4 этап. Реализация построенного проекта.
(Учитель организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, организует подводящий диалог. Дети под руководством учителя выполняют составленный план действий, отвечают на вопросы учителя)
1. Объявление цели урока. (1 мин)
- Мы продолжаем изучать сказку украинского писателя Ивана Яковлевича Франко «Сказка о глупости».Что, ребята, вы узнали об авторе этой сказки? (Это украинский писатель, родился в бедной семье…)
(Слайд № 5) (на слайде №5 помещен портрет автора и текст. Анимация настроена на «вход» картинок текста)
Иван Франко – украинский писатель, публицист, общественный деятель, жил во второй половине 19 – начале 20 века. Он родился в бедной семье крестьянина – кузнеца и всю жизнь был защитником бедных людей.
- А узнать сказку помог нам С.Я. Маршак, он перевёл эту сказку с украинского языка.
- Вы прочитали внимательно сказку украинского поэта «Сказку о глупости». Дома вы подготовились к выразительному чтению сказки по ролям. На уроке мы через выразительное чтение будем учиться сочувствовать героям сказки, работать над лексическим значением слов.
2. Подготовка к выразительному чтению. (4 мин)
- Мы работаем над совершенствованием навыка чтения: учимся чётко, ясно произносить слова, правильно ставить ударения, вырабатывать быстрый темп чтения.
Тренировочные упражнения для работы над выразительным чтением:
1. Чтение скороговорок: медленно по слогам (орфографическое чтение); с ударением (орфоэпическое чтение); быстро; тихо, вполголоса, громко; с разной интонацией (.!?)
(Слайд №6) (на слайде №6 помещены скороговорки и детские рисунки к ним. Анимация настроена на «вход» рисунков и текста)
Текст скороговорок и детские рисунки к ним.
«Наш Полкан попал в капкан».
«Три сороки – тараторки тараторили на горке».
2. Чтение слов: по слогам, целым словом, быстро с ударением. Наблюдение за написанием и произношением.
(Слайд №7) (на слайде №7 помещены слова. Анимация настроена на «вход» текста построчно)
вспорх-нув
про-мол-ви-ла
не-смет-но-е бо-гатст-во
счаст-ли-во-го пу-ти
3. Чтение сказки И. Франко «Сказка о глупости» по ролям.(10 мин)
I.Подготовка к чтению сказки.
- В какой форме написана сказка? (В стихотворной.) В каждой строфе 4 строчки. В сказке много диалогов, есть монолог. (стр.40)
- Назовите главных героев этой сказки.
А)– Как будем читать слова охотника? Упражнения в интонировании.
Рекомендации записаны на доске.
(Слайд № 8) (на слайде №8 помещены рекомендации по интонированию. Анимация настроена на «вход» текста построчно)
В 1-й части: сурово – в 1-й строфе; удивлённо – в 4-й строфе; заинтересованно – в 5-й строфе. Во 2-й части: интонация согласия, благодарности. В 3-й части: чувство досады; ложные обещания.
Б) – Как читать слова птички, определите сами, исходя из рекомендаций.
(Слайд №9)
1-я часть: жалобно, просяще.
2-я часть: твёрдо, со знанием того, что говорит.
3-я часть: с усмешкой, с укоризной.
(на слайде №9 помещены рекомендации по интонированию. Анимация настроена на «вход» текста построчно)
В) – Как озвучить авторский текст?
(Слайд №10) (на слайде №10 помещены картинки и текст. Анимация настроена на «вход» картинок и текста)
- Авторские слова помогают нам передать состояние героев, описать обстановку вокруг них.
II. Распределение ролей. Чтение по ролям.
- Кто сумел наиболее точно изобразить своего героя? (Оценивание).Что вы узнали из сказки об этих героях? (Здесь мудрые советы даёт охотнику птичка. В её советах заключена житейская мудрость).
4. Продолжение работы над текстом сказки И.Франко. (1 мин)
- Каким стало у вас настроение после чтения сказки? (Весёлое. Сказка смешная, но не только, она высмеивает человеческую глупость и наивность. Задумались).
- Что особенно рассмешило вас в «Сказке о глупости»? (Желание охотника стать отцом птичке.) Кого больше всего жалко в сказке? (Птичку, она маленькая, беззащитная) Пожалели ли вы охотника, который остался без добычи? Почему? (Нет, у него коварные планы, хотел поймать и убить птичку, злой. Жалко, остался ни с чем .)
Словарная работа. Работа в парах. (по 2 человека).(4 мин)
Карточки с заданиями лежат на партах.
- В сказке автор использует много интересных словосочетаний, многие из них можно использовать в нашей речи и сейчас.
Задание: Найдите точное объяснение выражениям. (Каждой паре даются выражения, к ним нужно найти объяснение).
- Что нам поможет выполнить это задание? (Алгоритм)
- Наметим наш план действий.
План наших действий
- Сами попробуем выполнить задание, пользуясь материалом учебника или толкового словаря
- Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у ребят, у учителя
- Устраним затруднение
- Что нам поможет? (Свой опыт, учебник, учитель, толковый словарь)
(Учитель организует определение средств, дети называют средства). Проверка задания.
(Слайд № 11) (на слайде №11 помещено объяснение выражений. Анимация настроена на «вход» текста построчно)
1. «Пташка с ноготок» - очень маленькая;
2. «Не стоит портить кровь» - не переживать, не нервничать.
3. «Не верьдосужим бредням» - пустая болтовня бездельников; (из «Толкового словаря» к учебнику Н.А.Шестакова, стр.47.
4. «Несметное богатство» - огромное по количеству, неисчислимое;
5. «Попал впросак» - попал по своей оплошности в невыгодное, неприятное положение.
6.Небылица – вымысел, лживое сообщение.
Обсуждение. Оценивание работы в парах.
- В этой сказке автор использует устойчивые словосочетания, мы их будем называть фразеологическими оборотами, они часто встречаются в речи людей. Какие из них вы слышали от свои родителей, бабушек и дедушек
- Что вам помогло выполнить это задание? (Алгоритм). Какие затруднения вы встретили? (Первый раз услышали: «Не верьдосужим бредням», «Попал впросак» ) Что помогло выйти из затруднения? (Помогли: толковый словарь, мой товарищ, спросили у учителя)
5. Работа над содержанием. Цепочка мнений. (3 мин)
1). Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Работа в рабочих тетрадях по литературному чтению.
Стр.36. Задание III.3
(Каждый учащийся проговаривает алгоритм и выполняет задание Учитель организует выполнение учащимися самостоятельной работы, организует взаимопроверку по эталону, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками).
- Какими качествами обладают герои? Каким был охотник? А птичка? Выполните задание в рабочей тетради стр.36, задание III.3. Кому нужна помощь, поднимите сигнальные карточки: красного цвета - помощь оказывает учитель, зелёного - ученик – консультант)
Индивидуальная работа.
(Дети поднимают сигнальные карточки. Индивидуальная помощь)
(Слайд № 12) (на слайде №12 помещены слова для характеристики героев. Анимация настроена на «вход»)
Карточка со словами - помощниками:
злой, добрый, жадный, находчивый, терпеливый, заботливый, весёлый, глупый, умный, мудрый, капризный, спокойный, вольнолюбивый, простодушный, благодарный, лживый…
Эталон
Птичка: вольнолюбивая, благодарная, мудрая, умная, находчивая …
Охотник: простодушный, жадный, глупый, неблагодарный, лживый…
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь своими работами с соседом, проверьте работу по эталону, оцените её.
- Кто справился? У кого возникли затруднения? А кто использовал свои слова для характеристики героев. (Дети называют: чёрствый, жестокий, хитрая, изворотливая…)
- Вы очень точно описали главных героев.
- Вы немного устали, давайте отдохнём.
ФИЗМИНУТКА. (Слайд №13)
(на слайде №13 помещен заголовок и рисунки. Анимация настроена на «вход») (1 мин)
Вы, наверное, устали? Покрутились, повертелись
Ну, тогда все дружно встали! И за парты все уселись.
Ножками потопали, Глазки крепко закрываем,
Ручками похлопали, Дружно до пяти считаем
Вправо ниже наклоняйся, 1 – 2 – 3 – 4 – 5.
Влево тоже наклоняйся. Открываем, поморгаем
И работу продолжаем.
2) Выборочное чтение. (3 мин)
- Какие советы даёт охотнику птичка? (Три мудрых совета). Озвучьте каждый из них и объясните, что они значат.
(Слайд № 14) (на слайде №14 помещены цитаты из текста и картинка. Анимация настроена на «вход»)
1 совет птички:
«Жалеть о том не надо,
Чего уж больше нет».
( Не жалеть того, что прошло, что потеряли, что поломалось, ведь не вернуть)
2 совет птички:
«Не стоит портить кровь,
Стараясь понапрасну
Вернуть былое вновь».
( Надо не нервничать, не тратить силы, время на то, чтобы вернуть то, что нельзя вернуть, что ушло, тому нет возврата)
3 совет птички:
«Не верь досужим бредням,
Чудес на свете нет».
(Не верь пустой болтовне, обманщикам, тем, кто обещает золотые горы, чудеса бывают только в сказке)
3) Вопросы по тексту:
- Последовал ли этим советам охотник? А если бы последовал, чтобы изменилось? (Не выглядел жалким и смешным, мы бы гордились им, ведь он отпустил птичку)
- Научила ли чему – нибудь птичка охотника? (Да, думать надо своей головой. Не делать зла другим). Нам с вами эти советы пригодятся в жизни? (Да, чтобы не попасть в глупую ситуацию, учат быть внимательными к окружающим.)
- Кто в этой сказке носитель мудрости? (Птичка, которая благодаря своей находчивости , спасла себе жизнь)
6. Выделение главной мысли текста.
- Какова главная мысль этой сказки? Чему учит сказка И.Франко?
(Не верить тем, кто обещает золотые горы; не попадать в глупую ситуацию, не жадничать, быть добрым, внимательным к другим).
- Украинский писатель Иван Франко высмеивает наивность, глупость охотника и восхищается находчивостью, мудростью маленькой птички. Маленькая птичка сумела перехитрить большого охотника.
- Зависит ли мудрость и глупость от возраста, веса, высоты роста? А отчего зависит?
Вывод. (Слайд №15) (на слайде №15 помещен вывод. Анимация настроена на «вход»)
-Мудрость не зависит от роста и веса, от возраста и силы, а зависит от того, какой жизненный опыт, от внутренних качеств человека, от его стремления делать добрые дела, не прося за это награды.
7. Выводы по разделу «Сказка мудростью богата». (2 мин)
- Мы прочитали много сказок о мудрости и глупости, увидели, что у разных народов мира есть сказки о мудрых людях, среди них встречаются сказки, в которых высмеиваются глупые поступки.
- Никто не хочет слыть глупцами, все стремятся прославиться и стать мудрецами. Мы прочитали все сказки из раздела «Сказка мудростью богата».
- Чему учат эти сказки?
(Прислушиваться к советам старших, уважительно относиться к старости, быть благодарными за то, что старики делятся с молодыми своим жизненным опытом, молодёжи надо чаще прислушиваться к советам старшего поколения, впитывать мудрость, уроки жизни; не верить на слово, думать своей головой, не попадать в глупые ситуации, проявлять находчивость, выдумку, не жадничать, не завидовать, не обижать маленьких, беззащитных)
- Сказки нас учат быть добрыми, внимательными к окружающим, совершать благородные поступки, принимать правильные решения
|