Submitted by Светлана Тимофеевна Жаркова on Wed, 20/11/2013 - 18:58
Тема:Симметрия в чувашских узорах.
Цели:
1) уметь применять симметрию в решении задач;
2) научить видеть и чувствовать симметрию, красоту в чувашских узорах;
3) рассказать учащимся о чувашской вышивке;
4) привить любовь и уважение к народной вышивке;
5) вызвать интерес к языку, народным традициям;
6) развивать чувство цвета и ритма.
Материалы:
1) фотографии;
2) образцы старинной вышивки;
3) карты со значениями вышивки;
4) магнитофон.
ХОД УРОКА:
- Здравствуйте, ребята! Какие чувства рождает в вашей душе эта мелодия?
(- Заставляет думать нас о чувашском крае, о чувашской вышивке).
- Ребята, кто знает слова чувашского поэта Петра Хузангая о чувашской стране?
Ученик: Знаете ли вы эту страну?
И стара она, и вечно молода.
Праздники бывают дивно в той стране
А работой - может сдвинуть горы!
- А какие слова написал Хузангай о чувашском народе?
Ученик: Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
Учитель КРК: Да, с древних времён чуваши свой край называли краем ста тысяч слов, ста тысяч песен, ста тысяч вышивок. И тема нашего урока: "Симметрия в чувашских узорах". Слово "симметрия" связано с математикой, и мы объединим уроки культуры родного края и математики. На уроке мы научимся видеть и чувствовать симметрию, красоту в чувашских узорах.
А девизом нашего урока выберем слова Вейля: "Симметрия - это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство".
Учитель математики: Слово "симметрия" издавна употреблялось в значении красота, гармония. Человек использовал симметрию в строительстве жилищ, в создании предметов быта, в украшении одежды. С древних времён у чувашей распространены резьба по дереву и вышивка. То и другое отличается богатством узоров, которые создаются с помощью симметрии.
Давайте же вспомним все, что мы знаем о симметрии. Итак, что такое осевая симметрия?
Ученик: Фигура называется симметричной относительно прямой, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой, также принадлежит этой прямой.
Прямая называется осью симметрии, а про фигуру говорят, что она обладает осевой симметрией.
Учитель математики: Хорошо, а теперь давайте найдём и покажем все оси симметрии на чувашском узоре. (На ватмане изображен чувашский узор).
Учитель культуры родного края: Таким образом, чуваши одежду украшали вышивкой. Чувашия с древних времён славилась своими талантливыми вышивальщицами, мастерами шитья серебром и бисером. Красота чувашской вышивки может успокоить душу любого человека, она привлекает любые глаза. Кто приезжает в Чувашию в первый раз, народную вышивку может увидеть везде: в краеведческом музее, в выставочных залах, в магазинах, в клубах и во дворцах культуры, в школах и детских садах. Многие не могут оторвать глаз от красивой, привлекательной как мелодия вышивки. Как она ценна! Можно сказать, что в вышивке хранится сама душа народа. Она поднимет настроение человека, как на веселом празднике. Как будто сама природа подарила эту красоту: в вышивке - гордость волжских волн, красота желтых колосьев пшеницы, теплота солнца - все, все есть.
Чувашская вышивка... Давайте посмотрим на неё. (Показать вышивки на доске).
Чувашская вышивка... Она привлекает нас своеобразной красотой. Вышивка расположена симметрично, рисунки правильны. Проводилась вышивка в четырёх направлениях: по горизонтали, по вертикали и по двум диагоналям, что хорошо видно на примере узора. (Узор на ватмане).
Учитель математики: Возвращаясь к математике, давайте вспомним, как построить точку, симметричную данной точке относительно прямой. (Ученик показывает, какие для этого необходимо выполнить действия).
- Молодец! Перейдем к следующему заданию. Пусть к доске выйдут двое желающих. Вам необходимо нарисовать от руки фигуры, симметричные данным фигурам относительно вертикальной оси. (Идёт работа у доски).
Учитель КРК: Все фигуры, с которыми вы сейчас работали - это разнообразные швы чувашской вышивки. Найдем , давайте, эти швы на фрагментах вышивок.
Всего в чувашской вышивке насчитывают 32 шва и около 40 их разновидностей. У каждого шва своё название, каждый шов является...
Изображенем какого-либо объекта . Например , один узор напоминал человека , другой – рога , - третий – водный поток.(Показать на узорах).
Из всех швов самым трудным был «ухмах тĕрĕ». Этот шов , похожий на подкову коней, могли выполнить только самые хорошие мастерицы. По преданию, этот шов появлялся во время свадьбы.
1 ученик . В самом разгаре шла свадьба . Среди всех поющих, танцующих людей оказался человек, который не желал добра молодой невестке . Вдруг он закричал:»Плохая жена будет из неё, она не умеет вышивать!»
2 ученик . Девушка покраснела как красна ягода, но как молния засверкали её красивые глаза. Разве есть на Земле стыд? Как выйти из положения? Как победить обидчика?
3 ученик . Вдруг она увидела танцующих около себя лошадей. В это время подруги дали ей нитку с иголкой. На белом холсте она вышивала узоры , похожие на копыта лошадей. Вышивались они быстро, радостно. Но потом подруги невесты, как ни старались, ни одна не смогла выполнить такой шов. В народе дали этому шву название»ухмах тĕрĕ».
Учитель КРК:Вот такова история рождения одного из швов. Очень много швов, которые изображают дерево жизни. Некоторые из них напоминают колос, некоторые-дерево с большими плодами. Они присутствуют во многих узорах. Например, дерево жизни мы видим и на гербе, и на флаге нашей республики.
Существует легенда о том , как появилось дерево жизни:»Создал Бог небо, воздух и воду. А земля оказалась под водой. Послал Бог за землей селезня. Три раза нырял селезень, но не смог достать землю. Увидел это сатана и послал в помощь утку. Только в третий раз сумела утка ухватить клювом кусок земли . Как только она вынырнула- земля в клюве начала расти. Выплюнула утка землю, и выросла Земля до огромных размеров. А в середине этой земли начало расти до небес дерево,корни которого дошли вниз до мира сатаны. На ветках дерева жизни поселились утка и селезень-это мужчина и женщина. И пока существует дерево жизни. Будет жить и чувашский народ».
Вот такую легенду знают чуваши о древе жизни.
Чувашские вышивальщицы начинали узоры с контура рисунка, который выполняли черными нитками. Это была ответственная часть работы , требовавшая от мастерицы большой точности, ведь если она ошибалась на одну лишь нитку , симметрия рисунка нарушалась.
Учитель математики.В том, что эта работа трудная и требующая внимания, вы можете убедиться сами, «вышивая» цветными карандашами узоры на листе бумаги . Сейчас каждый из вас получит карточку , на которой изображена часть узора и проведены две его оси симметрии. Вам необходимо восстановить весь узор. (После того, как задание закончено, правильность его выполнения сравнивается с заранее заготовленным рисунком).
Учитель КРК :Ребята, а где вы могли видеть такие узоры?
(-На салфетках, на полотенцах).
Правильно! Чуваши верили в победу над неправдой и злом, в дружбу, в благородность работы. И все это появилось в вышивке. Вышивали на белом холсте. Большое значение в вышивке играл цвет. Используется 5 цветов: черный, красный, синий и зленный. И у каждого цвета в вышивке было свое значение.
Натали вышивает.
На сорочке вдруг цветы расцвели
Для кого кладет кресты Натали?
Холст домашний, как снежок,
Ровен, бел.
В каждой нити видит толк Натали.
Свой у вышивок язык, и они
Говорят не хуже книг. Искони.
В нитях – полночь и рассвет,
Смех и стон.
Для того, кто в их секреты посвящен.
А теперь давай рассмотрим значения цветов. Какой цвет что обозначает.
(Плакат).
Чаще всего использовали красный цвет – цвет крови, жизни, торжества. Но самым красивым считали желтый – цвет солнца. Для выполнения контуров рисунка используется черный цвет – цвет земли, плодородия. Зеленый – природа, синий – голубое небо.
Учитель математики: Давайте еще раз обратим внимание на слова Вейля. Ведь сегодня каждый из вас попытался сам создать красоту, приобщиться к тому, как воспринимали окружающий мир наши предки, как постигали его порядок, красоту, совершенство.
И хочу обратить ваше внимание на герб и не флаг Чувашии. Как вы видите, герб симметричен. Мы снова убеждаемся в том, какое ощущение спокойной уверенности и возвышенной красоты придает рисунку симметрия.
Учитель КРК: Чудесную вышивку может сделать лишь такой народ, который богат душой, у которого большой ум – разум. Это – чувашский народ, наш родной народ. Не даром говорят(на доске):