Направленность УМК по географии на реализацию деятельностного подхода.
34 replies
чт, 03/10/2013 - 23:40
Нина Андреевна Никифорова
На сайте с: 16/01/2010
Баллы: 5675
Методическая система УМК по географии создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода. Она ориентирует учащихся на познавательную деятельность и решение задач, различающихся по уровню самостоятельности. Учебные пособия, составляющие УМК предлагают разнообразные подходы к реализации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения географии. Учитель географии имеет право выбрать УМК любого издательства, которое имеет, на его взгляд, наибольшую направленность на реализацию деятельностного подхода. На данном форуме каждому из Вас предстоит обосновать деятельностную направленность используемого в обучении УМК по географии в вашей школе, убедить в успешном применении его в организации учебной деятельности школьников.
Работаю по учебникам издательства " Вентана-Граф". Мне кажется, что именно учебники этого издательства способствуют реализации деятельностного подхода. Этой теме посвящены вебинары и встречи с авторами учебников данного издательства. Концепция деятельностного подхода требует от учителя серьезной перестройки всей методики преподавания. Работать, как вчера, уже нельзя. Во главу угла ставятся интересы учащегося. В практике обучения важно опираться на следующие особенности построения учебников линии " Вентана-Граф":
разработан разнообразный методический аппарат;
текст обращен к личности ученика;
текстовый компонент разработан с учетом новых содержательных тенденций школьного географического образования ( усиление комплексного и страноведческого подходов);
перед каждым параграфом имеются мотивационные вопросы;
в конце разделов и тем имеются ссылки на ресурсы Интернета.
Таким образом, линия учебников географии " Вентана-Граф" направлена на достижение нового образовательного результата.
Универсальные учебные действия выступают ванейшим компонентом содержания предмета "География"в условиях введения ФГОС. Его реализацией является УМК. Разаботанный УМК по географии ИЦ " Вентана Граф"опирается на требования новых стандартов образования. Платформой УМК выступает авторская программа, которая определяет цели и задачи каждого тематического курса. Данная прграмма включает и тематическое планирование, которое можно использовать при разработке индивидуальных образовательных программ конкретного учителя. В содержательной части рабочей программы представлена система учебных действий, отражающих преемственность курсов между собой и целостную линию УМК. В УМК центральное место отводится учебнику. Его методический очень разнообразен и интересен для учащихся. Линии учебников сохраняют традиции, присущие отечественным учебникам. Текстовый компонент разработан с учётом новых содерательных тенденций школьного географического образования, перед кажды параграфом имеются мотивационные вопросы. Я уже много лет работаю по учебникам ИЦ " Вентана - Граф" и считаю их пока лучшей линией, способствующей реализации деятельностного подхода в школьном образовании.
Я работаю в 5-6 классах по учебникам издательства "Вентана-Граф". Учебник разработан с учётом новых стандартных требований. Перед каждым параграфом имеются мотивационные вопрсы, в конце темы имеются ссылки на ресурсы "Интернета", представленна практическая часть "Географ - следопыт". Я думаю, что работая по учебникам "Вентана - Граф" можно реализовать деятельностный подход в школьном образовании.
Я работаю в 5-6 классах по учебникам издательства "Вентана - Граф" первый год. Учебник разработан с учётом новых стандартных требований. Перед каждым параграфом имеются мотивационные вопрсы, в конце темы имеются ссылки на ресурсы "Интернет", а также практическая часть "Географ - следопыт". Я думаю, что работая по учебникам "Вентана - Граф" можно реализовать деятельностный подход в школьном образовании.
На современном уроке географии для нас учителей становиться основополагающим следующие положения: учебная деятельность – это основа урока, представляющая собой процесс тесного единства содержательной и процессуальной составляющих. Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий ( познавательные, коммуникативные, регуляторные ит.д.). Я думаю, что при работе по учебникам "Вентана - Граф" можно реализовать деятельностный подход в школьном образовании. Например, при изучении темы «Земная кора и литосфера. Рельеф Земли» в курсе «География земли (5-7 классы)» знания об оболочечном строении планеты, земной коре, разнообразии рельефа, движении земной коры, формах рельефа суши и дна Мирового океана усваиваются на основе следующих учебных действий: распознавать различные формы рельефа и составлять их характеристики; устанавливать по карте ….; выявлять закономерности…; выявлять особенности….; выявлять черты сходства и различия и т. д. Таким образом эта линия учебников географии направлена на достижение нового образовательного результата.
На современном уроке географии для нас учителей становиться основополагающим следующие положения: учебная деятельность – это основа урока, представляющая собой процесс тесного единства содержательной и процессуальной составляющих. Содержание современного урока географии пронизано различными видами действий ( познавательные, коммуникативные, регуляторные ит.д.). Я думаю, что при работе по учебникам "Вентана - Граф" можно реализовать деятельностный подход в школьном образовании. Например, при изучении темы «Земная кора и литосфера. Рельеф Земли» в курсе «География земли (5-7 классы)» знания об оболочечном строении планеты, земной коре, разнообразии рельефа, движении земной коры, формах рельефа суши и дна Мирового океана усваиваются на основе следующих учебных действий: распознавать различные формы рельефа и составлять их характеристики; устанавливать по карте ….; выявлять закономерности…; выявлять особенности….; выявлять черты сходства и различия и т. д. Таким образом эта линия учебников географии направлена на достижение нового образовательного результата.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. От учебника в процессе обучения зависит многое.Учебник не должен быть очень сложен; он должен содержать информацию, соответствующую стандартам; в нём обязательно дожжен быть наглядный материал ( особенно для 5-6 кл.); учебник должен быть оснащён интересными заданиями ( практические, исследовательские работы). Все это содержит серия учебников « Вентана-Граф». Я работаю по ним уже не первый год и довольна результатом.
Я работаю по УМК издательства «Русское слово», авторы Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И. Состав УМК:
- программа;
- рабочая программа;
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- пособие для учителя.
Все задания и географическая информация в учебнике направлены на развитие мышления, тренировку памяти, закрепление и углубление полученных знаний, расширение кругозора. Они направлены на обеспечение прочности навыков работы с географическими и контурными картами, рисунками, схемами.
На мой взгляд, в учебнике учитывается переход от «знаниевой» парадигмы в образовании к «деятельностной»: лаконичность текста, опора на повседневный опыт учащихся, наличие межпредметных связей, дифференцированный методический аппарат, богатый и разнообразный иллюстративный материал,простота и доступность подачи материала, диалогичность текста, учебники написаны в разговорной манере очень доступным языком
Учебник яркий, красивый, удобный в пользовании, современный. Стиль и доступность изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Отличается логическим завершением изученного материала. Количество страниц в параграфе до четырех, включая иллюстрации.
В соответствии с современными требованиями учебник оснащен разноуровневыми заданиями и итоговыми вопросами, что дает возможность для дифференциации обучения. Тесты, представленные в данном учебнике, отличаются конкретностью, необходимым уровнем сложности и четким соответствием с программным материалом. Разработанная система творческих заданий позволят расширить кругозор учащихся. Заметно повышает интерес к изучаемому предмету наличие в учебнике большого количества современных цветных космических снимков и фотографий, позволяющих составить представление о разнообразии природы Земли.
Добры день,коллеги!Добрый день,Людмила Ивановна!Я работаю так же как и вы по УМК издательства "Русское слово",авторы Домогацких Е.М. и Алексеевский Н.И.,состав УМК тот же.Полностью с Вами согласна,что учебник и задания в нём направлены на развитие мышления,тренировку памяти,расширение кругозора и закреплению полученных знаний.В учебнике ,после основной темы даются тесты,разноуровневые задания,задания - поработаем с картой.(отличающиеся конкретикой и чёткостью поставленных заданий),имеются творческие и проблемные задания,которые помогают расширить кругозор учащихся.Считаю,что данный учебник и система заданий,фотографий,картинок,рисунков,таблиц,и дополнительных творческих и проблемных заданий повышает интерес у учащихся в изучении географии.
Я работаю по учебникам линии О.А.Климановой, А.И. Алексеева издательства «Дрофа»
Данная линия учебников включает в себя теоретический и практический материал, который подразделен на разные уровни сложности, направленный на проверку программного материала и поиск логических взаимодействий между географическими явлениями и процессами, на творческое осмысление материала, на личностное восприятие. Помещенные в учебнике иллюстрации-схемы, графики, карты-помогают читать, анализировать информацию. Не совсем устраивает учебник 8 класса. В нем вопросы природы отдельных территорий и объектов изложены примитивно или совсем отсутствуют. Тема население изложена хорошо, но очень трудно читаемые детьми диаграммы. Не устраивают вопросы и задания. В учебнике много второстепенного материала, а главный не выделен. Хочу уйти в следующем году от этой линии.
С уважением, Нина Андреевна Никифорова!