
Год издательства
|
Издательство
|
1
|
В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина
|
Тетрадь по изобразительному искусству 4 класс
|
2007
|
Москва
Дрофа
|
4)Контрольно – измерительные материалы
1 Форма контроля - практическая (рисунок, скульптура, аппликация)
|
2.Тест, мини - сочинение
|
Информационно-коммуникационные средства
- Электронное учебное издание «Начальная школа» 1-4 классы
- Интегрированный УМК начальной школы 1-4 классы «Кирилл и Мефодий» ИЗО
Тест №1
Виды изобразительного искусства
- Перечислите виды изобразительного искусства.
а) живопись +
б) графика +
в) скульптура +
г) декоративно – прикладное искусство +
д) пейзаж
- Какими красками могут создаваться произведения живописи?
а) масляные +
б) акварельные +
в) темперу +
г) пастель
- Чем выполняется графика?
а) ручка
б) уголь +
в) карандаш +
г) специальные приспособления и машины +
- Что можно отнести к графике?
а) рисунок +
б) фреска
в) зарисовка +
г) гравюра +
- В каких материалах выполняется скульптура?
а) дерево +
б) глина +
в) песок
г) камень +
д) гипс +
е) металл +
Тест №2
Крестьянский труд в изобразительном искусстве
- Кто из художников посвятил своё творчество изображению крестьянского труда?
а)А. Венецианов +
б)Г. Мясоедов +
в)З.Серебряков +
г)А.Пластов +
2. Какие картины А.Венецианова?
а) «На пашне. Весна.» +
б) «Косцы»
в) «Жнецы» +
г) «Воз сена»
3. Кем был Аркадий Пластов?
а) композитор
б) художник +
в)поэт
г)актёр
4. Выбери картины Аркадия Пластова.
а) «На гумне»
б) «Деревенская улица» +
в) «Воз сена»
г) «Деревенский март» +
5. Приведи примеры серо-серебристого колорита в картинах А. Пластова.
а) «Деревенский март» +
б) «Автопортрет»
в) «На гумне»
г) «Деревенская улица» +
Тест № 3
Великие полководцы России в изобразительном искусстве.
- Выдающиеся русские полководцы.
а) Александр Невский +
б) Михаил Кутузов +
в) Георгий Жуков +
г) Иван Репин
- Кто из художников писал портреты русских полководцев?
а) П. Корин +
б) В. Суриков +
в) И.Мартос
г) А.Бубнов +
- Кто автор картины «Александр Невский»?
а) П. Корин +
б) А.Бубнов
в) И. Репин
г) А. Саврасов
- Кто автор картины «Утро на Куликовом поле»»?
а) А.Саврасов
б) М.Абакумов
в) И.Мартос
г) А. Бубнов +
- Кто из русских полководцев изображён на картине А. Кившенко?
а) Г. Жуков
б) А.Суворов
в) М. Кутузов +
г) А. Невский
Учебно – методический комплект
Программа (издательство, год)
|
Учебник (издательство, год)
|
Методическая литература (автор, название)
|
Программы общеобразовательных учреждений «Начальные классы»
2 часть Москва Просвещение 200
|
Учебник «Изобразительное искусство» в 2-х частях 3 – 4 класс В. С. Кузин, Кубышкина Москва «Дрофа» 2002 год
|
Поурочные планы по программе В. С. Кузина 4 класс под редакцией С. И. Доля Волгоград «Учитель» 2006
|
|
|
|
|