Урок по теме «Политическая роль избирателя»
Цели урока:
- познакомить обучающихся со структурой политической системы Российской Федерации и ее функционированием;
- содействовать формированию активной гражданской позиции;
- развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи;
- способствовать выработке навыков исследовательской работы.
План урока:
1.Вводное слово учителя. Постановка задач занятия.
2.Актуализация исторических знаний школьников. Сообщение нового материала:
1)история выборов;
2)принципы демократических выборов;
3)избирательная кампания;
4)типы избирательных систем.
3.Составление синквейна с использованием понятий «выборы» и «избиратель».
4.Выводы по социологическому опросу.
5.Защита политических плакатов и сочинений.
6.Посвящение в молодые избиратели.
Ход урока
Вступительное слово учителя: «В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.
Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов, познакомиться с итогами выборов в Государственную Думу.
Актуальность данной темы доказывает сама жизнь в связи предстоящими выборами Президента России.
Система выборов сформировалась давно. У древних индийцев вождь выбирался всеми соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени и его советчиком. Если он терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.
В Древней Греции глава народного собрания избирался на один день по жребию. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнить волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.
Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил им назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»
Основные вопросы народное собрание решало путем голосования (оно проводилось на горе Пникс). Белый камешек означал положительное решение, черный — отрицательное. Судьба чиновников и отдельных граждан тоже решалась в ходе голосования. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса на 5-10 лет. Это — так называемый остракизм, который ввел Клисфен.
В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ — кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.
В России проект создания Государственной думы был предложен Сперанским в 1808 г. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, объявивший об учреждении первого в нашей стране законодательного органа. Выборы в него были неравными, непрямыми и не всеобщими. I Государственная дума начала работать в апреле 1906 г.
Итак, попытайтесь дать определение понятию «выборы».
ВЫБОРЫ – способ формирования высших органов государственной власти, при котором избиратели путем голосования уполномочивают своих представителей решать дела государства. В демократическом государстве выборы являются основным способом формирования высших государственных органов.
Посмотрите, как трактуется это понятие в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Конституции Российской Федерации (работа с текстом)
Выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
1. «Демократические, свободные и пери-выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме»
2.«Выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ,конституциями (уставами) субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования: органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица»
Выдержка из Конституции РФ
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
1. Избирательное право – это правовой институт, регулирующий отношения, возникающие по поводу выборов;
2. Избирательное право – это возможность избирать и быть избранным.
Основные принципы демократических выборов.
Первый из них — всеобщность выборов. По Конституции РФ в выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, психически здоровые и не содержащиеся в местах лишения свободы.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос. Как антитезу этой позиции можно привести указ о выборах в I Государственную думу 1905 г., согласно которому 1 голос помещика приравнивался к 45 голосам рабочих.
Прямое избирательное право означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата. Тайное голосование исключает оказание давления на избирателя в момент голосования.
Очень важным принципом выборов является их альтернативность, т.е. возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.
Демократичность выборов выражается и в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.
В VI в. до н.э. в Афинах гражданам, за исключением военных, запрещалось избираться дважды на одну и ту же должность. Сегодня, например в Конституции Португалии, прямо говорится, что никто не может пожизненно занимать политический пост.
Срок полномочий должностных лиц может быть разным. Так, во многих странах членов парламента избирают сроком на 4 года, а в Италии — на 7 лет. В ряде государств существует запрет на избрание президентом одного и того же лица более двух сроков подряд. Однако на практике бывают и исключения. Например, Ф.Рузвельт избирался президентом США четыре раза.
Избиратели не случайно отдавали ему свои голоса. Биографы Рузвельта рассказывают, каких усилий стоило этому человеку скрывать свою физическую слабость.
В ходе одной из предвыборных кампаний Рузвельту предстояло выступать на массовом митинге в закрытом помещении. Его противники специально устроили так, что дорожка, по которой надо было идти к трибуне, имела очень высокий и толстый ворс. Рузвельт, во время ходьбы едва поднимавший ноги, неизбежно должен был споткнуться и упасть. Тем более что проход к трибуне был оставлен столь узкий, что сыновья, обычно поддерживавшие его, не смогли бы идти с ним рядом.
Помощники Рузвельта сумели вовремя узнать об этом замысле. Любой на месте Рузвельта предпочел бы под благовидным предлогом отказаться от выступления, но он поступил иначе.
В назначенный час Рузвельт подъехал к зданию, где его ждали. Однако машина, миновав главный вход, остановилась с противоположной стороны дома, там, где располагалась пожарная лестница. Рузвельта подвели к ней, и он, взявшись за край лестницы, мощным движением подтянулся вверх. Так, на одних руках, он поднялся на верхний этаж. Появление Рузвельта на сцене из-за кулис стало для всех полнейшей неожиданностью.
Вскоре вездесущие репортеры разузнали об этом эпизоде. Когда в печати появились сообщения, как благодаря силе своих хорошо натренированных рук Рузвельт вышел победителем в сложной ситуации, его престиж еще более вырос.
Убедитесь в необходимости указанных принципов демократических выборов. Смоделированы ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается. Вам предлагается построить цепочку следствий, вытекающих из такой ситуации.
Ситуация 1. Избирательное право в государстве имеют только граждане-мужчины в возрасте от 40 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?
Ситуация 2. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?
Ситуация 3. Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т.е. сосед может проголосовать за соседа, родственник — за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
Ситуация 4. В бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом (и используется сегодня) такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?
2 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Государственную Думу.
Выступление председателя избирательной комиссии Октябрьского поселения – Мендубаевой Л.С. (Внимание учащихся фиксируется на основных этапах избирательной кампании: назначение выборов, организация избирательных округов, создание избирательных комиссий, регистрация избирателей в установленном порядке, выдвижение кандидатов на выборные должности, предвыборная агитация, процесс голосования на избирательных участках, подведение итогов голосования, установление и оглашение результатов выборов).
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это — выборы. Во время выборов мы играем роль избирателя. Мы, граждане России, избираем президента, депутатов Государственной Думы, наших представителей в городских собраниях, в органах местного самоуправления.
Предлагаю вам написать синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель».
Синквейн — это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.
Напомним порядок написания синквейна:
первая строка — ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка — два прилагательных, характеризующие данное понятие;
третья строка — три глагола, выражающие действие понятия;
четвертая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию;
пятая строка — одно слово (обычно — существительное), через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Возможные ответы учащихся: