Submitted by Надежда Яковлевна Величутина on чт, 10/10/2013 - 09:59
урок «Изобразительного искусства» в 6 классе
на тему «Пейзаж в графике».
ЦЕЛЬ:
Показать учащимся богатые образные возможности графического пейзажа, углубить их знания об образно-выразительных средствах рисунка, о графических техниках и материалах, с учетом индивидуального восприятия информации учащихся с различной модальностью.
Арттерапия - развитие и проверка развития творческого воображения на основе теста «Дом. Дерево. Человек».
ЗАДАЧИ:
Познакомить с представлениями о пейзажной графике, ее видами и образными возможностями; формирование умения выражать состояние природы средствами графики.
Развивать ассоциативную память, внимание, восприятие, речь и творческое воображение в изобразительной деятельности графическими материалами.
Воспитывать интерес к мировой культуре.
ЭТАПЫ УРОКА:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Приветствие. Проверка готовности. Постановка цели урока:
Сегодня мы будем создавать графический пейзаж «Дом. Дерево. Человек», графическими средствами выразительности. Но прежде давайте вспомним:
Организация рабочего места. Приветствие.
2. ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ УРОКА
- Что такое графика?
- Какие работы можно отнести к графике и что это за работы?
- Графика – это вид изобразительного искусства, выполняются работы графическими материалами (простой карандаш, уголь, перо, черная гелевая ручка, т.д.)
- Набросок – это рисунок, сделанный очень быстро.
- Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой.
3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ с учетом индивидуального восприятия информации учащимися с различной модальностью.
- Рассмотрим репродукции в учебнике: каждая работа уже имеет название рисунка (зарисовка или набросок). Какие характерные различия в пейзажных зарисовках и набросках вы заметили?
- Визуалам: Рассмотрим репродукции на слайдах (№ 2,3): какие рисунки пейзажей можно отнести к наброскам, зарисовкам и к творческим рисункам? А что такое творческий рисунок?
- Аудиалам: «Пишу этюды – слушая природу» - говорил А. Тумбасов (слайд № 3). Что значит «слушаю природу»?
- Визуалам:
Авторы учебника нам говорят:
- Основные средства графики…?
Аудиалам: найти отрывок из текста.
Кинестетикам:показать на доске возможные средства выразительности графики.
- Какие графические образы можно увидеть на репродукциях учебника и на слайде? По каким графическим средствам это можно определить? (слайд № 4, 5)
- Кинестетикам:Что можно определить по изображенным пейзажам?
- На зарисовках более тщательно прорисованы детали пейзажа.
В процессе ответа происходит перевод информации в аудиальную (объяснение своего выбора).
- С. Никиреев «Дубы» - набросок, т.к. видны крупные быстрые штрихи карандаша.
- С. Никиреев «Дикая вишня» и «Деревья» И.Шишкина – зарисовки, а рисунок С. Никиреева «Двор бабушки Фроски» занял у автора много времени, поскольку в работе много тщательно проработанных элементов. Последнюю работу можно отнести к творческому рисунку, т.к. автор стремился выразить то, что ему интересно и заинтересовать зрителя.
В процессе ответа к предлагаемой цитаты происходит перевод информации из аудиальной в визуальную (сравнение репродукций).
(Этюды – зарисовки или наброски выполненные с натуры)
Зачитываем параграф учебника.В процессе чтения параграфа происходит перевод информации из визуальной в аудиальную.
- В процессе сравнения предлагаемой цитаты происходит перевод информации из аудиальной в визуальную (зачитываем текст).
«…линия и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры. Их ритмические построения позволяют создавать бесконечное разнообразие графических образов».
Задание для детей с кинестетической направленностью предлагается в их ведущей модальности. Выполнение задания подразумевает перевод кинестетической информации в аудиальную (объяснение) и визуальную (рисунок).
- «Орел-городок» А. Тумбасова – образ игривого ветерка, видно по волнистым линиям
- т.д.
Выполнение задания подразумевает перевод информации в аудиальную (объяснение) и визуальную (сравнивая средства выразительности графики).
- В графических пейзажах можно определить: из какого материала выстроен дом, какой породы дерево, во что одет человек и женщина или мужчина. В этом нам помогут…? (слайд № 6)
«…линия и разнообразный штрих постоянно сопутствуют друг другу, образуя тональные пятна и различные фактуры…»
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Нарисуйте, пожалуйста, графический пейзаж, в котором будут обязательно присутствовать ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК.
- Зачитываем абзацы 3 и 4 задания № 1 учебника.
- На все уточняющие вопросы учащихся можно отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время работы проводиться наблюдение за тем, как учащиеся рисуют.
Критерии оценки:
1. Скорость, ассоциативность творческих процессов
2. Оригинальность (выполнение задания по аналогии, но не копирование образцов).
3. Соответствие изображения (формы) и названия (содержания).
4.Эстетичность (гармоничное расположение на листе, соразмерность частей, уровень законченности графического решения изображения)
Самостоятельно рисуют, используя наглядность – карточки с изображениями различных деревьев, домов, людей.
Пользуемся «планом» построения работы из задания № 1 учебника (3 и 4 абзац):
«Прежде чем начать работу, надо определить ее мотив и какое именно состояние и настроение ты хочешь передать. Опираться необходимо на реальное, пережитое тобой впечатление.
Выбери, что в твоей работе будет главным, то есть центром внимания зрителя. Возможно, твой пейзаж будет разворачиваться вглубь, и поэтому тебе надо построить передний и дальний планы. Очень важно чувствовать ритм основных пропорций – он определит строй твоей работы. Теперь можно разрабатывать детали, создавая фактуры разнообразными штрихами, сочетая линии и пятно».
Например:
- слайд № 7, 8, 9 варианты изображения деревьев, домов, изображение людей;
- слайд № 10 – в композиции присутствуют люди, но нет домов;
- слайд № 11, 12, 13 – композиции с сюжетом.
5. ФИЗИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Линии бывают разные и рисуются они разными графическими материалами. А мы с вами всем классом то же можем изобразить линии: видели как волной приветствуют болельщики свою команду на стадионах? Вот также и мы попробуем: плавно пристаем с первых парт к последним, а от последних к первым. (Можно от каждой парты придавать «ускорение» волнистой линии).
6. ДОМАШНЕЕЕ ЗАДАНИЕ
Сделать пейзажные наброски или зарисовки из окна, проявив при этом наблюдательность, умение подмечать и отбирать самое интересное, видеть поэтическое в повседневном окружении.