Автор:
Ястребов Леонид Иосифович
Место работы:
кандидат физико-математических наук, профессиональный репетитор, в прошлом научный сотрудник и преподаватель. Автор двух монографий по квантовой физике, одна из которых переведена на английский язык, соавтор более 10 книг по ИКТ для работников образования
Записки репетитора. Каналы восприятия
Очередная глава книги профессионального репетитора по физике «Записки репетитора. ЕГЭ как повод изучить физику». Эта глава имеет отношение не только к физике. Она может пригодиться любому учителю. Поэтому из названия статьи убрано упоминание о физике.
Зачем это читать? Эта глава может показаться излишней в книге о подготовке к ЕГЭ. Но поскольку она (книга) посвящена не только тому, как готовиться к ЕГЭ, а еще и тому, как учить наилучшим (наиболее эффективным) образом, я счел неправильным не познакомить читателей с некоторыми, возможно, спорными теориями.
Вы можете не соглашаться с тем, что написано в данной главе, можете не принимать это во внимание. Но не знать этого, мне кажется, неправильно.
Иногда к репетитору обращаются со словами «Мой ребенок ничего не понимает на уроках физики. Помогите!»
Эта просьба часто не связана с необходимостью сдавать ЕГЭ или ГИА, а обусловлена тем, что родителей беспокоит успеваемость даже не по профильному, а по базовому уровню.
Возможно, такое непонимание обусловлено не плохими способностями ребенка, а несовпадением каналов передачи информации (от учителя) и каналов восприятия информации (ученика).
Такая же ситуация возможна и тогда, когда родители нанимают репетитора ученику, а непонимание по-прежнему остается. Школьник и родители – в отчаянии: какой «тупой» ребенок! А потом приходит другойрепетитор? и говорит: «какой способный ребенок». И дела действительно идут на лад.
Возможно, проблема заключалась как раз в том, что с ребенком говорили «не на том языке, который был ему понятен». А пришел новый учитель – и использовал правильный язык.
Поэтому не спешите ставить крест на инженерно-физических способностях Вашего ребенка, который плохо учится в школе. Вспомните, как много выдающихся ученых испытывали трудности при обучении в школе, начиная от А. Эйнштейна и заканчивая, например, академиком И.Г. Петровским, выдающимся математиком, Героем Социалистического Труда, который окончил школу со всеми отличными оценками, кроме математики!
Возможно, Ваш ребенок обладает прекрасными способностями к физике, но просто не может их проявить, а Вы и не подозреваете, что в Вашей семье растет самородок!
Поэтому сейчас мы поговорим о том, как люди сообщают и воспринимают информацию.
Зачем это читать? Здесь ? введение в проблему различных способов восприятия. И если Вы (ученик, преподаватель) испытываете иногда трудности с пониманием собеседника (приемом/передачей)информации, может быть материал этого параграфа и всей главы Вам поможет. Если Вы считаете, что этой проблемы нет ни у Вас, ни у Вашего ребенка, ни в Вашем классе, где Вы ведете преподавание, то можете легко пропустить все разделы этого параграфа и, возможно, не читать всю эту статью! J
Как Вы знаете, у человека есть несколько способов общения:
- Голосом/слухом
- Картинками, написанными словами, зрением,
- Прикосновениями.
- Обоняние и вкус мы рассматривать не будем.
Первый способ называется аудиальным,
Второй ?визуальным.
Третий ?тактильным (ощутительным).
Мы говорим о них, как о естественных каналах приема/передачи информации.
Логично предположить, что есть люди, для которых одиниз каналов более удобен для использования (является предпочтительным).
В [1] (Энциклопедическая книга по новым направлениям в образовании.Все еще НОВЫЕ, хотя книге уже порядочно лет!) рассматривается еще один способ ? идеомоторный, обучение через физические действия. Ниже мы будем для простоты объединять тактильный и идеомоторный способы общим названием «кинестетический», то есть общение и обучение через прикосновения, моторику, движения.
Вместо того, чтобы говорить «способы восприятия», ученые используют термин «модальности» (разновидности) восприятия. И мы будем тоже употреблять это научное слово.
Литература, обсуждающая различные модальности, обширна и противоречива.
Особенно дело запуталось после того, как в него вступили психологи, создавшие знаменитое НЛП – нейролингвистическое программирование, и попытавшиеся возвести отдельные модальности в абсолют, подчиняя их своим психолого-программистским целям. Удачи или неудачи и вообще сами методы НЛП не имеют никакого отношения к нашему изложению, поэтому не надо считать, что автор предлагает изучать физику методами НЛП!!!
Итак, после того, как мы открестились от скандально известных методик, займемся делом.
Ниже я использую материалы из разных источников [2], [3], [4], [5] не обращая внимания на то, что некоторые из них могут показаться сугубо популярными (даже без приставки научно-).
Вам, как читателю, надо войти в проблему различных модальностей, и не все ли Вам равно, откуда я заимствовал цитаты, если это именно я отвечаю за их полезность?
Считается, что есть три основных модальности (способа) восприятия окружающего мира и одна, так сказать, дополнительная. В соответствии с ними есть следующие группы.
Общение с внешним миром осуществляется в основном путем устной речи и ее восприятия. При объяснении им материала они в первую очередь воспринимают не столько смысл фраз, сколько то, каким тоном (с каким темпом и ритмом) она была произнесена, каковы были логические ударения. Лучше всего они запоминают и усваивают информацию, которая была произнесена, а на то, чтобы постигнуть смысл написанного текста или схемы им нужно время. Для того чтобы лучше запомнить, тихонько проговаривают фразу вслух. (В классе часто этого времени не дают, а бормотание на уроке тем более не приветствуется.) Аудиал хорошо запоминает то, что обсуждал.
Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Например, аудиалу “нравится, как звучит” идея.
Голос обычно очень богатый с широким диапазоном тона и звучностью.
Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки (т.к. это ? помеха в его канале восприятия).
У меня была ученица, которой мешал даже шум с детской площадки под окном, доносившийся через открытую форточку: она просила ее закрыть. Но тем не менее она прекрасно сдала ЕГЭ (причем не только по физике) и поступила в «бауманку».
Общение осуществляется благодаря зрительным образам. Визуалы предпочитают использовать схемы, списки и графики, так как они лучше запоминают то, что представлено наглядно. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами.
В визуальной системе решения принимаются со скоростью мелькания сравнительных картинок в уме...
Разговаривают визуалы быстро, громко и четко, им свойственны выразительные жесты, среди которых наиболее часто встречается вскидывание рук. Визуал говорит быстро, чтобы успевать за всеми картинками, которые создаются в уме, и высота голоса больше, чем в аудиальном и кинестетическом видах мышления.
Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.).Визуал “видит возможности” в данной идее.
Если Визуалу что-то объяснять, то желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки и фотографии. В крайнем случае, надо показывать руками, какого это размера и где расположено.
Для Визуала зрение и слух - это одна система. Если он не видит, то как бы и не слышит. Его принцип: «Он меня не слушает, потому что не смотрит на меня».
Визуал помнит то, что видел, он запоминает картинами (образное мышление хорошо развито).
Визуалу шум практически не мешает (не его канал восприятия).
Чувственное восприятие, «на ощупь». Чаще всего они употребляют слова, связанные с чувствами: горячий, холодный, мягкий, чувствую, ощущаю. Объяснять материал им нужно на «чувственном» уровне, выстраивая по мере возможности ассоциативный ряд. Кинестетикам нужно время даже для решения элементарной задачи, поэтому давить на них не стоит. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь. Позвольте ему жестикулировать при обсуждениях.
Речь их ритмична, но медленна. Жестикуляция не активная, спокойная, в основном в нижней части туловища.
Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Кинестетик может испытывать “теплые чувства” к этой идее.
Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно.Речь медленнее, чем при аудиальном и визуальном мышлении, с частыми паузами для проверки того, что сам человек чувствует по отношению к сказанному и к тому, что он хочет сказать. Это роднит кинестетика с дигиталом.
У дигиталов («числовиков) восприятие осуществляется на формальном уровне. Записи, цифры, формулы. Они все подвергают логическому анализу и сомнению, поэтому стараются удостовериться в правильности полученной информации. Им во всем нужен смысл, они будут переспрашивать, и проверять каждый шаг операции, так как катастрофически не любят ошибаться. Самая популярная фраза – «Я правильно понял?».
Иногда про дигиталов говорят, что они находятся в состоянии «внутреннего диалога», т.е. они постоянно в разговоре с самим собой. Люди, у которых больше всего развит этот тип восприятия (иногда его называют даже типом мышления), часто кажутся отстраненными от разговора, потому что им нужен внутренний разговор с собой для принятия решений. На такой процесс принятия решений требуется очень много времени по сравнению с визуальной системой, в которой решения принимаются со скоростью мелькания сравнительных картинок в уме...
