I.Организационный
момент.
Цель:мотивация учебных действий.
II.Самоопреде-
ление к учебной деятельности.
Цель:мотивировать учащихся к учебной деятельности и определить содержательные рамки урока.
III.Актуализация
опорных знаний.
Цель:учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.
IV. Постановка проблемы.
Цель:организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия.
Целеполагание.
V.Проектирова-ние и фиксация нового знания.
Цель:учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
VI.Первичное закрепление.
VII. Включение нового в систему знаний и повторение.
VIII.Итог урока. Рефлексия.
IX. Домашнее задание.
|
- Легкий или трудный для вас урок русского языка?
-Почему?
-Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?
Виды речевой деятельности:
- Говорим
- Читаем
- Пишем
- Слушаем
- Что вам на уроках делать легче?
- Почему?
- Что труднее?
- Почему?
- Что нужно знать, чтобы писать грамотно?
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.
─ Как вы думаете, какая часть речи могла рассуждать вот так: (Слайд 1)
У существительных подчас
Не жизнь. А просто скука!
Ни цвета нет у них без нас.
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
─ С какой частью речи сегодня будем работать на уроке?(Слайд 2)
- Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)
Тест. Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его в тетрадь.
- Какое ключевое слово вы получили?(Слайд 3)
- Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)
─ Используя план, расскажите об имени прилагательном ( Слайд 4 ).
План рассуждения:
- Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
- Что обозначают имена прилагательные?
- Каким членом предложения являются?
На доске словосочетания: холодн. погода, о холодн. погоде
-Из каких частей речи они состоят?
-В чём они согласуются?
-Что можно сказать о существительных в этих словосочетаниях? (постоянных и непостоянных признаках)
-У существительных один род и число, так почему же у прилагательных разные окончания?
- Какой возникает вопрос?
- В чём может быть причина?
─ Как вы думаете, изменяются ли имена прилагательные по падежам?
-Обратимся к опорным словам, вспомним о чём говорили. На какой вопрос будем искать ответ на уроке?
─ Какую цель мы поставим перед собой? Чему мы должны сегодня научиться?
─ Сформулируйте тему нашего урока.
( открывается тема урока, слайд 6 )
-Проведем исследовательскую работу. Изменение имён прилагательных по падежам.
-Что нам необходимо узнать?
План исследования.(Слайд 7)
- Просклонять прилагательное. Упр. 210, с.35
- Понаблюдать, как изменяются имена прилагательные.
- Сделать вывод.
4. Закончить определение.
─ Кто хочет попробовать просклонять у доски прилагательное лесной (не получается) Как быть?
─ А если мы подставим существительное ручей, и от него будем задавать вопрос к прилагательному? Ведь имена существительные мы умеем склонять. Пробуем.
─ Просклоняйте словосочетания и наблюдайте за тем, как изменяются имена прилагательные. (Слайды 8-13)
─ Что вам помогло выбрать окончание имён прилагательных?
─ Какой вывод вы можете сделать?
- Закончим определение с. 35.
─ Давайте проверим, прочитайте правило: (Слайд 14 )
Имена прилагательные изменяются по родам и склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.
Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Физкультминутка (Слайды 15-21)
- Попробуем применить знания.
Упр.211 по рядам самостоятельно.
Самопроверка.
-Какой вывод сделали?
1 ряд – святой источник
2 ряд – золотое сердце
3 ряд – родная дочь
Упр.212. Выпишите словосочетания сущ.+ прил., укажите род, число и падеж.
─ Прочитайте слова в рамке. Какие это цвета? Какие из этих слов являются синонимами?
─ Почему поэт называет осень «тихою вдовой»? (Ответы детей.)
─ Что интересного заметили о прилагательном пёстрый?
─ Каким признаком является род для существительных?
─ А для прилагательных ?
- Итак, на сегодня наше исследование заканчивается.
- Кто считает, что урок для него был полезен?
─ Что нового узнали о словоизменении прилагательных?
─ Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы их?
Закончи предложения:
-Теперь я знаю…
- Теперь я могу…
- Оцените объективно свою работу на уроке, выбрав соответствующий знак.(Слайд 22)
|
─ Имя прилагательное.
- С именами прилагательными.
Работа в парах.
- Склонение.
- Изменение окончаний по падежам называется склонением.
- Не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном.
-Из имени существительного и прилагательного.
-Согласуются в роде и числе.
-Они стоят в одном роде и числе.
-Выдвижение гипотез .
-Почему у прилагательных изменяется окончание?
-Потому что существительные стоят в разных падежах.
-Предположения детей.
─ Сегодня мы будем искать ответ на вопрос: Изменяются ли имена прилагательные по падежам? (Зафиксируется на доске.)
Составление плана исследования.
Соотносим каждый «шаг» с планом исследования.
Склоняют словосочетания и наблюдают за тем, как изменяются прилагательные.
─ Имя существительное «ручей».
-Имена прилагательные изменяются по падежам.
Самопроверка по эталону.
багровый, багряный.
─ В словосочетании пестрою стеной стоит в ж. р., а в словосочетаниипёстрый терем в м.р.
-Постоянным признаком.
-Непостоянным.
|
Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: слушать собеседника, использование речи для регуляции своего действия, контролировать действия партнёра, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умениесамостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей, эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их
обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.
Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя и других.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, умение планировать, контролировать и выполнять и корректировать действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.
Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|