Submitted by Наталия Григорьевна Романова on вс, 17/11/2013 - 16:18
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята. В мире существует огромное количество профессий и специальностей. Специальность, ребята, это вид занятия в рамках одной профессии. Например, профессия – врач. Специальности – это врач-терапевт, врач-окулист, врач-хирург. Всего в мире насчитывается более 9 тысяч профессий. Много. А сколько профессий знаете вы? А откуда вы знаете о профессиях? Правильно, от родителей, знакомых, смотрите телевизор, слушаете радио и т.д. (Нужно выслушать ответы детей). А после сегодняшнего нашего занятия вы будете знать о профессиях еще больше.
Сегодня мы отправимся с вами в необычное космическое путешествие к загадочной планете «5+МЫ». Почему так планета называется? Мы с вами узнаем чуть позже, думаю даже сами догадаетесь.
Ход занятия:
Слайд №1
Руководитель полетами(учитель): Итак, все готовы к путешествию на дальнюю планету?! Для начала нам нужно сформировать три экипажа. Класс разбивается на команды. Каждая команда выбирает командира корабля.
1. Задание (для капитанов): придумать названия команд.
Руководитель полетами:Ракеты к полету готовы. Через 7 световых лет мы должны долететь до планеты «5+МЫ», преодолевая возникающие на звездном пути трудности и преграды, а команда, которая прилетит первой, т.е. выполнит задания и наберет больше очков, и будет победителем.
Руководитель полетами подает команды:
- Приготовиться к полету!
- Есть приготовиться к полету!
- Пристегнуть ремни!
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакты!
- Есть включить контакты!
- Включить мотор!
- Есть включить мотор!
- 5-4-3-2-1-пуск!!!
Слайды №№ 2,3,4
2. Беседа «Какую профессию я выбрал и почему?»
Руководитель полетами:Мы с вами покидаем космодром и выходим в открытый космос. Чтобы не скучно было лететь, давайте побеседуем о профессиях, о том как разнообразен и огромен мир профессий. Для начала уточним, какие профессии у ваших родителей? А какие у них специальности? Скажите, кем бы вы хотели работать, когда станете взрослыми? Почему вам нравится именно это профессия?
(Небольшие рассказы детей о профессиях (специальностях) своих родителей. Если кто-то сделал выбор, кем бы он хотел быть, почему он сделал этот выбор, что нравится в данной профессии и т.д.)
Слайд № 5
3. Профориентационные игры
Руководитель полетами:Итак, мы с вами убедились, что на свете очень много профессий, их мир разнообразен и интересен. Чтобы еще больше узнать о них мы с вами сейчас поиграем.
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Слайд № 6
3.1. Игра “Аукцион”.Нужно назвать как можно больше художественных произведений, стихов, фильмов, в названии которых или в тексте встречаются профессии.
Об очень многих представителях профессий, написаны стихотворения, даже целые поэмы, сняты художественные фильмы, анимационные фильмы, художники изображают людей разных специальностей в своих картинах. А какие художественные произведения (картины, стихи, фильмы, песни и т.д.), в названиях которых или в тексте встречаются профессии, известны вам, или читали эти произведения, или смотрели фильмы?
1. Кем были по профессии герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасателями)
2. Кем по профессии был Стекляшкин в сказке «Незнайка на Луне»? (Астрономом)
3. Как иначе называют коллегу по работе? (Сослуживец)
4. Человек, профессионально не умеющий говорить «нет», - это… (Дипломат)
5. Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
6. Как называется учёный, изучающий неопознанные летающие объекты – НЛО? (Уфолог)
7. Не только тайный, но и рекламный? (Агент)
8. «Многоликий» профессионал – это… (СТО-рож)
9. Как звали первую женщину – лётчицу? (Баба- Яга)
10. Кому разрешается поворачиваться спиной к королю? (Кучеру)
Слайд № 7
3.2. Игра “Узнай меня?”По определенному набору слов ребята должны определить, о каких профессиях идет речь.
С Земли поступило важное сообщение. Этот конверт для первой команды, а этот - для второй. ( Команды получают конверты, в которые вложены карточки со словами). Вам нужно в течение 2 минут определить, какую профессию характеризуют слова, которые вы видите на карточке. Например, «шприц, укол, вата» - медсестра.
1 команда
2 команда
3 команда
- калькулятор, ведомости, деньги (бухгалтер);
- униформа, самолет, высота (стюардесса);
- плуг, кабина, пашня (тракторист).
Слайд № 8
3.3. Игра «Пойми меня».Приглашаются по одному участнику с каждой команды. Они встают спиной друг к другу. Одному из них показывается карточка, на которой написано название профессии. Его задача: мимикой, жестами объяснить другому участнику, название какой профессии написано на карточке: повар, строитель, балерина (танцор).
Слайд №9
3.4. Игра “Рисунок с закрытыми глазами”.Необходимы: доска, мел. Нарисовать закрытыми глазами представителя профессии врача. Каждая команда рисует своего врача.
Слайды №№ 10, 11, 12
3.5. Игра “Профессиональный час”.Используя данные буквы и значки составить как можно больше профессий. Если в слове не будет доставать нужной буквы, или буква повторяется его можно заменить *.
м б у г к о е с м х а н в т и к р**
(механик, космонавт, бухгалтер)
ф е п р м о г а и л с т **
(фермер, программист, пилот)
т х у д р а к о б и л е ж н с т ь**
(тракторист, художник, библиотекарь)
4. Литературная гостиная «Калейдоскоп профессий»
Слайд № 13
4.1. «Доскажи профессию».
Дружно, хором отвечайте.
Трактор водит (тракторист),
Электричку (машинист),
Стены выкрасил (маляр),
Доску выстругал (столяр).
