Официальный сайт flashgamer 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Милютина И.А. Проблемы целеполагания и самопрезентации в проектной и исследовательской деятельности учащихся

Автор: 
Милютина Ирина Анатольевна
Место работы: 
учитель информатики ГОУ гимназия №625 г. Москвы сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО http://медиа-школа.рф/

Проблемы целеполагания и самопрезентации в проектной и исследовательской деятельности учащихся

 

Проблема постановки цели проектирования встает перед каждым участником проектной работы: перед руководителем и перед любым исполнителем.  От правильной постановки и формулировки цели более всего зависит результат. Это самый ответственный и самый сложный этап проектирования. Проблемы, возникающие на этом этапе, в первую очередь, связаны с отсутствием не только четкой методики целеполагания, но и более ли менее устойчивых рекомендаций для участников проектных работ. Кроме того, главным образом у руководителей, нет достаточного опыта в области выполнения проектов, так как основная работа учителя не предполагает как обязательную часть проведение и оформление собственных исследований, а ученые, как правило, не работают с учащимися школ и не учитывают, в силу этого, их возрастные особенности.

 

Наверное, каждый руководитель сталкивался с ситуацией, когда работа над проектом у учащихся или у самого руководителя никак не складывается: то материала не хватает, то, наоборот, много и никак не удается сократить объем работ, то выполнение работы никак не выстраивается в строгую последовательность. Уходит время, уходит энергия и энтузиазм, а проект не получается. Наиболее вероятной ошибкой, которая создает подобные ситуации, является неверная постановка цели проектирования.

 

В данной статье обобщен результат моего многолетнего опыта руководства дипломными и курсовыми проектами студентов, работы в качестве рецензента или эксперта в конкурсах проектных работ разного уровня и в качестве руководителя проектных работ учащихся гимназии. Более подробно эта тема изложена в статье [2]. Кроме того, в программу курса информатики старших классов мною была экспериментально добавлена и апробирована на уроках тема «Постановка целей».
Остановимся на анализе типовых ошибок, возникающих при постановке цели.

  • Цель не предполагает результат. Например, цель сформулирована следующим образом: рассмотреть работу социальных сетей. При такой постановке совершенно непонятно, какие аспекты создания и/или работы социальных сетей будут в проекте рассмотрены, а, самое главное, зачем их следует рассматривать. Если конкретизировать данную цель, допустим, так «Выявить причины популярности социальных сетей среди учащихся гимназии» или «Проанализировать динамику популярности социальный сетей в зависимости от возраста учащихся», то сразу понятно не только, что анализировать, но и какие методы можно и следует использовать в проекте.
  • Цель сформулирована слишком широко, для ее достижения недостаточно рамок проекта. Есть высокий уровень опасности не раскрыть тему и, поэтому, не достичь цели. Чаще всего данная ошибка является следствием слишком широкой или слишком общей темы. Наиболее простой выход – ограничить тему, разбить цель на подцели и выбрать из них одну или несколько. Например, тема «Поэты о Великой Отечественной войне» может быть свернута в такую тему «Война глазами моего поколения и поэтов-фронтовиков», тогда понятно, что нужно выбрать направления в творчестве поэтов, причем не всех, а участников сражений, и провести сравнительный анализ, а еще одним ограничением служит круг военных тем, интересных друзьям учащегося. Тему можно свернуть конкретизировав фамилии поэтов.
  • Цель противоречива. Такая ошибка, как правило, возникает, когда формирование общей цели исследования проводится на основе аккумулирования частных, более мелких целей. Каждая частная цель рассматривается как самостоятельная единица для достижения и не учитывается, как эта единица будет взаимодействовать с другими составляющими общей цели. Такие проблемы часто возникают при проектировании зданий, ландшафтов и т.п., когда предполагается практический результат или когда к работе привлекаются разрозненные группы разработчиков. Эта ошибка исправляется изначальной постановкой общей цели, которая должна учитывать все аспекты проектирования, все взгляды и интересы при реализации целей. Чем больше точек зрения на такую цель удается учесть, тем меньше вероятность получить противоречивую цель. Впоследствии глобальная цель разбивается на подцели и выстраивается дерево целей, где каждая группа разработчиков получает собственную цель, уже не противоречащую всем остальным целям. Кроме того, дерево целей помогает также выстроить последовательность проведения проектных работ.
  • Наукообразие при формулировке цели. Цель для учащихся сформулирована в специфических научных терминах, большинство из которых учащимся не знакомо. Такая цель не учитывает возрастные особенности учащихся и, следовательно, не может быть ими достигнута. Часто за такой формулировкой может скрываться отсутствие цели для проекта или недостаточная компетентность руководителя. Другой вариант – цель сформулирована настолько витиевато, что сложно понять, что требуется достигнуть. Руководитель должен помнить, что тему проектной работы учащийся должен выбрать сам, что, естественно, исключает при ее формулировании использование ребенком неизвестной терминологии, если только сам термин не является предметом изучения. Проектная работа не обязана претендовать на научную новизну, но обязана иметь новизну для конкретного учащегося или группы. Ответ на вопрос «Почему я взялся за эту тему, заинтересовался темой?» - это и есть обоснование актуальности для конкретного учащегося, а не актуальность с позиции большой науки. Цель нужно формулировать простым, понятным всем языком. Чем доступнее формулировка темы, тем очевиднее, понимает ли сам проектировщик, над чем он будет работать.
  • Цель сформулирована четко, но для ее достижения нет возможности у учащихся, например, нет необходимого оборудования или расходных материалов. Здесь необходимо переформулировать цель так, чтобы учащиеся понимали, какой результат должен получиться, а руководитель знал, что при имеющихся ресурсах цель принципиально достижима. Важно также помнить, что проектная работа имеет временные рамки, то есть проект должен быть завершен к определенному сроку. То есть для учащихся проект должен либо завершаться в течение года, либо быть разбит на этапы достижения промежуточных целей, каждый этап также не более года. Более длительный промежуток значительно снижает мотивацию учащихся.

