Программа по «Кулинарии» разработана мной из опыта работы с детьми, опираясь на программы по трудовому обучению: В.В.Воронковой «Программы специальной (коррекционной) школы VIIIвида 5 – 9кл.», Н.М. Конышевой «Трудовое обучение в начальных классах», Г.И. Жаренковой. Коррекционно–развивающее обучение «Трудовое обучение» и является модификацией с учётом применения в детском коррекционном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья (VIIи VIIIвида).Данная программа делает акцент на личностно - ориентированный подход к каждому ребёнку. Программа по курсу «Кулинария» предназначена для воспитанников с 1-го по 9-й класс детского дома.
1.1.Направленность
Направленность дополнительной образовательной программы «Кулинария» социально-педагогическая.
Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь.
Проблема бесконфликтной интеграции воспитанников коррекционных учреждений в социум в настоящее время стоит очень остро. Часто дети-сироты оказываются, не приспособлены к самостоятельному проживанию, не имеют навыков ведения домашнего хозяйства, не владеют знаниями приготовления пищи. Для решения этой проблемы в специальном (коррекционном) детском доме был создан кабинет кулинарии.
Благодаря практической направленности, деятельностному характеру и тесной связи с повседневной жизнью, образовательная область технология дает возможность воспитаннику получать новые знания, умения, навыки, интегрировать их со знаниями, полученными на других школьных предметах, и применять их в самых различных жизненных ситуациях. Программа «Кулинария» охватывает широкий возрастной диапазон и многофункциональна по своему назначению. В основном она рассчитана на социальную адаптацию и коррекцию детей VIIи VIIIвида.
1.2. Новизна
В системе воспитания детей, важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающего поколения.
Кулинария – искусство приготовления пищи. «В здоровом теле – здоровый дух!» - говорили древние, здоровье и настроение, готовность трудиться во многом зависят от питания и отдыха. Важно не только правильно готовить, но и правильно питаться. Умение вкусно готовить хорошая привычка. Умение красиво подать блюдо, правила сервировки — воспитывает эстетический вкус. Навыки и умение, сформированные в детстве, закладывают установку для дальнейшей жизни.
На занятиях по кулинарии воспитанники учатся искусству приготовления пищи, творчески оформлять блюда к праздникам, выставкам, готовить разные закуски, салаты, первые и вторые блюда, десерты и торты.
Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.
Для проведения занятий в детском доме выделено помещение площадью 24кв.м, а также созданы все условия для обучения. В настоящее время кабинет кулинарии является для детей образцом современной кухни, постоянно пополняется современной бытовой техникой, инструментами, мебелью, посудой, приборами, специализированной литературой.
1.3. Актуальность
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
Китайская пословица
В Сиверском специальном (коррекционном) детском доме воспитываются дети в возрасте от 3-х до 17лет. Поступают дети из домов ребёнка, из неблагополучных семей, где голодные дети зачастую довольствуются куском чёрного сухого хлеба. А ведь пища – является одним из основных элементов, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека. От того как человек питается, зависит его здоровье, внешний вид, функционирование внутренних органов, настроение, трудоспособность. Дело в том, что дети, воспитывающиеся в специальных образовательных учреждениях, как правило, получают готовую пищу, не зная, как и из каких продуктов, она готовится, не имея практического опыта, элементарных знаний и умений, присущих детям из обычных семей. Вот поэтому возникла идея о необходимости проводить в основном практические занятия по кулинарии, дающие основы знаний и умений готовить пищу, соблюдать гигиену, культуру питания, как одного из основных направлений решения проблемы социальной адаптации детей-сирот. Безусловно, детский дом даже в лучшей его форме не может полностью компенсировать утрату семьи, но наиболее эффективно подготовить ребёнка к самостоятельной жизни в обществе возможно.
Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям. Полученные на занятиях знания помогут детям не только накормить в будущем свою семью, гостей, но и сделать, быть может, первый шаг в выбранной специальности. Подготовка к самостоятельной жизни – одна из основных задач процесса обучения курса «Кулинарии», воспитанников детского дома, которым в связи с объективными трудностями адаптации и социализации усиленное развитие этих навыков необходимо в первую очередь. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию.
Отработаны темы занятий по первому, второму, третьему и четвёртому году обучения. Работа над модернизацией и совершенствованием программы продолжается и в настоящее время.
Актуальность программы «Кулинария» в том, что обучение детей направлено на их самоопределение и профессиональную ориентацию, являющихся важными этапами на пути социализации личности.
Цель:
Формирование знаний и умений воспитанников, способствующих социальной адаптации, подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- Обучить технологии приготовления различных блюд.
- Познакомить детей с историей кулинарии, историей национальных кухонь с точки зрения рационального питания и способов обработки продуктов; лечебными свойствами некоторых продуктов, организацией труда при приготовлении пищи,
- Обогатить словарный запас детей, на основе использования соответствующей терминологии.
- Формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов.
- Приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.
- Ознакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами и техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.
Коррекционно - развивающие:
- Пробудить интерес к кулинарному искусству у детей.
- Развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка.
- Развить эстетическое восприятие и творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
- Привить навыки работы в группе; формировать культуру общения.
- Формировать любовь и уважение к традициям русской кухни.
- Формировать позитивную установку на семейную жизнь
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Методы обучения подбираются в соответствии с психологическими, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на занятиях «Кулинарии» различных методов обучения:
Беседа (объяснительно – иллюстративный метод обучения – позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний)
Метод объяснительного чтения
Экскурсии
Практический метод – способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений. Вовлечение воспитанников в практическую деятельность, с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности
Записи рецептов
Упражнения в применении полученных знаний - самостоятельная работа
Экскурсии
Выставки
Ярмарки и проведение праздников и др.
Работа с дополнительной литературой
Методы проверки знаний
Дидактическое обеспечение
- Картотека «Украшение блюд», журналы «Кулинария», «Самобранка», «Люблю готовить», «Приготовление первых блюд», и др.
- Таблица калорийности основных продуктов питания
- Технологические карты, схемы приготовления блюд
- Фото и репродукции (разделы «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»)
-Тесты для контроля знаний, умений, навыков;
- Наглядный иллюстративный материал;
- Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.