Люди, которые мыслят внутренним диалогом, обычно «читают» то, что им «пишет мозг» на воображаемой доске.
Это очень медленный и неэффективный способ чтения, особенно по сравнению с визуальной стратегией, которая переводит слова в картинки гораздо быстрее, чем это возможно при внутреннем диалоге.
Дигитал может «схитрить для самого себя», вводя разные «внутренние голоса» для разных «действующих лиц».
Автор видел только одного настоящего дигитала в физике. Когда ему задавали какой-нибудь вопрос, спрашивали его мнение по научной проблеме, результат производил на неподготовленного человека ошарашивающее впечатление. Он замирал, закрывал глаза и начинал монотонно отвечать, явно читая то, что возникало перед его мысленным взглядом. Фразы были идеально закончены. Никаких «бэ» или «мэ», свойственных устной речи. Минимум жестикуляции в поддержку своих высказываний, никаких попыток разнообразить интонацией свою речь. Все строго «по делу». Но он был весьма успешным экспериментатором; защитил и кандидатскую и докторскую диссертации, а потом длительное время заведовал кафедрой физики в одном из региональных университетов. То есть его «дискретность» прекрасно уживалась с творческим началом, с креативностью.
Насколько все это существенно?
В работе [1] (стр.439) приводятся такие результаты исследований
- Только 30% учащихся запоминают хотя бы 75% из того, что они воспринимают на слух в процессе обычного обучения
- 40 % усваивают 75% прочитанной или увиденной информации (картинки или печатные слова)
- 30 % учащихся относятся к кинестетическому типу.
Авторы [1] утверждают, что «кинестетические ученики» являются основными кандидатами на отчисление в традиционных школьных системах.
По данным [1]«в группе из 30 учащихся, 22 человека смогут вполне сбалансированно воспринимать информацию разнообразными способами. В целом, они справятся с усвоением материала, если он представлен визуально, в аудио или идеомоторной форме»
«У двух или трех учащихся будут возникать сложности из-за причин, не связанных со школой. Некоторые ? до 6 из 30 (20%) будут из категории «только зрительного восприятия», «только слухового восприятия» и «только идеомоторного». Для них сложно воспринимать информацию в каком-либо другом виде, кроме их приоритетного.»
«В группах риска» идеомоторные ученики составляют подавляющее большинство, а среди исключенных из школ они составляют примерно 26%» [1].
Одна из модальностей может являться доминирующей, приоритетной, а другие ? второстепенными. Если метод преподавания в классе не соответствует основной модальности ученика, и если он не может эффективно использовать свои остальные системы, у него возникнут трудности с обучением. Подчеркиваю ? трудности, не связанные с отсутствиемспособностей у ребенка.
Так, у меня был ученик, который до 11 класса учился в гуманитарном лицее и считался малоуспешным учеником («его все учителя ругали»). За год обучения у репетитора он совершил интеллектуальный подвиг и (бывший гуманитарий!) поступил в МИФИ, на ядерную физику. Nocomments!
Естественно, возникает вопрос? что делать с учениками, модальности восприятия которых не совпадают с модальностями большинства учителей в школе? Надо ли их готовить к ЕГЭ, ведь все равно в вузе они встретятся с теми же трудностями восприятия, только на более серьезном уровне. Зачем же обрекать ребенка на мучения на еще 5 лет?
Мое личное мнение таково:
- В любом случае их надо подтягивать по школьной программе. Возможно, с индивидуальным репетитором, возможно, в минигруппах, пробуя ? доходчиво ли данный репетитор объясняет Вашему ребенку. Но можно обойтись и без репетитора, как мне кажется . Ребенок должен научиться работать с книгами самостоятельно.
- Насчет вуза ? вопрос того же порядка. Если ребенок научится работать самостоятельно, то почему же ему не быть успешным в институте? И тогда все будет (может быть) в порядке.
В научном фольклоре ходят легенды об одном академике-математике. Он был, вероятно, тяжелым дигиталом, и очень плохо воспринимал устные доклады на научных семинарах. Было известно, что если Академик понял, то уже поняли все!
