Submitted by Людмила Петровна Шарипова on Fri, 15/11/2013 - 10:35
УРОК повторения и систематизации знаний по теме: "Правописание суффиксов причастий". Русский язык. 10-йкласс
ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
ТЕМА: Причастие. Правописание причастий.
ЦЕЛИ:
1. Знать грамматические признаки причастия как особой формы глагола и систему правил, регулирующих написание суффиксов причастий.
2. Совершенствовать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся.
3. Воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебники Грекова и Розенталя; Гольцовой, таблица “Образование действительных и страдательных причастий”; дидактический материал, эпиграф на доске.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Причастие как особая форма глагола. Роль причастий в речи.
Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола.
Конструирование предложений с причастиями и причастными оборотами. Замена сложноподчинённых предложений простыми предложениями с причастным оборотом.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
1. Проверка готовности учащихся к занятию. (1 мин.)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа с эпиграфом. (2 мин.)
Причастия служат сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу.
М. В. Ломоносов
- В чём видит Ломоносов достоинства причастия? (Совмещает в себе “силу имени и глагола”.)
2. Сообщение учащегося о причастии как особой формы глагола (с использованием схемы). (3 мин.)
3. Употребление причастий в речи. (7 мин.)
а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи. (Приложение 1. Задание 2).
- Какова главная мысль текста?
- Что говорит поэт об употреблении причастий?
б) Сообщение учащегося, который анализировал учебники для 10 класса (по 5 страниц). Он рассказывает, как часто и какие причастия употребляются в учебниках, в учебнике по какому предмету их больше всего.
в) Сообщение учащегося, который выписывал названия произведений, содержащих причастия, и группировал их по видам причастий.
г) Работа с текстом К. Ушинского “О языке народа”. (Приложение 1. Задание 1).
- Какова основная мысль текста?
- Назовите причастия. С какой целью автор использует их? (Причастия придают тексту выразительность, торжественность, лаконичность.)
4. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. (23 мин.)
а) Рассказ учащегося о действительных и страдательных причастиях и их образовании.
б) Работа с таблицей “Образование причастий”.
- Каким правилом нужно руководствоваться при написании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени?
- Объясните правописания гласных в суффиксах причастий в тексте “О языке народа”.
в) Работа по вариантам. (Приложение 1. Задание 3).
I вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ащ-, -ящ-.
II вариант – выписать словосочетания с причастиями, имеющими суффиксы –ущ-, -ющ-.
Задание: составить предложение с одним из словосочетаний, поставив причастный оборот после определяемого слова. (Два кадета выполняют это задание на доске).
г) Работа в парах. Решение лингвистической задачи “Собери причастие”. (Приложение 1. Задание 5).
Составить с получившимся причастием предложение с причастным оборотом.
Заменить это предложение сложносочинённым с придаточным определительным.
Остальные учащиеся работают под руководством учителя.
Задание: от глаголов, записанных на доске, образовать страдательные причастия настоящего времени и записать словосочетание “прич. + сущ.”
уважать – уважаемый товарищами
изучать – изучаемый школьниками
привозить – привозимый из-за границы
рекомендовать – рекомендуемый для изучения
оберегать – оберегаемый друзьями
видеть – видимый снайпером, стрелком
освещать – освещаемый солнцем
слышать – едва слышимый звук искл.: двигать – движимый чувством долга, сострадания.
5. Тест “Готовимся к ЕГЭ. Правописание суффиксов причастий”. (Приложение 2). (5 мин.)
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Выставление оценок. (2 мин.)
IV. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ. (1 мин.)
Выучить § 47 (Греков).
Упр. 270. (Греков).
Приложение 1
Правописание суффиксов причастий
1.О ЯЗЫКЕ НАРОДА
Язык народа – лучший, никогда не увяда…щий и вечно распуска…щийся цвет его духовной жизни, начина…щейся далеко за границами истории. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединя…щая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое. (К. Ушинский).
Задание:
Прочитайте текст выразительно.
Укажите причастия и определите, с какой целью они употреблены в тексте.
Объясните правописание суффиксов причастий.
2.… Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).
Задание:
Выразительно прочитайте текст.
Какова его главная мысль?
В какой форме речи встречаются причастия?
Что говорит поэт об употреблении причастий?
3.Вер…щий людям, зна…щий правду, люб…щий спорт, увлека…щийся музыкой, се…щий хлеб, легко дыш…щий, скач…щие всадники, стро…щийся дом, та…щий снег, рокоч…щий гул, стел…щийся дым, чуть брезж…щий рассвет, бор…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к занятиям кадет, слыш…щийся издали гудок, знач…щееся по списку количество, храбро сража…щийся полк, пил…щие дерево рабочие.
Задание:перепишите, обозначая в каждом причастии суффикс и указывая в скобках неопределённую форму, спряжение того глагола, формой которого данное причастие является.