 

Проекты могут быть как в рамках одного предмета школьной программы, так и межпредметные, объединяющие в единое целое несколько предметов школьной программы. Для межпредметных проектов цель должна быть сформулирована глобально, учитывая все возможные аспекты и направления исследования или практического приложения результатов проектирования. Нужно понять и почувствовать, все нюансы, учесть мнения всех заказчиков, если они есть. Если этого не сделать, то возможно уже завершенный проект придется корректировать, иногда очень серьезно, если выясняется, что не принят во внимание какой-либо важный аспект и, в рамках выполненной работы, учесть его уже невозможно. Подход к целеполаганию, поэтому, желательно выбрать от более широкого формулирования цели, с учетом максимально видимых участникам проекта аспектов, к более узким, частным целям, в комплексе составляющим  общую цель.

 

Постановка цели, таким образом, самый важный этап проектирования. Ошибка в постановке цели приводит к неверному результату. Как научиться формулировать цели, чтобы они приводили к задуманному результату? Существует много теорий правильной постановки целей проектирования. Начали разрабатывать методики постановки целей менеджеры, а затем их находки адаптировались к другим сферам. Один из самых распространённых и действенных способов, ныне применяемый и в образовании - это постановка “умных” (от англ. “smart”) целей, т.е. постановка целей с использованием SMART критериев [1]. Согласно этим критериям цель должна быть:

  • Конкретна (Specific) или, по другим источникам,  жизнеспособна (Sustanible),
  • Измерима (Measurable),
  • Достижима (Achivable)  или, по другим источникам, подотчетна (Accountible),
  • Ориентирована на результат (Result-oriented),
  • Соотносима с конкретным сроком достижения (Timed).

 

Конкретность означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем они будут работать. Так как каждый участник будущего проекта формирует собственное представление о том, что предстоит делать, важно согласовать эти понимания. В итоге не должно получиться, что участник по-разному представляют себе одну и ту же цель или кому-то цель вообще непонятна. То есть важно достичь однозначного понимания при ответе на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. Важно свести к минимуму количество позиций, по которым не проводилось согласование. При этом цель должна быть жизнеспособна, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для учащегося перспективной в науке или практике. Не стоит предлагать учащимся работать над темой, для которой они не видят приложения или, что еще хуже, не заинтересовались темой.