Но, господа, он был НАСТОЯЩИЙ академик! По научным заслугам. Более 20 лет был ректором одного очень известного Университета, членом Президиума АН СССР. Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Сталинской премии. В его честь названа улица в Москве. Кстати, школу (реальное училище) он закончил с отличием по всем предметам, кроме рисования и математики(!!!) Ну, не давалась ему математика!
Да, думал медленно, но затоКАК! А, может, врут, что медленно думал? Вот такая красивая легенда получается…
Зачем это читать? Мне кажется, что преподавателю (если Вы ? преподаватель) должно быть важно, как доходят Ваши мысли до ученика. Если же Вы ? ученик, тем более надо знать свою «репрезентативную систему восприятия». Преподаватель будет только рад, если услышит от Вас что-нибудь такое: «объясните, пожалуйста, то же самое, но на языке графиков» или «произнесите, пожалуйста, это определение, выделяя интонацией наиболее существенные места»
На первый взгляд проще всего обучать физике (и, особенно, математике!) дигиталов, хотя это и не очень интересно. Затем, конечно, идут визуалы. Много трудностей вызывают кинестетики, т.к. для них надо устраивать настоящие спектакли. Ну, а с аудиалами справиться очень не легко, да и они могут испытывать огромный дискомфорт.
Для визуала и аудиала? эмоциональный энергичный преподаватель просто находка, они будут им очарованы. А для дигитала такой преподаватель ? тяжелое испытание, непомерная нагрузка, так же, как и сам дигитал может быть слишком «инертен» для такого учителя.
Поскольку при индивидуальном обучении репетитор остается один на один с учеником, надо тщательно контролировать свое обращение к кинестетической модальности, т.к. она может показаться излишне «доверительной», подозрительно «теплой».
Одним из способов ее использования (хотя, возможно, это способ использования визуальной модальности) может быть введение «персонажей» в задачи.
Например, рыбак, проплывая на моторной лодке п течению, уронил под мостом свою шляпу. На нее тут же взобралась лягушка и следит за рыбаком. Через некоторое время рыбак осознал потерю и вернулся за шляпой. Сколько времени лягушка пользовалась чужой шляпой?
Или другая задача.
Ромео переплывает реку, скорость течения которой равна vт. Он держит курс перпендикулярно берегу и движется со скоростью vротносительно воды. На другом берегу его ждет Джульетта, которая бежит со скоростью vд к той точке, где Ромео должен причалить. Какой путь пробежит Джульетта?
Ученики с удовольствием принимали эту игру в персонажей.
Интересно, что «очеловечивание» задач им не мешало потом решать задачи о падении абстрактных предметов с какой-то высоты.
При обучении девочек надо предполагать, что у них сравнительно сильно развита кинестетическая модальность.
Но и тут есть особенности. У меня была ученица, которая попросила «не очеловечивать» физические тела, ей это мешало. При этом она всегда уточняла формулировки физических законов, ей было невозможно объяснять что-нибудь «в общем», как визуалу или аудиалу. Ну и куда она поступила, как Вы думаете? Ага, в «бауманку» ? аэрокосмический факультет, вычислительная математика и программирование.
Так что поаккуратнее с «образными» каналами дигиталов!
Репетитор должен общаться с учеником на его языке, с помощью предпочитаемой модальности восприятия.
- с аудиалом? используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с визуалом? используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с кинестетиком? используя жесты, прикосновения (лучше, имитируя, обозначая их, но избегая непосредственного контакта с подростком!) и типичную для них невысокую скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
- с дигиталом? используя формальную логику, опираясь на математический аппарат ? как ни странно, очень похоже на занятия с визуалом, но больше привлекая не образы, а инициируя его «внутренний диалог», проверяя понимание логики теории.
Довольно часто не удается определить эту предпочитаемую модальность. Да и есть ли она? Ну что ж, используйте все четыре! Ищите пути, варьируйте модальности, особенно, когда ученик что-то упорно не понимает. Какая из модальностей откроет путь к его пониманию – неизвестно. Но стучитесь в его сознание всеми четырьмя лапами, ох, я хотел сказать – модальностями!
Можно ожидать:
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!
- от дигитала? как ни странно, быстрого решения ожидать тоже не приходится, не случайно его часто сравнивают с кинестетиком. Несмотря на то, что мир формул – казалось бы, его мир, потребность внутреннего диалога может ухудшить быстроту мышления. Но не путайте быстроту с креативностью!
- аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;
- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. Неплохо предложить самому записывать определения и выводы под диктовку (под руководством) преподавателя. Можно также предложить «физкультурную паузу» - статическую гимнастику.