В доме свет провёл (электрик),
В шахте трудится (шахтёр)
В жаркой кузнице (кузнец)
Кто всё знает (МОЛОДЕЦ)
Слайд №14
4.2. «Коварная рифма».
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Булки нам и калачи
Каждый день пекут…
(пекари, а не врачи)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый…
(повар, а не почтальон)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой…
(учителя, а не пожарные)
Дрессирует львов, собак
В городском саду…
(дрессировщик, а не рыбак)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно,…
(пастух, а не продавец)
Складки, карманы и ровненький кант-
Платье красивое сшил…
(портной, а не музыкант)
Высадить новые саженцы в ельник
Снова отправится утром наш …
(лесник, а не мельник)
Посадил уж сотни роз
В городском саду …
(садовник, а не матрос
Слайд № 15
4.3. «Профессии – синонимы». Синоним – это слово, близкое по значению. Задание – написать иначе представителей предложенных профессий. Помните, время ограничено.
Сторож - … (охранник)
Воспитатель - … (наставник)
Шофёр - … (водитель)
Кочегар - … (истопник)
Голкипер - … (вратарь)
Парикмахер - … (цирюльник)
Паяц - … (клоун)
Каскадёр - … (трюкач)
Солдат - … (боец)
Архитектор - … (зодчий)
Слайд № 16
4.4.«Кто я?». Ученики читают стихотворения с пропусками названий профессий. Задача: правильно вставить название профессий в текст стихотворения.
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.
На далёкие планеты
От земли летят ракеты.
Их конструктор разработал,
День и ночь не спал, работал.
Утром солнце светит ярко,
Молочко несёт доярка.
Тёплое, коровье,
Детям на здоровье.
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Охранять границу — важно!
Пограничниказовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут.
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахернепременно
Подстрижёт вас современно.
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар —
Перевяжет, даст отвар.
Лётчикзнает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.
Плывёт моряк на корабле
Он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной
Ведь море — дом его родной.
Он и фрукты, и природу
Нарисует, и портрет.
Взял художник на работу
Кисти, краски и мольберт.
Есть у фермера хозяйство,
Держит фермер поросят.
Труд не терпит разгильдяйства -
Знает каждый из ребят.
Каждый день он в море ходит
И сетями рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом —
Рыбакаработа в этом.
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Там пожарный нужен срочно.
Он погасит, — это точно.
В микроскоп учёный смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки —
Весь в работе, весь в науке
Слайд № 17
5 . Классификация профессий по предмету труда (по Е.А. Климову).
На слайде презентации 5 материков с названиями 5 типов профессий: «Человек-Человек», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек – Художественный образ» и «Человек – Природа».
Итак, ребята, вот мы с вами и долетели до планеты «5 + МЫ». На нашей планете как мы знаем, 6 материков. А на планете «5+МЫ», мы видим, 5 материков и называются они чудно. Почему? Мы сегодня говорим с вами о разнообразии мира профессий. Ребята, все профессии по предмету деятельности делятся на 5 типов.
Слайд № 18
1. На первом материке живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек-Человек». Деятельность людей этого типа профессий направлена на человека, т.е. «предметом» труда является «человек» - его лечат (врачи, медсестра), учат (преподаватель, воспитатель, тренер), обслуживают (продавец, проводник, актер, агент, менеджер), защищают (юрист, милиционер).
Слайд № 19
2. На втором материке живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Техника». Деятельность людей этого типа профессий связана с созданием, монтажом, наладкой, эксплуатацией и ремонтом технических устройств (монтажник, каменщик, инженер, токарь, водитель, слесарь, электромонтер).
Слайд № 20
3. На третьем материке живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Знак» (или Знаковая система). Деятельность людей этого типа профессий связана с тем, что работать приходиться с различными текстами (переводчик, библиотекарь, секретарь), с цифрами, формулами (программист, экономист), с чертежами, схемами (штурман, чертежник).
Слайд № 21
4. На четвертом материке живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Художественный образ». Здесь живут люди творческие, их профессии связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, реставратор, столяр-краснодеревщик).
Слайд № 22
5. На пятом материке живут люди, профессии которых относятся к типу «Человек – Природа».Деятельность людей этого типа профессий связана с изучением живой и неживой природы (микробиолог, геолог), с уходом за растениями, животными (агроном, ветеринарный фельдшер), с природопользованием (мастер животноводства, пчеловод, эколог.)
Есть много профессий, которые можно отнести и к той и к другой группе. Например, инженер-конструктор компьютеров (знак и техника), учитель биологии или химии (человек и природа), артист (человек и художественный образ).
Слайд № 23
А теперь сами приведите примеры по каждому типу профессий.
Ребята, вы теперь догадались, почему эта планета называется «5+МЫ»? На нашей планете Земля 6 материков. На них живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, они занимаются различными видами труда.
А на этой планете 5 материков. «5» – то число материков, расположенных на планете, на которых живут люди определенной профессии. « МЫ» – это все вместе, в том числе и мы с вами. Жители материков планеты не могут жить отдельно друг от друга: каждый из них дополняет друг друга, они помогают, сотрудничают, выполняют работу, которая необходима, чтобы созидать, добыть еду, одеться и многое другое: одни строят, обслуживают, возят, а другие одевают, кормят, учат и т.д.
Сегодня мы познакомились с миром профессий и узнали, что все профессии можно разделить на 5 классов: (перечислить). Вы узнали, что мир профессий многолик и разнообразен, что все профессии важны, нужны. Это поможет вам выбрать в будущем профессию, которая вам нравиться.
Настало время возвращаться домой. Все по местам! Запустить моторы!
Слайд № 24
6. Подведение итогов.
Подсчет баллов для определения команды-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побежденных сегодня нет – все получили знания о мире профессий!