(1).. (2) Бывают времена, когда к заимствованным словам относятся вполне терпимо (3) Но в иные эпохи они оцениваются отрицательно. (4)...несмотря на ту или иную реакцию общества, одна часть заимствованных слов органично входит в язык, а другая отторгается им.
1. Какое из приведённых предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1)Восприятие чужих слов без необходимости есть не обогащение, а порча языка.
2)Отношение к заимствованным словам в обществе меняется.
3)Заимствования портят язык, и их можно запретить волевым усилием.
4)Язык «опробует» заимствованное слово постепенно.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов)
должно быть на месте пропуска вчетвёртомпредложении?
1)Прежде всего
2)Однако
3)Тем не менее,
4)Иными словами,
3. Какие слова являются грамматической основой в одном
из предложений текста?
5. Укажите правильную морфологическую характеристику
слова НЕСМОТРЯ НА (4 предложение).
1) предлог 2)наречие
3)союз
4)деепричастие
2.Повторение орфографиина материале задания А12 ЕГЭ. (Правописание Н -НН в суффиксах различных частей речи.)
Выполнить задания (материал распечатан для каждого ученика либо проецируется на доску):
1) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упро-лё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1) 12)2 3) 1,2 4) 1,2,3
2) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?
Мывидим, что в костя (1)ых коньках, найде(2)ых археологами на севере Европы, продела(3)ы отверстия для кожа(4)ых тесёмок.
1) 1,22)2 3) 1,2,34)3,4
3) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?
Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.
1) 1,22)2,3 3) 1,2,34)3,4
4) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?
В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки.
1) 1,22)2 3) 1,3 4) 1,2,3
5) В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется две буквы Н?
Я знал, что волны выносят на берег обката(1)ые камешки, и часто обследовал песча(2)ую отмель и свежий намыв блестящей солее(3)ой галики.
1) 1,2 2) 13)1,3 4) 1,2
Комментарийучителя.
Много ошибок допускается при написаниин— ни в словах различных частей речи. Поэтому прежде всего определяем часть речи, в которой нужно объяснить орфограмму. Если это прилагательное, образованное от существительного, то всё внимание к суффиксу. Если прилагательное образовано с помощью суффикса-ан, -ян, -ин,то пишем Н. Если с помощью суффикса-онн (-енн)— то НН. НН пишется и в словах, образованных с суффиксом Н от существительных с основой на-н: {карманный—карман).Исключения из этого правиластеклянный, оловянный, деревянныйиветреный.Кроме того, нужнозапомнитьсловаюный, румяный, единый, пряный, свиной(с одной Н)
В отглагольных прилагательных (без суффиксов-ова. -еваи без приставки или с приставкойне-;без зависимых слов) пишется Н:вязаный, некошеный.
В полных причастиях (образованы от глагола с приставкой или имеют зависимые слова или суффиксы-ова -ева)всегда пишется НН:сваренный, скошенный.
В кратких прилагательных пишется столько Н, сколько и в полных, от которых они образованы:игрушка великолепна (великолепный); встреча торжественна (торжественный).
В кратких причастиях всегда пишется только Н:грибы собраны.
3. Слово учителя по теме урока. Составление учащимися тезисов по материалам сообщения учителя.
В литературе язык занимает особое положение. Он является той воспринимаемой на слух и зрением материей, без которой не может быть создано художественное произведение. По словам Л.Н. Толстого, поэты, писатели способны находить то размещение различных слов, которое способн выразить мысль автора, передать характер, помочь ~читателю войти в мир, созданный авторским воображением, сопереживать литературным героям. Так как всё это доступно лишь языку художественной литературы, именно он считается вершиной литературного языка. Язык художественной литературы неизмеримо богаче литературного языка. Практически нет таких слов и языковых форм, которые не могли бы стать материалом для художественного образа. Всё дело, как писал А.С. Пушкин, «в чувстве соразмерности и сообразности».
Когда мы говорим о языке литературы, то имеем в виду использование языка в ситуации общения людей через посредничество текста, а литературу понимаем как множество существующих текстов.
Литература возникла после появления письменности. А назначение письма — сохранять информацию от забвения. Письменность помогла закрепить и распространить языковую норму, а через литературу норма возвратилась в устную речь. Именно так сложно и неразрывно связаны между собой язык и литература.
В развитии языка с возникновением художественной литературы начался новый этап. Каково назначение художественной литературы? В чём её практическая польза? Какая сила позволяет ей преодолевать сопротивление времени, непонимания, равнодушия? Литература — это искусство слова, именно слово и стало той главной силой, с помощью которой человек познаёт самого себя. Слово не просто передаёт мысли, оно создаёт одухотворённый вариант мира, а не его механическую копию. Язык выдающегося художественного произведения сам оказывается произведением искусства. «Мёртвых слов нет — все они оживают в известных сочетаниях», — писал А.Н. Толстой. Задача художника слова в том и состоит, чтобы «оживить слова», т. е. путём сопоставления, столкновения, переклички слов наилучшим способом выразить волнующие его, художника, идеи и чувства. При этом слова не просто фиксируют готовые, уже найденные мысли, а участвуют в их рождении. Если не найдено нужное слово, не родился и образ, а сама писательская мысль ещё не сформировалась, не смогла зажечь читателя, оставшегося равнодушным. Это личностное переживание и составляет основу словесного образа.
4.Закрепление изученного. Анализ текста, записанного
под диктовку.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц «не» и «ни»? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. А докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, не только слушают, но и аплодируют ему.
Богатый, не штампованный, то есть живой язык — главный признак духовно полноценной личности. Гордиться тем, что не умеешь интересно разговаривать — все равно что гордиться врожденным либо приобретенным физическим недостатком.
(По В. Белову)
Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3—4 аргументов. (Это задание при отсутствии времени можно дать на дом).