Ниже цитируется фрагмент сайта http://trenings.ru/entsiklopediya-nlp/modeli/871-model-nlp-metaprogramma-predpochitaemaya-modalnost.html
Отличия в приемах обучения можно проиллюстрировать следующими примерами.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами – у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Поэтому чтобы запомнить номер телефона, Кинестетик должен написать его собственноручно, Аудиал – произнести, Визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит.
Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен "видеть весь лист".
Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а Аудиал – рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья.
На практике это можно проиллюстрировать следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Возможно, Вы скажете ? наша цель не продать что-нибудь, а научить чему-нибудь. Ну что ж, отталкиваясь от швейной машинки, давайте поговорим о втором законе Ньютона.
Визуалу мы покажем таблицы и графики зависимости ускорения тела от действующей силы, напомним, как вычисляется тормозной путь в кинематике. И, действуя так, обнаружим, что удобно сразу же ввести третий закон Ньютона. И начнем решать задачи с учетом обоих этих законов ? иначе визуал не увидит цельной картины. (Минутку, мы пришли к идеям укрупнения дидактических единиц Эрдниева, УДЕ)
Кинестетика мы попросим после наших объяснений самостоятельно записать (сформулировать) как читаются второй и третий законы Ньютона, по возможности, проведем эксперименты, пусть на компьютере (опять УДЕ).
Дигиталу мы сразу дадим формульное выражение законов Ньютона, объясним, как они важны для решения конкретных задач науки и техники. Экспериментальные подтверждения, пусть на компьютере. (Опять УДЕ.)
С аудиалом сложнее. Но мы ему расскажем об истории законов механики, о том, каково величие того, что совершил Ньютон, и о том, что современная наука фактически развивается всего только 350 лет. Мы будем говорить с вдохновением, задавая риторические вопросы (вопросительная интонация всегда стимулирует внимание, тем более, внимание аудиала!). Попросим повторить (проговорить) формулировки законов Ньютона, на словах объяснить физический смысл величин, входящих в формулы, рассказать об их зависимости друг от друга. (Опять-таки УДЕ, то есть одновременно мы говорим о нескольких взаимодополняющих вещах!)
Не знаю, как Вас, но лично меня материал, изложенный мною выше, удивляет до крайности. А именно, по данным сайта http://vseklass.ru/obshhenie/audialy-vizualy-kinestetiki-i-digitaly.htmlнаиболее распространенный тип — кинестетики (около 40% населения), за ними идут визуалы (около 30%), далее дигиталы (около 20%) и аудиалы (около 10%).
Но любое обучение предполагает передачу смысловой информации. А она, как правило, является вербальной (выраженной в словах). Ну и как тогда учить кинестетиков и визуалов (визуал одними картинками все равно не обойдется, ему нужно и словесные объяснения давать). Отсюда получается, что 70 % людей выпадает из процесса вербального обучения? Это, конечно, полемическое преувеличение, но оно показывает, что не все так просто в мире модальностей.
Проблему решает то, что «чистых» аудиалов, визуалов и кинестетиков не бывает. Каждый человек имеет все три (четыре с учетом дигиталов) модальности восприятия. Одна из них может преобладать. И тогда мы можем, действительно, только посочувствовать тем, чьи преимущественные модальности не согласуются с нашими способами обучения.
Например, учитель физики в школе ?аудиал (как часто эти учителя ? женщины, а им, Вы знаете, более свойственен аудиальный способ общения!). А Ваш ребенок ?визуал. Учитель (особенно, молодая учительница!) неизбежно использует тщательное проговаривание формул, подчеркивает голосом важные моменты, но это богатство информации проходит мимо нашеговизуала. А вот рядом сидящая девочка все прекрасно воспринимает. Ну а наш мальчик выглядит туповатым… Вся проблема ? в несоответствии доминирующих модальностей приема/передачи информации. Печально.
В младенчестве все люди, конечно, кинестетики и аудиалы. Со временем развиваются и осваиваются другие каналы восприятия. Грубо говоря, повзрослев, каждый человек располагает всеми четырьмя каналами восприятия информации (в данном контексте мы по понятным причинам не рассматриваем обонятельный и осязательный каналы ? еще никто не пытался изучать, скажем, математику или историю литературы с помощью запахов). При этом надо иметь в виду, что это развитие каналов происходит с разной скоростью у мальчиков и у девочек (девочки обгоняют, вот откуда возникают рассказы о девочках-зубрилках!).