 

Измеримость означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые или вычисляемые параметры, если этого не сделать, то будет невозможно определить, есть ли результат, решены ли поставленные задачи и достигнута ли поставленная цель. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон. В школьных проектах этот критерий часто заменяется простым безапелляционным заявлением, что цель достигнута, что создает предпосылки для формирования у учащихся представления, что доказательств достижения цели не требуется. Какие критерии для определения достигнута ли цель можно предложить? Вы частности это могут быть:

  • проценты и соотношения, доли, граммы, метры и т.п., их увеличение или уменьшение;
  • соответствия некоторым стандартам или эталонам, например, при воспроизведении какого-либо опыта, при  разработке эмблем, гербов и др.;
  • прием готового продукта заказчиком, например, написанная учеником компьютерная программа позволяет исследовать зависимости графиков математических функций от параметров уравнений, описывающих эти функции (в этом случае продукт создан в рамках предмета информатики, а использование предполагается на уроках математики), такую программу должен принять учитель математики.

 

Достижимость означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами: временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д. Руководитель проекта должен распределить работу между участниками так, чтобы каждый оказался на том месте, где он будет наиболее полезен и где ему более всего интересно. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта. Все проблемы и трудности, возникшие в ходе использования ресурсов, нахождении нужных ресурсных источников фиксируются в портфолио проекта.

 

Ориентация на результат. Цели должны формулироваться исходя из предполагаемого результата, а не проделываемой работы. Часто можно слышать такие суждения, ребенок работал, нужно его поощрить, значит, сочтем цель достигнутой. Однако решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к тому результату, который запланирован: либо создается практически применимый продукт, либо доказывается или опровергается научная гипотеза. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего каждому участнику необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют руководителю задать себе и участникам проекта цепочку вопросов: «Почему? Зачем?». В самом конце этой цепочки должен быть получен ответ примерно такой: «Именно это меня интересовало, я буду счастливее». Если так получится, то такой путь и цели правильные. Но в противном случае, если в конце этой цепочки возникла неопределенность, встает еще один вопрос: а действительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели.

 

Соотнесение с конкретным сроком  означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении. Как уже указывалось выше, желательно не превышать рубеж одного года или, если достижение цели требует более длительного периода, учащиеся должны достигнуть в срок какие-то осязаемые промежуточные цели. Например, если намечена цель: усовершенствовать работу своей школы, то промежуточные отчеты участников проекта могут быть о том, какие критерии они включили в оценку качества работы школы, затем, какие опросы они провели, какие результаты опросов получили. Окончательный отчет – перечень мероприятий по улучшению работы школы. В этом случае участники могут продолжать работу более одного года.

 

Неверно сформированные цели, как следствие, имеют ошибки в самопрезентации участников, в демонстрации результатов своего собственного проектного труда.

 

В процессе представления результатов работы основные проблемы следующие:

      • Наиболее частая и наиболее опасная ошибка: учащийся презентует вместо результатов собственного труда компиляцию чужих мыслей, взятых из публикаций, чаще всего, Интернета. Соглашусь с теми, кто утверждает, что исследовательская работа должна включать большое количество просмотренных или изученных чужих работ. Но никак не соглашусь с теми, кто считает, что на этом исследовательская работа может быть завершена. Все эти работы должны быть направлены на подтверждение или опровержение собственной мысли учащегося, на создание нового интеллектуального продукта, на поиск путей разрешения проблемы, сформулированной самим учащимся, следовательно, не должно и не может быть полного цитирования этих работ в проекте. Работы должны быть осмысленны и изложены участником проекта своими словами, как некоторое доказательство новой идеи. Здесь, конечно, неоценимую услугу могут оказывать специальные программы, определяющие процент плагиата, хотя, к результатам их проверки нужно подходить дифференцированно. Так, например, исследования в области языка или литературы, безусловно, предполагают значительный процент цитирования исходной работы. В студенческих работах при проценте оригинальности текста менее 50% проект даже не принимается к защите. Следует для работ учащихся школ также установить такой норматив и не считать проектами работы с низким процентом оригинальности. Это, в свою очередь, заставит и руководителей более внимательно анализировать работу, проведенную учащимися. Оценивать самостоятельность при проведении и представлении работы.
      • Учащийся часто забывает, что презентуется результат проектной работы, а не цитируются использованные источники, и поэтому не выводит на слайды и не всегда освещает в докладе цель, задачи, использованные методы решения, трудности и ошибки, выводы, то есть отсутствует освещение самого хода работы.
      • Руководители и учащиеся часто не видят разницы между текстом проекта и докладом на конференции, а доклад становится простым прочтением этого текста, в то время как он должен демонстрировать и ход проектной работы, и сам результат.
      • Доклады и презентации не синхронизированы во времени, не отрепетированы, ученик часто читает в докладе то, что уже показано на слайде, то есть не понимает, зачем, и не умеет распределять информацию между докладом и презентацией. Тем не менее, грамотное распределение информации между докладом и слайдами презентации может не только украсить доклад, но и значительно сэкономить время, кроме того, если доклад сделан на иностранном языке, а часть аудитории им не владеет, то перевод основных мыслей доклада также можно представить на слайде. В презентации неудачным считается вывод на слайд значительного объема текста, лучше демонстрировать некоторые опорные понятия, которые обозначены, в идеальном случае, одним термином. Такая подача значительно улучшает восприятие доклада.
      • Исполнитель проекта читает текст доклада, не отрываясь от бумаги, путает или не может правильно прочитать ряд специфических терминов, стоит задать вопрос или оторвать его от текста – теряется. Отбросим фактор только волнения ученика, для этого просто нужны репетиции и знание материалов своего исследования. Учащийся, если он сам провел работу с несколькими литературными источниками, творчески переработал их и получил новый интеллектуальный продукт, достаточно свободно излагает материал своими словами (конечно, использование сложных терминов, точность воспроизведения чисел, дат, фамилий, допускает подглядывание в текст доклада, это вполне нормально). Каждый участник проекта должен четко определять свой личный вклад в работу.
      • Боязнь получения, а, тем более, публичного освещения, негативных или отрицательных результатов эксперимента и исследования, отсутствие акцентирования внимания на сложностях, возникающих при их проведении. В научной работе гипотезы совсем не всегда находят экспериментальное подтверждение и в литературных источниках часто, особенно на раннем этапе исследования, противников вашей точки зрения может оказаться больше, чем сторонников. Это нормально. Не подтвердившаяся гипотеза отвергается, что тоже является результатом проектирования, выдвигается новая и все повторяется сначала, на этом стояла и стоит наука. При этом школьник должен учиться объяснять причины возникновения неудач, аргументировано спорить с оппонентами. Учитель привык, что задачка должна сходиться с ответом, какой тут отрицательный результат, и, становясь руководителем, требует от участников проекта обязательного, именно такого как задумано результата и именно такого способа решения. Следствие этой ошибки – отторжение школьником самой мысли, что что-то может не получиться или будет отличаться от ожидаемого, сведение к минимуму числа проверок полученного  результата или вообще отсутствие таких проверок, отсутствие сомнений, и, как эпилог, фальсификация результатов. Умение сомневаться в результате, потребность проверять и перепроверять его в разнообразных условиях отличает настоящего ученого и экспериментатора, двигает вперед научную мысль. Учащиеся должны четко осознавать, что цель может достигаться разными путями, найти их бывает очень сложно.

Если мы сможем избавиться от подобных ошибок, разрешим указанные выше проблемы, проекты учащихся станут настоящей базой для будущего науки.

 

ЛИТЕРАТУРА

  • Наталья Лебедева. Правила постановки целей [Электронный ресурс]. Институт проблем предпринимательства, негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации // Журнал «Кадровое дело»: электронный журнал - 2004 - № 12. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000873.
  • Милютина И.А. Метод проектов, что это такое и зачем он современной школе [Электронный ресурс] // Вопросы Интернет Образования: электронный научно-практический журнал. 2013. № 113. Режим доступа: http://vio.uchim.info/vio_113/cd_site/articles/art_2_5.htm

»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн