Официальный сайт isprras 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Якушина Е.В. Проблемы медиаобразования. Современный учитель и сетевые технологии - средства для профессионального роста

Автор: 
Якушина Екатерина Викторовна
Место работы: 
К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО
Контакты: 
http://mediaeducation.ru/

Проблемы медиаобразования. Современный учитель и сетевые технологии - средства для профессионального роста

 

Если раньше, в «доинтренетное» время школьный учитель не часто выходил за рамки своей школы, то в настоящее время педагогический рост современного преподавателя совершенно невозможен без использования сетевых технологий. Это может быть  обмен опытом в сетевых сообществах, публикации собственных разработок, использование сетевых образовательных ресурсов на уроках, совместная сетевая деятельность как детей, так и их родителей под руководством учителя, создание сайтов-портфолио, проектная деятельность и многое-многое другое…

 

Многие учителя окунулись в мир информационных технологий с удовольствием и видят в этом большие возможности и перспективы, но, тем не менее, на сегодняшний день существуют проблемы привлечения учителей в сеть.  Это в первую очередь пассивность, инертность, желание читать, получать информацию, но не публиковать свою. Зачастую людям есть что сказать, но они боятся сделать это. Или же просто они не видят смысла в обсуждении тех или иных проблем, возникает понимание того, что ничего нельзя изменить. 

 

Во вторую очередь, это неумение привлечь к своему ресурсу аудиторию, незнание основных правил продвижения материалов в сети. Учителя создают свои страницы в сети, но на них никто не заходит, создается впечатление «не нужности» материалов и учитель теряет интерес к данному виду деятельности.

 

Еще одна проблема – занятость учителей и недостаточный уровень ИКТ-компетенции. Но, как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ, а технологизация процесса не дополняет рабочее время, а наоборот, позволяет сократить его.

 

В настоящее время остро наблюдается потребность переориентировать педагогов от пассивного поглощения информации к активному развитию своего профессионального опыта и внесению в коллекцию образовательных ресурсов своих креативных решений.

 

Что же может послужить мотивации к сетевой деятельности?
Прежде всего, это материальный стимул. В настоящее время дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ). В ключевые принципы новой системы оплаты труда входит:

  • фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда. Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием Советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);
  • в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями, участие в научно-методических конференциях по обмену опытом, публикация статей, разработок уроков в средствах массовой информации (СМИ).

 

Вот баллы для стимулирующей части фонда оплаты труда как раз легко получить, использую сетевые технологии.

 

Прежде всего, это публикации собственных разработок. Для этого существуют сетевые электронные журналы, созданные специально для педагогов. Примером такого журнала,  является журнал Вопросы Интернет Образования (http://vio.uchim.info). Для того, чтобы публикация приравнивалась к печатной, эти журналы должны иметь лицензию СМИ. Для подтверждения публикации обычно выдается  справка о публикации. Опыт показывает, что в последнее время вырос процент интересных и грамотно оформленных материалов, публикуемых учителями.

 

Участие в профессиональных сетевых сообществах также весьма полезно для учителя и очень способствует профессиональному росту.

 

Основная цель сетевого педагогического сообщества  – организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса.  При создании необходимых условий все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров.

 

Сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности.

 

Для того чтобы показать важность использования учителями ресурсов сетевых сообществ, перечислим их основные задачи:

  • создание базы данных по электронным образовательным ресурсам, используемым в учебном процессе, по  опыту их применения в урочной и внеклассной деятельности
  • методическая поддержка педагогов в области  современного программного обеспечения, учебных и методических материалов
  • внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и методов дистанционного обучения
  • организация и проведение сетевых конференций и семинаров, конкурсов и олимпиад среди  участников образовательного процесса; 
  • организация "обратной связи" и взаимодействия методистов, педагогов, родителей, учащихся с целью обмена опытом и повышения эффективности образовательного процесса

 

Для того чтобы привлечь педагогов в сообщество, необходимо соблюдение следующих условий:

  • наличие актуальной и четкой информация, легкость поиска информации в сообществе (интуитивно-понятный интерфейс)
  • наличие комфортной, среды профессионального общения педагогов, снимающей коммуникационные барьеры, создание эмоционально положительного тона общения
  • создание и поддержка активной «жизни» внутри сообщества привлечение к деятельности сообщества новых участников,  помощь участникам в создании авторитета в рамках сообществ
  • культивирование поддерживающего и организующего, а не оценочного и командного  стиля взаимодействия, выявление и акцентирование внимания на образцах корректного общения
  • помощь участникам в регулировании возникающих конфликтов, решении проблем;
  • создание и развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума
  • сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом, как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР)
  • обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ
  • организация учебной деятельности  внутри сообщества (повышение квалификации как по тематике или проблематике сообщества, так  и в области повышения ИКТ-компетентности)
  • возможность развития у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах
  • активное использование различных видов коммуникаций (электронной почты,  теле-, видеоконференций, обсуждений на форумах, использование Skype и т.д.),  также организация очных встреч, мероприятий для активизации взаимодействия сетевого сообщества
  • проведение конкурсов, олимпиад, сетевых обучающих игр, организация консультаций, круглых столов с ведущими учеными, методистами
  • создание базы данных с методическими разработками уроков, внеклассных мероприятий, проектов, презентаций, опытом по использованию ИКТ в обучении (проверенных экспертным советом)
  • периодическое подведение итогов за определенный период времени с выделением наиболее значимых достижений, поощрение активных участников, представление качественных материалов на сертификацию
  • создание механизмов открытой профессиональной экспертизы и сертификации профессионального опыта учителя
  • высокая квалификация координаторов сообщества и участников консультантов, привлечение сторонних специалистов для расширенных консультаций
  • защита авторского права (готовность выполнять нормы законодательства и уважать труд авторов членами сообщества)

 

Если эти требования соблюдаются организаторами сообществ, то учителя видят свою роль в нем, пути профессионального роста и возможность получить подтверждение своей активной сетевой деятельности.

 

Следует учитывать также тот факт, что сетевые сообщества являются копилкой творчества, материалов, собранных педагогом-участником данного сообщества. В сочетании с личными данными педагога, заполняемыми при регистрации, это является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности человека, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио, которое, в случае необходимости можно предоставить для обозрения другим людям, коллегам, работодателям.

 

Перечислим лишь некоторые педагогические сообщества, сумевшие уже завоевать авторитет среди учителей:

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Сеть создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Содержит  разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также сможете пообщаться со своими коллегами.
Особенность в том, что все материалы проходят экспертизу - на портал ежедневно загружается около 200 материалов, и лишь около 15% из которых публикуется.
Изначально сеть ориентирована на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.
Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс» http://www.openclass.ru
Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых направлена на поддержку процессов информатизации школ, на профессиональное развитие педагогов в сфере ИКТ, на широкое распространение электронных образовательных ресурсов и внедрение методик использования, на модернизацию системы методической поддержки информатизации образования, дистанционное обучение и многое другое.
Интернет-педсовет http://pedsovet.org/  
Пространство для общения учителей на расстоянии, одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации. Является с одной стороны, сетевым образовательным сообществом, а с другой стороны — средством массовой информации, действующей информационно-коммуникативной площадкой, отражающей состояние современного образования.
Интернет государство учителей (ИнтерГУру) http://www.intergu.ru/
Проект Минобразования России, издательства “Просвещение”. Основная цель проекта - создание сетевого сообщества творческих учителей. Открытая система самостоятельных сетевых проектов, связанных между собой игровой экономической схемой.  Целями данного проекта являются: оказание поддержки профессиональной деятельности учителя; предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность; создание и поддержка новых образовательных инициатив.
Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру http://metodisty.ru/ -
Является частью информационно-образовательного портала RusEdu, созданного в 2004 году и предназначенного для удовлетворения потребностей педагогических работников в обмене информацией, общении и самореализации. В настоящее время портал насчитывает множество сайтов, объединенных одной тематикой - образование и обучение.
Letopisi.ru http://letopisi.ru
Коллективная образовательная энциклопедия, предусматривающая публикацию материалов и ведение сетевых проектов.

