-Послушайте слово «весна» внимательно и назовите звук, который находится после звука «э» и перед «н»? (звук «С»).
-Возьмите зеркала и произнесите этот звук. (Уточнение положения языка, губ, зубов при артикуляции этого звука).
-Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, глухой)
-Отгадайте следующую загадку:
Нашумела, нагремела,
Всё помыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила. (гроза)
-Назовите звук, который находится после «о» перед «а».
(По аналогии проводится работа со звуком «З»).
-Сравните эти звуки по артикуляции, по звонкости-глухости. Чем они похожи, чем отличаются? (Одинаково образуются, оба согласные; отличаются по звонкости-глухости).
-Сегодня мы будем учиться эти звуки различать. Они будут «дежурными» звуками.
(Демонстрация схем звуков).
II. Актуализация знаний:
1. Выделение звуков из слова:
-Возьмите по одной картинке из шкатулки и назовите первые звуки в названиях этих картинок (зонт, снегирь, собака, сумка, зубы, сова, сыр, зубр...).
Дети уточняют, звонкий или глухой звук в начале слова.
2. Дифференциация в слогах (игра «Беговые дорожки»):
-Я буду называть вам слова, а вы определите, какой «дежурный» звук слышится в этих словах. Затем назовите слог, в котором находится этот «дежурный» звук. Коричневая фишка обозначает звонкий звук «З», жёлтая – глухой «С». Называя звук, передвигайте фишки по «беговым дорожкам».