Сказочно-былинный образ русской женщины (4 часа) Занятие 1-ое (2 часа)
Submitted by Наталия Михайловна Желтова on Tue, 10/09/2013 - 02:15
Тамбовское областное государственное
автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г.Тамбова»
Методические рекомендации
и план-конспект
проведения блока занятий (4 ч.)
помеждисциплинарному курсу 02.01
«Подготовка педагога дополнительного образования
в области изобразительной деятельности
и декоративно-прикладного искусства»
(раздел2.3«Основы композиции»)
для специальности 050148
«Педагогика дополнительного образования»
по теме:
«Сказочно-былинный образ
русской женщины»
разработано
преподавателем
спецдисциплин
Желтовой Н.М.
Тема занятия:«Сказочно-былинный образ русской женщины» (4 часа)
Занятие 1-е (2 часа)
Цели занятия:
воспитательные:
вызвать восхищение русским женским характером, желание воплотить в себе черты внешнего и внутреннего облика русской женщины;
подвести студентов к выводам о великом назначении женщины, о её миротворческой миссии.
развивающие:
развивать и закреплять у студентов навыки передачи пропорций лица, формы отдельных частей лица, передачи характера человека через мимику лица;
развивать навыки анализа произведений живописи, логическое мышление, речь.
образовательные:
дать студентам представление о трактовке сказочно-былинного образа русской женщины в произведениях русских художников, поэтов, композиторов;
научить передавать объём головы цветом и тоном;
подготовить студентов к проведению аналогичного занятия в изостудии.
Задание для практической работы:
создать сказочно-былинный образ русской женщины, в котором наряду с характерными чертами внешности русской женщины передать её внутренний облик: сильная духом и одновременно очень женственная, кроткая и гордая.
(Погрудный портрет, формат А-3, гуашь).
Оборудование:
Для студентов: гуашь, лист формата А-3, большие и мелкие кисти.
Для преподавателя:компьютер, мультимедиа-аппаратура, презентация «Сказочно-былинныйобраз женщины в русском искусстве», фрагмент из оперы «Князь Игорь» Бородина, таблицы с терминами, обозначающими характерные внешние и внутренние черты облика русской женщины.
Наглядные пособия: 1) «Пропорции головы» 2) «Приёмы передачи объёма головы» 3) «Крупное изображение деталей лица: глаз, нос, губы».
Гуашь, большая и мелкая кисти, лист А-3 для педагогического показа.
Зрительный ряд:
В. Венецианов «Весна. На пашне».
В. Васнецов «Алёнушка», «Кощей Бессмертный».
М. Врубель «Царевна-Лебедь».
В. Перов «Плач Ярославны».
К. Брюллов «Гадание Светланы».
И. Суриков «Боярыня Морозова».
К. Васильев «Гуси-лебеди», «Жница», «Ожидание», «Гадание», «У окна», «Авдотья-Рязаночка», «Прощание славянки».
Музыкальный ряд:
«Плач Ярославны» из оперы Бородина «Князь Игорь».
«Вы сестрицы, подруженьки…» народная песня в исполнении Жанны Бичевской (пение, гитара).
Литературный ряд:
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях» (отрывок из поэмы «Мороз Красный Нос»).
Н.А. Некрасов «Треволненья мирского далёкая,
С неземным выраженьем в глазах,
Русокудрая, голубоокая.
С тихой грустью на бледных устах».
(отрывок из стихотворения «Рыцарь на час»).
«Баллада об Авдотье-Рязаночке» (русский эпос).
«Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны»).
Литература:
С. Голицын. Сказание о земле московской. – М.: Дет. литерат., 1991.
К. Кудряшов и А. Яновский. Москва в далёком прошлом. – М.: «Московский рабочий», 1962.
Н. Горяева. Первые шаги в мире искусства.– М.: Просвещение, 1991.
Развёрнутый план занятия
и методические рекомендации к самостоятельной работе студентов
Подготовка студентов к практической работе.
а)Устная работа по созданию образа русской женщины с опорой на представление студентов о чертах её внешнего и внутреннего облика по русским сказкам, былинам, старинным песням, историческим книгам, книжным иллюстрациям, выступлением фольклорных ансамблей, произведениям художников, поэтов, композиторов.
б) чтение стихов Н.А. Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…», А.С. Пушкина «А сама-то величава, выступает будто пава…» и т.п.
в) просмотр презентации «Сказочно-былинныйобраз женщины в русском искусстве» с целью в каждой картине найти отражение внутренних и внешних черт облика русской женщины:
Во время просмотра презентации двое студентов работают у доски: составляют таблицу из слов, определяющих облик русской красавицы. Проверяем, что получилось.
Внешний облик
Черты характера
длинная одежда
величественная осанка
высоко поднятая голова
глаза опущены
длинная коса
русые волосы
голубые глаза
румянец: «кровь с молоком»
степенность
щедрость души
жертвенность
верность в любви
приветливость
гордость, недоступность
кротость, ласковость
выносливость
скромность, заботливость
весёлый, лёгкий нрав
2. Методические рекомендации к практической работе: одновременно с педагогическим показом преподавателя /гуашь/).
а) Задумайте образ русской женщины: крестьянского или княжеского происхождения, замужняя или незамужняя, с присущими русской женщине чертами внутреннего и внешнего облика(см. таблицу на доске). Например:
героини сказок: Василиса Прекрасная, Алёнушка,
Царевна-Лебедь
Варвара-краса Длинная Коса и т.д.
героини былин:Авдотья-Рязаночка
дева Февронья
Василиса Микулишна
исторические лица:Евпраксия Рязанская
Княгиня Ольга (жена Игоря Старого)
Ярославна (жена Игоря из «Слова о полку»)
Княгиня Анна Киевская (знала 4 языка)
б) Продумайте композицию: размер головы к листу и её место на листе (не мелко и не слишком крупно) можно изобразить лёгкий наклон головы влево или вправо и поворот корпуса.
в) Приступайте к работе: без разметки карандашом, сразу кистью с краской компонуем овал лица в соответствии с выбранной композицией (овал лица у женщины нежный, слегка заострённый книзу). Для получения нужного цвета смешиваем белила с охрой, добавляя тёплые и холодные оттенки.
1 ЭТАП: (см. наглядное пособие) композиционное размещение подмалёвка головы.
2 ЭТАП: (см. наглядное пособие) холодными оттенками прописываем тени на самых глубоких местах: глазные впадины, теневая боковая поверхность носа и падающая тень от носа, боковые поверхности головы на лицевой и лобной части, шея под подбородком; очень светлыми тёплыми оттенками выделяем самые высокие места: спинка носа, лоб, скулы.
3 ЭТАП: (см. наглядное пособие) тонкой кистью прописываем черты лица.
глаза:
на середине высоты головы,
ширина глаза равна расстоянию
между глазами;
брови: дуги над глазами;
основание носа:
на середине высоты между бровями
и подбородком;
линия рта:
расстояние между основанием носа
и подбородком делим на 3 равные
части. 1/3 сверху – линия рта,
1/3 снизу – линия подбородка.
По наглядному пособию «Крупное изображение глаза, носа, рта» разбираем форму глаз, носа, губ с передачей объёма. Обратить внимание, что положение зрачка и радужной оболочки, верхнего и нижнего века, а также бровей влияют на выражение эмоций и определяют характер лица.
Прорабатываем детали лица:
глаза (выделить светом верхнее веко, подчеркнуть контур и прописать зрачок, белилами – блик);
нос (прорисовать спинку носа и крылья, тюпку носа и ноздри);
губы (верхняя губа темнее, подчеркнуть линию рта, наметить блик на нижней губе).
наметить линию волос и контур причёски;
наметить силуэт туловища;
(Все эти рекомендации преподаватель воплощает в своей работе на доске красками. Студенты могут работать параллельно с преподавателем, иначе они не успеют выполнить задание. Срисовывать с доски категорически запрещается: «Делайте аналогично, но по-своему!» Предлагается найти разные варианты композиции, форму и цвет лица, волос, глаз и т.д.).
3.Самостоятельная работа студентов под наблюдением преподавателя (один-два студента могут так же выполнять работу на доске, отрабатывая педагогический показ для проведения аналогичного занятия в изостудии).
Для создания соответствующего настроения во время работы студентов слушаем русские народные песни в исполнении Жанны Бичевской (пение под гитару).
4. Итог урока
вопросы для студентов:какие новые картины смотрели, каких художников?
испытали ли вы чувство уважения к русской женщине и гордости за неё?
какие возможности для духовно-нравственного воспитания личности открывает эта тема?
просмотр всех получившихся работ (комментарии авторов, критика и пожелания студентов и преподавателя по улучшению качества каждой работы).
домашнее задание:
подготовиться к продолжению работы на следующем уроке: головной убор, детали одежды, фон. Для этого провести поисковую работу: как назывались и выглядели детали одежды и головные уборы русских женщин;
принести на урок детские книги с иллюстрациями к русским сказкам, на которых есть изображения женщин разных сословий в зимней и летней одежде.