Проверьте себя – какие модальности у Вас имеются. Потихоньку сравните с модальностями, например, Вашего начальника, к которому Вы регулярно ходите на доклад. Перестройте тексты своих выступлений с учетом модальности Вашего начальника J (всех дел-то, заменить одни выражения на другие, равнозначные!). Но эффективность Ваших выступлений увеличится!
Обратите внимание ? мы в жизни часто пользуемся смешиванием каналов, даже не замечая этого. Например, говорим «сочный звук», «бархатное звучание» - привет аудиалам от кинестетиков.
А «красивая формула» ? слышали? «Когнитивные диссонанс» ? тоже встречали? «Грубое приближение», «грубая модель» ? настолько привычно, что даже трудно здесь узнать смешивание модальностей, а ведь оно есть!
Если условно принять всю поступающую информацию за 100 %, то ясно, что она будет распределена по модальностям восприятия примерно таким же образом, каким вектор в пространстве может быть представлен как сумма составляющих по разным осям.
На первый взгляд, физика более всего «приспособлена» для визуалов с примесью дигиталов (формулы!), аудиалам же не следует строить свое профессиональное будущее в области физики. Кинестетики, как ни странно, могут это попробовать, так как красота физических законов и идей ? это их поле. Значит, кинестетиков надо обучать, всячески подчеркивая ассоциации, единство подходов, прививая «вкус» (о! какое кинестетическое слово!) к физическим исследованиям. Да, в общем-то, и визуалы с дигиталами ценят красоту. А уж аудиалы – так те вообще, как говорится, способны «услышать музыку сфер».
На примере швейной машинки и второго закона Ньютона мы видели, что можно работать с учеником любой предпочитаемой им (доминирующей) модальности.
Напомню, что предпочитаемая модальность восприятия имеет отношение к усвоению материала, но не к творческим способностям. Поэтому в умелых руках опытного преподавателя практически любой ученик может выучить физику (пусть на школьном уровне).
Конечно, могут быть случаи, когда ученик через какое-то время после начала занятий говорит «нет, физика – это не моё». Ну что ж, как говорится, не сошлись в картинах мира. Преподаватель помог ученику отказаться от ранее выбранного пути, повлиял на его дальнейшую жизнь. Честь и хвала обоим!
Но если физика и описываемая ею картина мира не вызывают интеллектуального и эмоционального отторжения, то физику (на школьном уровне) может выучить любой. Если не считать патологически ленивых учеников. Но они быстро отсеивались. Выгонял.
Как Вы помните, заголовок этого пункта взят из сказки про Буратино…
…недавно я познакомилась с одним школьным учителем. Он учит детей страшным вещам. Он учит их, что работать гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. Ты понимаешь? Ведь это же страшно!
(А. и Б. Стругацкие.Стажеры)
Развитие цивилизации влияет на формирование каналов восприятия детей, на мой взгляд, парадоксальным образом.
С одной стороны, колоссально увеличивается загрузка визуального канала, что, казалось бы, должно развивать способности к визуальному восприятию информации. Но с другой стороны, содержание передаваемой визуальной информации является в основном развлекательным. То есть эту информацию предлагается просто потреблять, а размышлять над ней ? не требуется.
У детей возникает привычка к потреблению информации, организованной «клиповым» способом, т.е. когда вся визуальная информация нарезана на кусочки, не связанные друг с другом.
Таким образом, формируется «клиповое мышление», возникает привычка к клиповому мышлению.
Визуальный канал, как источник познавательной информации для ученика, деградирует. Учителю, даже если он визуал, становится трудно работать с учеником, который исходно визуально ориентирован: визуальный канал-то «испорчен».
Еще хуже ситуация с аудиальным каналом. Вся молодежь (где-то с 10 лет) ходит с плеерами. Бурный «поток бессодержательного аудио-мусора», в котором осмысленная вербальная составляющая отсутствует принципиально! То есть аудиальное сознание не просто детренировано, его русло приспособлено к совершенно другим сообщениям, не несущим информации. Преподаватель неизбежно испытывает трудности, пытаясь использовать аудиальный канал передачи информации.
При этом наступает, как ни странно (вернее, закономерно!) сенсорный голод (голод ощущений). Можно сказать кинестетический голод. Надо ли удивляться распространению алкоголизма и наркотиков, которые в известной мере утоляют его?
После этого мы сокрушаемся – ах, дети ничего не читают! На языке данного параграфа это означает, что дигитальный канал восприятия не загружен. А если и загружен, то чем? Посмотрите на названия книжек… Думаю, что по внешней завлекательности книжка с названием «Учебник физики» сильно проигрывает книге, скажем, «Живизавтра, умри сегодня».
Следовательно, ученики испытывают вполне объективные трудности, и виноваты в этом мы, взрослые, которые не видят опасности проблем. Или видят, но не пытаются с ними справиться.
Нельзя просто так говорить, что интеллект детей падает. Нельзя также все сваливать на реформу образования.
На мой взгляд, падают возможности детей к обучению, поскольку засоряются и блокируются каналы восприятия. Так и возникает проблема коротеньких мыслей.
Эх, велик соблазн процитировать воспоминания (М.Л. Галлай.Испытано в небе) знаменитого летчика-испытателя М.Л. Галлая (заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник, орденоносец) с некоторыми несущественными купюрами
«Блин» – легкомоторный самолёт с круглым в плане крылом <…> – был не только бесхвостым, а и, если можно так выразиться, бесфюзеляжным и даже почти что бескрылым.
Один за другим наши лётчикизалезали в кабину этого интересного самолёта, запускали мотор и носились по аэродрому. Это было очень красиво, но… безрезультатно.
Безрезультатно потому, что, в конце концов, самолёт делается для того, чтобы летать, а не бегать по земле. А вот стремления машины оторваться от земли никто из садившихся в её кабину, как раз и не обнаруживал.
Казалось бы, налицо все данные, чтобы испытания оказавшегося столь строптивым самолёта тут же и закрыть. Но оставалось неясным, чем вызвана такая решительная антипатия к удалению от земли у аппарата, в сущности, специально для этого предназначенного. В чем дело?
Дело оказалось в том, что на этой машине поначалу летали… неправильно. Выяснилось, что все её качества расцветают на непривычно больших углах атаки – в таком задранном кверху носом положении, с которого самолёты, имеющие крыло нормальной формы и удлинения, немедленно сорвались бы в штопор.
Вот ради этой фразы «на этой машине поначалу летали… неправильно» я и привел эту большую цитату.
Иными словами, если с учеником «общаются неправильно», то его качества и не будут расцветать. И всем будет плохо, включая общество, которое лишится потенциально очень полезного человека.
А если мы найдем пути к пониманию, используя весь спектр модальностей, то всем будет хорошо. Включая общество.
Итак, что же мы видим? (Кстати, узнаете визуала по вопросу?)
На мой взгляд, я Вам рассказал о двух важнейших моментах.
-
- Существует несколько каналов восприятия.
- Как правило, эти каналы «засорены» и функционируют не эффективно, это во многом обусловливает и объясняет трудности обучения.
Возможно, Вы этого не знали и видели трудности ученика просто в том, что он «плохо» учится. Ну а теперь Вы вооружены новыми неожиданными возможностями.
Отсюда выводы:
Умелый преподаватель использует для общения с учеником все четыре модальности, тем более в такой науке, как физика. Преподаватель должен пытаться «прочищать» и развивать эти каналы.
Используйте электронные ресурсы не только как дополнительный фактический материал, но и как аудиовизуальное подкрепление изучаемого материала, облегчающее запоминание.
Разумный ученик сам выявляет у себя предпочитаемую модальность и использует ее для более эффективного самообучения.
В Приложении (см. ссылку для скачивания) дано несколько практических советов, как распознать доминирующую модальность.
Оказывается, это можно сделать как по предпочитаемому словарю ученика, так и по движениям его глаз при общении.
[1]
|
Гордон Драйден, Джанетт Вос, Революция в обучении, Москва: ООО "ПАРВИНЭ", 2003.
|
[2]
|
«Аудиал, визуал или кинестетик,» [В Интернете]. Available: http://otebe.info/statj/audial-vizual-kinestetik.html .
|
[3]
|
«Визуалы, аудиалы, кинестетики...,» [В Интернете]. Available: http://www.ill.ru/news.art.shtml?c_article=1698 .
|
[4]
|
«Аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы,» [В Интернете]. Available: http://vseklass.ru/obshhenie/audialy-vizualy-kinestetiki-i-digitaly.html .
|
[5]
|
Давид Молден, НЛП в бизнесе.
|
Приложение. Распознавание модальностей
|