 

В настоящее время  число педагогических сетевых сообществ стремительно растет Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Каждый педагог может решать самостоятельно, какое сообщество выбрать для себя. Это дает ему возможность  профессионального роста, начиная от простого наблюдателя жизненного процесса сетевого ресурса, до эксперта, а может и администратора собственного сообщества. Сегодня создать свое сообщество может каждый, используя, например технологию Blogger, которую предлагает Google (об этом будет следующая статья в этом журнале), ресурсы проекта «Открытый класс и т.д.

 

Создать сообщество, также как собственный сайт-портфолио или блог не сложно, гораздо сложнее привлечь к своему ресурсу достаточное количество пользователей, коллег, сообщников.
Итак, давайте перейдем от роли активного участника сообщества к роли создателя, администратора сетевого ресурса.

 

Что бы это ни было – сообщество, школьный сайт, портфолио педагога – главное, о чем надо всегда помнить,  это соответствие содержания поставленным вами целям и задачам и, прежде всего, насыщенность, качественность, достоверность самого контента, наполнения ресурса.

 

Приведем простой пример. Сайт сельской школы во Владимирской области http://shkola-berezniki.ru/ (школа маленькая, не больше 50 учеников) имеет высокий рейтинг и хорошую посещаемость. Проводя анализ регионов, из которых приходят на сайт пользователи, выясняется, что на сайт заходят из разных уголков России, и не только. Почему? Дело в том, что на сайте размещены материалы, касающиеся не только внутренней жизни школы, а интересные материалы по информатизации образования, индивидуальный опыт работы учителей по организации обучения в разновозрастных группах, советы по созданию школьного сайта, полезная информация по ГИА, информация для родителей по адаптации пятиклассников и т.д. Все это очень привлекает коллег-педагогов, родителей, учащихся из других школ.

 

К вопросу о том, как мотивировать родителей заходить на сайты педагогов. Родители хотят получать ту информацию, которая им действительно важна в данный момент, то есть предельно конкретная информация. Не важны, скажем общие психологические особенности ребенка того или иного возраста, а необходимы практические советы как выявить наркоманию, как научить ребенка противодействовать негативной информации, и пр. Для родителей важно получать оперативный ответ на возникающий вопрос в доступной форме. Поэтому главным фактором мотивации может стать оперативная реакция на запросы конкретных родителей и распространение информации об этом в их среде.

 

Приведем пример двух сообществ, созданных учителями.

Записки классной мамы  http://klassmama.blogspot.ru/
Автор - Плужникова Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ № 14, Мурманская область, Город Апатиты
В настоящее время сообщество насчитывает 152 участника и их число постоянно растет.
В блоге-сообществе автор пишет то, что её волнует сейчас, то, что ей интересно. Постоянные читатели-посетители сообщества, прежде всего, родители учеников. Как говорит сам автор:
«Если говорить о комментариях, которые пишут мои читатели, а это в большинстве мои родители, то тут… Как говорил поэт Тютчев:
Нам не дано предугадать
Чем наше слово отзовётся...
Какие-то темы их волнуют, интересуют, читатели с удовольствием пишут комментарии, дискутируют, какие-то темы просто читаются, звонят мне, что-то уточняют».
Темы, предлагаемые к обсуждению очень актуальны в настоящее время для многих учеников и родителей, поэтому у сообщества высокая посещаемость. Также очень интересна индивидуальная оценка автора, она очень самобытна, это также привлекает посетителей. Одной из обсуждаемых тем является  «ЕГЭ-это просто ЕГЭ», в которой автор также публикует разборы заданий ЕГЭ по русскому языку, другой – «Безопасность в сети». Публикуются рекомендации и полезные ссылки по безопасности в Интернет пространстве, ведутся дискуссии, обсуждения.

 

Есть только МИГ  http://odinmig.blogspot.ru/
Автор - Кутузова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №6»  г. Владимира
В блоге размещены видео- и аудио- файлы из Интернета, авторские презентации, статьи, шаржи и коллажи, тесты и  фотографии. Определен основополагающий вопрос, который задет автор,  «Цифровой мир: враг или друг современного человека?», а также проблемные вопросы:

  • Интернет приносит больше пользы или вреда?
  • Медиаобразование в России: решение проблем или путь в никуда?
  • “Сеть”, сплетенная - кем?
  • Может ли семья и школа обеспечить информационную безопасность детям?
  • Как подготовить детей к жизни в информационном обществе?
  • Могут ли дети, используя Интернет, заниматься самообразованием?

По мнению автора, блог «Есть только МИГ» может быть серьезным подспорьем для:

  • учителя и классного руководителя
  • возможность выйти на новый, более высокий уровень профессионализма в использовании ИКТ-технологий,
  • реальная помощь в организации работы и воспитания детей  в условиях информационного общества.
  • для учащихся и их родителей
    • новая возможность получения информации  о медиаобразовании и МИГ для более успешной самореализации детей, формирования информационной и правовой культуры личности, что уже само по себе создает конкурентные преимущества в непростой социально-экономической ситуации в России.

К примеру, страница «Работы учащихся в интернет» полезна в плане демонстрации положительного опыта по освоению сетевых социальных сервисов и занятости детей в свободное время. Важность  размещенных ссылок на информационно-справочные Интернет ресурсы отмечают в комментариях многие родители, так как материалы  могут быть полезны семьям, интересующимся  проблемами медиаобразования, безопасности в сети. Все материалы, размещенные в сети Интернет,  предоставлены для всеобщего доступа. Родители и дети посещают блог, участвуют в опросах и пишут комментарии.

 

Сегодня, в связи со стремительным развитием и изменением содержания, форм и  методов обучения, в корне меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

 

Как показывает опыт учителей, создающих свои сообщества, ведущих блоги, данная деятельность может служить источником информации об учителе и примером для обучаемых, родителей: они  содержат  личную информацию, которая даёт представление об интересах и хобби учителя, о путешествиях, досуге. Активная сетевая деятельность учителя влияет на их репутацию в глазах учеников. Пример учителя, получающего образование в дистанционной форме, во многом оказывается заразительным. Дети организуют свои блоги, электронные портфолио, 75% учащихся по результатам школьного опроса хотят получать дополнительное образование в дистанционной форме.

 

Но, к сожалению, на сегодняшний день можно встретить в сети множество сайтов, посещаемость которых, а также деятельность на них,  оставляет желать лучшего. Причин тому множество. Несовершенство контента, отношение автора (сайт для «галочки», для отчета), но самое главное – неумение, или незнание принципов продвижения сайтов в сети Интернет. Ведь интерес, проявленный пользователями по отношению к авторскому ресурсу, служит одной из сильнейших мотиваций к развитию и продолжению работы с ним.

 

Учитель, создавая свой ресурс должен иметь хотя бы небольшое представление о «жизни» ресурсов в сети, закономерности их попадания в поисковые системы. Коснемся данного вопроса. На сегодняшний день можно выделить два основным типа продвижения сайтов:

  • Вывод сайта на ключевые позиции популярных поисковых систем
  • Привлечение посетителей  за счет рекламных объявлений (баннерная реклама, контекстная реклама, реклама в социальных сетях и пр.)

 

Основная цель продвижения сайта – вывод сайта по ключевым словам на первых страницах популярных поисковых систем. Для того чтобы попасть на первую страницу результатов поиска существует два основных способа:  оптимизация сайта и реклама в поисковых системах.

 

На что должен обратить внимание автор собственного ресурса в первую очередь? Прежде всего важно учитывать следующие моменты:

  • проведение работы над текстами и структурой страниц, ссылок сайта
  • выбор описания для сайта и грамотная регистрация в поисковиках
  • повышение авторитетности страниц сайта и его тематической популярности
  • работа с описаниями, ориентированными на пользователя, для повышения трафика
  • увеличение объема контента

 

Последний момент наиболее важен. Продвигаемые слова обязательно должны употреблять я в заголовке (желательно в заголовке первого уровня), повторяться в тексте, быть прописаны в альтернативном тексте к изображениям.  Все это легко сделать, использую простые встроенные веб-редакторы при работе над созданием той или иной страницы собственного ресурса.

 

Чем больше на сайте материалов, тем больше поток посетителей из поисковиков. Любая поисковая система представляет собой прежде всего, алгоритм, который по запросу пользователя расставляет известные ему страницы в определенном порядке на основании текста страниц и их особенностей. Хотя детали алгоритма скрываются, общие принципы работы известны и его задача ясна — выдать пользователю результат.

 

Помимо оптимизации мы можем воздействовать на поисковые машины с помощью встроенных в них рекламных  систем. Кроме обычной рекламы, рекламодателю доступна контекстная реклама. Это показ объявления в тех случаях, когда пользователь задает запрос, интересующий рекламодателя. К примеру, такие услуги предлагают системы  Яндекс.Директ , Google AdWords. Следует заметить, что эта реклама платная, но если существует хотя бы минимальный бюджет на создание и поддержку ресурса, то надо его использовать.

 

Эффективность конкретного вида контекстной рекламы зависит от многих факторов, но больше всего от правильного подбора ключевых слов и текста объявления (или баннера), соответствующего этим словам.
Приведем краткую характеристику систем, которые мы рекомендуем использовать учителю-автору собственного ресурса:

Seopult (Сеопульт) http://www.seopult.ru  
Система для осуществления автоматизированного продвижения сайтов именно в поисковых системах «Google», «Яндекс» и «Rambler», что очень важно для того, что бы выполнить поставленную задачу – вывод сайта на ключевые позиции в поисковиках.

Яндекс.Директ  http://direct.yandex.ru  
Система контекстной рекламы от компании Яндекс. В настоящее время Яндекс.Директ входит в число наиболее популярных систем поисковой рекламы. Показ объявлений осуществляется в рамках поисковой системы Яндекс и на ресурсах-партнерах ее рекламной сети.

Бегун http://begun.ru/
Система контекстной рекламы. Партнерская сеть Бегуна, состоящая из более чем 150 тысяч сайтов охватывает почти весь русскоязычный сегмент всемирной Сети (около 40 млн. посетителей в месяц). В качестве одной из существенных особенностей системы Бегун выступает возможность трансляции объявлений рекламы в разлиных сервисах, а именно в Google AdWords, Kavanga и MobileDirect. Действие объявлений их показы направлены только на целевую аудиторию пользователей. Создание рекламных сообщений происходит в течение как минимум 10 минут, после чего они размещаются на ресурсах-медиапартнерах системы, на сайтах популярных социальных сетей - в ЖЖ, Одноклассниках, на Mail.ru, Rambler.ru, Google и других крупных сайтах.

Google AdWords http://adwords.google.ru 
Сервис поисковой рекламы от компании Google. В Google AdWords оплачиваются непосредственно переходы по объявлениям, а не их фактические показы. Сервис положительно характеризуется отсутствием ограничений на минимальную сумму расходов.

 

В качестве дополнительных средств для продвижения сетевого ресурса хочется отметить также эффективные моменты, такие как: баннерная реклама, контекстная реклама, электронные рассылки, указание адреса сайта в рекламных материалах от визиток до рекламы на телевидении, обмен ссылками — размещение на других сайтах ссылок на продвигаемый сайт, создание потока посетителей из социальных сетей и других сетевых педагогических сообществ,  размещение в блогах материалов с ссылками на сайт, распространение новостей с упоминаниями сайта на популярных новостных ресурсах, публикация статей и пресс-релизов с ссылками на сайт, инициирование обсуждений на форумах, при этом в сообщениях упоминается продвигаемый сайт, публикация ссылок в каталогах сайтов, провоцирование людей на распространение интересного для них сообщения с явной или не явной ссылкой на сайт.

 

Для того чтобы понять, много ли обращений к созданному ресурсу, следует следить за статистикой посещаемости сайта. Мы рекомендуем проверять это с помощью системы Яндекс-метрика - инструмента, позволяющий не только оценивать посещаемость сайтов в Интернете, но и анализировать поведение посещающей их аудитории. Для оценки эффективности продвижения сайта следует уделять основное внимание следующим параметрам.

  • место сайта в результатах поиска;
  • трафик с поисковиков;
  • число точек входа на сайт по отношению к общему числу страниц;
  • показатели авторитетности сайта (ИЦ, ВИЦ, PageRank);
  • заинтересованность аудитории  (разрыв между количеством просмотров и количеством посетителей говорит о том, что сайт интересен, что аудитория  целевая).

 

К критериям эффективного сетевого ресурса, созданного педагогом или предназначенного для педагогов можно отнести:

  • продолжительность деятельности сайта (жизненный цикл)
  • качество оформление страницы сообщества, удобство, «интуитивность» интерфейса
  • информативность, контентная насыщенность, правильное заполнение метатегов сайта (специальных «полей», обеспечивающих удобство индексации ресурса поисковыми системами)
  • аксиологическая определенность и выраженность сайта, позволяющая установить его миссию (цели и задачи, целевые группы пользователей, к которым должны относиться работники образования)
  • посещаемость сайта, выражающаяся в количестве зафиксированных посещений, а также  число активных участников и их роль (если это сообщество или блог)
  • возможность использования сайта в целях разработки образовательных ресурсов, имеющих методическую направленность
  • социокультурная направленность взаимодействия
  • коммуникативная направленность сайта, выражающаяся в насыщенности веб-среды сайта сервисами
  • направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению педагогов из школ, где работает автор или члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).

 

Итак, для профессионального роста и развития в настоящее время педагогу рекомендуется следующее:

  • иметь электронное портфолио педагога, (оно может быть связано с сайтом школы, расположено в сетевом сообществе, создано самостоятельно)
  • иметь электронные публикации
  • быть членом сетевого педагогического сообщества (одного или нескольких)

 

С какой стороны ни посмотри – деятельность учителя в процессе всей жизни заключается не только в обучении других, но и в самообразовании и саморазвитии. Педагог никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Использование сетевых технологий сегодня  –  это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

 

Использованные источники

  1. Как и за что платить учителю [Электронный ресурс]  //  Сетевое сообщество учителей «Открытый класс» М., 2008-2012. URL: http://www.openclass.ru/node/270034 (дата обращения: 14.10.2013)
  2. Кудимова Н.В. Сетевые педагогические сообщества. Нужны ли они современному педагогу – предметнику? [Электронный ресурс]  // Вопросы Интернет Образования: электрон. научно-практич. журн. 2011. № 98. URL: http://vio.uchim.info/Vio_98/cd_site/articles/art_3_8.htm (дата обращения: 14.10.2013)
  3. Затолокина М. А. Сетевые сообщества учителей как инструмент методической поддержки в работе учителя  медиапространство [Электронный ресурс]  // газета «1 сентября» URL: http://festival.1september.ru/articles/633962/ (дата обращения: 14.10.2013)
  4. Хабарова И.В. Сетевые сообщества педагогов [Электронный ресурс]  // URL: http://anglyaz.ru/katalogstatey/425-sosdsetsoob.html (дата обращения: 14.10.2013)

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн