Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ рассказа И. Соколова — Микитова «Улетают журавли» (открытый просмотр для воспитателей детского сада)
Submitted by Юлия Александровна Огнева on пн, 07/10/2013 - 22:45
Последовательность действий
1. Организационный момент.
Создание положительного эмоционального фона:
- Сейчас, ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.
«Осенние листья»
Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)
четыре, пять,
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)
Н. Нищева
О каком времени года мы говорили?
- Об осени.
- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.
Речевая игра «Что когда бывает?»
Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту реакции.
Оборудование: Мяч среднего размера.
Алгоритм проведения:
Дети стоят в кругу, воспитатель внутри круга с мячом, называет приметы времен года. Если примета осенняя, то ребёнок просто ловит мяч, если другого времени года, то сразу бросает его воспитателю и объясняет почему. При объяснении дети должны составлять предложения с противительным союзом «а».
- желтеют листья
- расцветают цветы
- собирают урожай
- метёт метель
- люди загорают и купаются
- собирают грибы
- идут частые дожди
- распускаются почки
- птицы улетают в тёплые края
Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.
2. Основная часть.
Подготовка к восприятию текста.
Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?
- Они улетают в теплые края.
Почему?
- Становится холодно, исчезает пища.
Все ли птицы улетают?
- Нет, только перелетные.
А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?
- Зимующие.
Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.
Дидактическое упражнение «Птицы»
Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.
- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы поднимаете руку, а если зимующую, то руки сложены на парте.
Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?
- Журавль. (Картинки всех, кроме журавля снимаются с доски)
- Правильно, сегодня я прочитаю вам рассказ «Улетают журавли».
Чтение рассказа: «Улетели журавли». Развитие слухового внимания и памяти.
- Внимательно послушайте рассказ И. Соколова-Микитова «Улетели журавли».
«Улетают журавли»
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в тёплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные крики. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.
По И. Соколову-Микитову
Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.
- В какие дни собрались к отлёту журавли? (В золотые осенние дни собрались к отлету журавли)
- Над чем они покружились? (Покружились они над рекой, над родным болотом)
- Куда потянулись косяки птиц? (Стройные косяки потянулись в теплые страны)
- Откуда мы слышим их прощальные крики? (С высокого ясного неба мы слышим их прощальные крики)
- Что кричали дети журавлям? (До свидания, до свидания, журавли. До радостной встречи весной)
Лексико-грамматическое упражнение «Почему?»
А сейчас мы поиграем в игру «Почему?» Я спрашиваю, думают все, а отвечает тот, на кого покажу.
- Почему осенние дни золотые?
- Почему болото для журавлей родное?
- Почему косяки птиц стройные?
- Почему небо высокое и ясное?
- Почему крики прощальные?
- Почему встреча весной будет радостной?
Физкультурная пауза
«Дождик»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)
Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)
Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)
Сушит пёрышки скорей.
Н. Нищева
Повторное чтение рассказа.
В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.
- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.
Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.
Продуктивная деятельность.
Зарисовка плана — схемы.
Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.
- Ребята, сейчас вы нарисуете свои волшебные планы, чтобы в любой момент подсмотреть и вспомнить рассказ «Улетели журавли». Дома вы сможете рассказать его вашим родителям.
Рисование.
Подведение итогов.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- Как называется рассказ, который мы сегодня пересказали?
- С помощью чего нам легко удалось сделать пересказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Оценка деятельности детей. В завершении за хорошую работу дети награждаются медальками, сделанными воспитателем.
Размещено Tue, 08/10/2013 - 18:57 пользователем Евгения Васильевна Кириллова.
Уважаемая Юлия Александровна! Познакомилась с Вашим конспектом. Очень понравился. Особенно использование мнемотаблиц, которые значительно облегчают усвоение материала по развитию речи у дошкольников. Беру Ваше занятие себе на заметку. Спасибо!
Комментарий был изменен с момента создания (and-evgenia, Tue, 08/10/2013 - 18:57).
На: Конспект непосредственно образовательной деятельности «Перес
Уважаемая Юлия Александровна! Познакомилась с Вашим конспектом. Очень понравился. Особенно использование мнемотаблиц, которые значительно облегчают усвоение материала по развитию речи у дошкольников. Беру Ваше занятие себе на заметку. Спасибо!
С уважением , Евгения!