ХОЛОКОСТ в Ростовской области. Трагедия и уроки истории
Submitted by Вадим Юрьевич Бозаджиев on вс, 15/09/2013 - 12:42
Ход урока
Учитель демонстрирует на экране изображение мемориальной доски и поясняет, что данная мемориальная доска прикреплена к дому № 83 на улице Пушкинской в городе Ростове-на-Дону.
Далее, учитель задает вопрос, видел ли кто-либо из учащихся эту доску ранее, знает ли о ее существовании?
(Как правило, от учащихся следуют отрицательнее ответы).
После получения ответов от учащихся, учитель задает классу следующий вопрос: «Кто знает, кем была эта женщина, и что вы знаете о ее жизни?»
(Как правило, ответы ограничиваются информацией, видимой учащимися. Редко, кто из учащихся дает более информативный ответ).
Учитель кратко рассказывает о ключевых периодах жизни Сабины Шпильрейн и ее научном вкладе в современную психологию. Демонстрирую фотографию женщины.
Затем учитель предлагает учащимся обратить внимание на даты рождения и смерти Сабины Шпильрейн и предлагает учащимся определить возраст ее смерти.
(Учащиеся называют возраст – 47 лет).
Далее учитель поясняет, что Сабина Шпильрейн жила в 30-40-х годах в Ростове-на-Дону, Великую Отечественную войну встретила как гражданское лицо и до последних дней своей жизни находилась в городе. Далее учитель задает вопрос: «Кто-либо из вас может сказать, при каких обстоятельствах умерла Сабина Шпильрейн?»
(Если в классе нет ученика или ученицы еврейской национальности, то учащиеся, как правило, не знают обстоятельств смерти Сабины Шпильрейн. Думая над вопросом они делают предположения: так как это период Великой Отечественной войны и Сабина Шпильрейн умерла в Ростове-на-Дону, то причинами ее смерти могли быть: голод, смерти при бомбежке, смерть при боевых действиях, ее убили фашисты).
После того, как учащиеся высказались по данному вопросу, учитель кратко рассказывает об обстоятельствах смерти Сабины Шпильрейн, демонстрируя фотографию времен Второй мировой войны и фотографию Змиевского мемориала.
Далее учитель задает классу вопрос: «Знают ли они, что означает слово «Холокост»? »
(Учащиеся демонстрируют знание о трагической странице еврейского народа, называемым Холокостом или Шоа).
Выяснив, что учащиеся имеют представление о Холокосте, учитель переходит к обсуждению с учащимися причин его возникновения. Проводится краткий опрос учащихся, имеющий целью выяснить, насколько они помнят историю Ваймарской республики и обстоятельства прихода нацистов к власти. В ходе беседы с классом также перечисляются характерные черты тоталитарного режима, которые изучались на материале отечественной истории 1930-х гг.
Особое внимание при опросе обращается на то, в какой степени ученики владеют терминами и понятиями, относящимися к теме, насколько четко, например, выделяют такие признаки тоталитарного государства, как однопартийная система, слияние партийного и государственного аппарата, ликвидация разделения властей, тотальный идеологический контроль и террор. Очень важно также понимание учащимися терминов ксенофобия, антисемитизм, национальные и расовые предрассудки, расизм.
Особое внимание учащихся обращается учителем на определение фашизма, данное учеными Российской Академии Наук весной 1995 г.:“Фашизм – это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем”.А так же на определение Холокоста: «Холокост» (Холаауст, Голакауст, Холокаст) – всесожжение (греч.) – термин, употребляемый обычно в США и Европе для обозначения геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны. Аналогичный термин “Катастрофа” (Шоа) – несчастье, разруха (иврит) употребляется в Израиле.
Далее учитель объясняет роль расизма и антисемитизма в возникновении НСДАП, в ее борьбе за власть, в государственной и военной политике фашисткой Германии, демонстрирую фотографии.
Закончив обсуждение с учащимися вводных вопросов, учитель объявляет тему и переходит к изложению нового материала.
Самым страшным проявлением человеконенавистнической расовой теории фашизма стало физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации на территории бывшего СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку.
Запущенный в 1941 году механизм уничтожения евреев и коммунистов был распространен впоследствии нацистами на оккупированных территориях СССР и в лагерях смерти на всех, кто оказывал малейшее сопротивление или подозревался в нем. Фашистские изверги уничтожали их за что угодно, но только не за национальную (расовую) принадлежность.
Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по планам фашистов, этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).
Только еврейский народ стал – не на словах и не на бумаге – жертвой продуманного до мелочей, проведенного с неимоверной жестокостью и с использованием самых современных технологий плана тотального народоубийства.
Поэтому не случайно самым трагичным явлением Второй Мировой войны стали события, связанные с Холокостом - геноцидом 6 миллионов европейских евреев.
27 января 1945 годаСоветской Армией был освобожден пожалуй, самый страшный фашистский лагерь смерти Освенцим (Польша, Верхняя Силезия, в 55км от Кракова) ), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. Тем самым было предотвращено дальнейшие массовое истребление европейских евреев. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста - геноцида 6 миллионов европейских евреев. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.
Далее учитель переходит к рассказу о событиях, связанных с Холокостом в Ростовской области и Ростове-на-Дону.
В 1939 г. в области проживало 33024 еврея (1,14% нас.). Летом и осенью 1941 г. их число пополнили ок. 20 000 беженцев.
Юго-западная часть области была оккупирована в октябре - ноябре 1941 г. Большая часть области, кроме самой ее северной части на левобережье Дона в пределах Вешенского и севера Верхнедонского районов, была оккупирована в июле - августе 1942 г. Ростовская область входила в военную зону «Кавказ».
В 1941г. в оккупации оказались город Таганрог и окружающие районы, в которых находилось до 7 тыс. евреев. Все они стали жертвами Холокоста.
В 1942 г. в оккупации оказались также город Ростов-на-Дону (21 - 28 ноября 1941 г. был оккупирован на неделю) и преобладающая часть Ростовской области, на территории которой находилось 33-39 тыс. евреев, почти полностью уничтожены.
Еврейская община в Ростове-на-Дону начала формироваться в середине первого десятилетия 19 века за счет миграции евреев из Белоруссии, Литвы и Западной Украины, присоединенных к России после трех разделов Польши. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, в Ростов попало много евреев бежавших из западных областей СССР. По оценке немецкого командирования к ноябрю 1941 г. в городе находилось до 50 тыс. евреев, хотя в 1939 г. их проживало всего 27 тысяч. Кратковременный захват Ростова 21-28 ноября 1941 г. не позволил немецкому командованию истребить еврейское население города. Во время 2-й оккупации города (1942 – 1943 гг.) были уничтожены практически все евреи, оставшиеся здесь. В Змиевской балке 11-12 августа 1942 г. было расстреляно более 27 тыс. человек, преимущественно евреев.
Евреи городов Ростов-на-Дону, Таганрог и Шахты, составлявшие около 95% всего городского еврейского населения Ростовской области, явились основными жертвами Холокоста. Евреи составили более половины всех жертв нацистов на территории области.
Основные места уничтожения евреев: в Таганроге - Петрушина коса («Балка смерти») на западной окраине города; в Ростове-на-Дону - к западу от окраины города близ поселка Змиевка между Зоопарком и Ботаническим садом, в основном в песчано-каменном и глинянном карьерах.
В небольших городах, поселках, станицах и селах уничтожение евреев происходило в противотанковых рвах, карьерах, колодцах.
Имеются сведения по 30 сельским районам Ростовской области, в которых суммарно были уничтожены ок. 5500 евреев. Погибло более 100 евреев: Заветинский, Кагальницкий, Мальчевский, Мечетинский, Морозовский, Орловский, Песчанокопский, Семикаракорский, Пролетарский, Ремонтненский, Сальский районы (в последних трех 1000 и более чел.). В 9 районах было уничтожено от 18-21 до 50-70 евреев в каждом (всего около 500 чел.). В 7 сельских районах: Алексеево-Лозовском, Анастасиевском, Боковском, Зимовниковском, Криворожском, Милютинском и Цимлянском было уничтожено от 1-2 до 6-8 евреев (всего 30 чел).
В Дубовском, Зимовниковском, Чернышевском, Цимлянском, Константиновском, Романовском, Тацинском и в некоторых других районах, в которых не имелось постоянного еврейского населения документально зафиксированы единичные жертвы Холокоста. Однако имеются данные о нахождении здесь с 1941 г. еврейских беженцев. Поэтому можно предполагать, что в указанных сельских районах погибло на несколько сотен евреев (преимущественно женщин, детей и стариков) больше.
Ростовская область была освобождена в ноябре 1942 - августе 1943 г., что привело к спасению оставшихся в живых евреев.
Далее учитель предлагает учащимся подумать над таким вопросом: «Как могла сложиться судьба жертв Холокоста, если бы он не произошел?»
(Учащиеся, как правило, дают полные и развернутые ответы, обращают внимание, что среди жертв Холокоста много зрелых, молодых людей, подростков и детей. Если бы не их трагическая смерть, то они бы, без сомнения, могли бы сделать много полезного людям, быть счастливыми, наслаждаться жизнью. Обычно, кто-то из детей, приводит пример Сабины Шпильрейн, поясняя, что она могла бы продолжать свою научную работу, делать открытия и быть счастливо.)
Далее учитель предлагает учащимся высказаться учащимся о своем отношении к Холокосту.
(Учащиеся отмечают свое сочувствие и жалость к жертвам Холокоста и негодование к его организаторам и исполнителям).
Затем учитель предлагает учащимся подумать, а извлекло ли человечество уроки из страшных событий Второй мировой войны: Холокоста, массового уничтожения славян, цыган и людей других «неарийских» национальностей и политических взглядов?
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что не в полной мере, так как в ряде стран фашизм, неонацизм начинает поднимать голову: в Прибалтике ставят памятники эссэсоцам, а оставшихся в живых чествуют как героев, в Украине пособников фашистов обласкивает власть.
Затем учитель предлагает учащимся подумать, какой урок человечество может вынести из событий Холокоста и массового истребления людей других национальностей, вероисповеданий, взглядов? Ответы учащихся учитель записывает на классной доске.
Учащиеся, как правило, называют: принять законы, запрещающие убивать людей по признакам расы, национальности, религии, мировоззрения; поставить памятники жертвам, постоянно напоминать людям о трагических событиях прошлого, учить людей быть терпимыми к другим, не похожими на себя.
Резюмируя сказанное учащимися, учитель поясняет, что
- всентябре 2004 г. мэр Ростова-на-Дону подписал постановление об установлении в Змиевской балке мемориальной доски со следующей надписью: «11 - 12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».
- в Ростовской синагоге установлены памятные доски с именами нескольких сотен погибших.
- открыт небольшой музей Холокоста при еврейской школе «Ор Менахем» .
- памятная доска установлена на сборном пункте евреев Ленинского и Железнодорожного районов Ростова-на-Дону (ул. Большая Садовая, 44), откуда евреи отправлялись на смерть 11 - 12 августа 1942 г.);
- на доме , где жила известный психотерапевт Сабина Шпильрейн.
- Мемориал жертвам Холокоста был открыт в 2000г. в Таганроге.
- Первым памятник погибшим евреям был установлен по инициативе местных властей в 1990 г. в пос. Ремонтное;
- Звание Праведника Народов Мира присвоено 5 жителям области, спасавших евреев на ее территории:
- в 1996г. - Анне Покровской (Таганрог);
- в 2000г. - Екатерине Винниковой-Какотко и Таисии Мозговой ( с. Кресты (Первомайское) Ремонтненского р-на);
- в 2004 г. - Игорь Полугородник ( проживает в Таганроге) спасал евреев в Мариуполе;
- в 2005 г. - проживающий после войны в г. Ростове-на-Дону Михаил Зирченко вместе с отцом спасли в Днепропетровской области 32 еврея из Ростовской области .
- В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантностиозначает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».
В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.
Сделав обобщение учитель обращает внимание учащихся на то, что к сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. Ведь любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, а в сочетании с силой тоталитарного государства (а именно такой была гитлеровская диктатура времен третьего рейха) – создает условия для агрессии, геноцида и тотального уничтожения.
В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику, в предыдущие эпохи.
Далее, учитель предлагает учащимся над тем, а нужно ли в школах изучать уроки Холокоста, или память о нем – это деле еврейского народа?
Мнения у учащиеся, как правило, разделяется, возникает спор, дискуссия между учащимися, выделяются два подхода к решению вопроса :
Первый подход.Холокост – одна из центральных тем в изучении истории Второй мировой войны, т.к. через него видна сущность фашизма.
Второй подход.На территории бывшего СССР проблему Холокоста выделять нельзя.
“за”
“против”
“за”
“против”
1. Трагедию целого народа нельзя пропустить.
2. Через Холокост видна сущность фашизма.
3. Евреи стали символом уничтожения.
4. Холокост – одна из форм геноцида.
1. Есть и другие, не менее важные, темы.
2. Фашисты хотели поработить весь мир, а не одних только евреев.
1. Евреи были просто жертвами войны.
1. В отличие от других людей, евреев убивали исключительно из-за их происхождения.
После дискуссии учитель благодарит учеников за высказанные ими мнения и поясняет,чтобы больше на нашей планете не повторились подобные зверства в отношении какого-либо народа , нам ныне живущим необходимо помнить о трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны и передавать эту память нашим детям. В качестве заключения к данной части урока учитель приводит слова израильского историка И. Бауэра:«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями» и просит детей задуматься над ними.
Холокост – это урок всем нам. Людям нужно быть толерантными к другим, независимо от того, какие чувства они вызывают в нас. Ведь любая теория о превосходстве отдельных рас или народов, о неполноценности других рас и народов рождает нетерпимость, ненависть, жестокость в отношении наций, а в сочетании с силой тоталитарного государства (а именно такой была гитлеровская диктатура времен третьего рейха) – создает условия для агрессии, геноцида и тотального уничтожения.Нам всем нужно помнить, что каждая человеческая жизнь бесценна, а личность уникальна.
В заключение урока учитель приводит цитату немецкого пастора Мартина Нимеллера:«Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь» и просит учащихся спросить самих себя: «Что ямогут вынести из нашего обсуждения?»