Submitted by Елена Александровна Сапрыкина on вс, 11/08/2013 - 19:57
Тема урока: «Рынок труда и профессий»
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.
Методы обучения:
рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач; демонстрация плакатов или слайдов, демонстрация видеосюжетов.
Дидактические средства обучения:
Очинин О.П., Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Технология» 10-11 кл. (базовый уровень), учебник. Под ред. Симоненко В.Д. М., 2012.
выдержки из нормативных документов;
извлечения из печатных источников;
статистические данные;
учебная компьютерная презентация;
видеосюжеты.
Изучив материал данной темы учащиеся должны
знать:
· определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда», «безработица»;
· способы изучения рынка труда и профессий;
· способы получения информации о рынке труда;
· особенности регионального рынка труда;
· функции Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи;
· наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
уметь:
· объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда в определенные периоды;
· находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
Цели учителя:
Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
Подвести учащихся к определению понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда», «безработица».
Познакомить учащихся со способами изучения рынка труда и профессий.
Научить учащихся анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
Познакомить учащихся с функциями Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи.
Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка труда.
Обсудить с учащимися основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Создать условия для определения учащимися своих ценностных ориентаций в выборе будущей профессии.
Основные понятия;
· рынок труда;
· конъюнктура рынка труда;
· спрос на рынке труда;
· предложение на рынке труда;
· безработица;
· региональный рынок труда;
· Центр занятости населения;
· Центр профконсультационной помощи.
Методические рекомендации
1. Рынок труда и его основные компоненты.
Важной особенностью данного урока является то, что учащиеся, безусловно, имеют некоторые (возможно даже весьма обширные) представления о теме изучения. Это и сведения, полученные на бытовом уровне, и знания, приобретенные на уроках обществознания, экономики, экономической географии. То есть содержание урока предоставляет много возможностей для актуализации имеющихся у старшеклассников знаний. Поэтому уместно прибегнуть к методике критического мышления.
Одним из вариантов активного включения учащихся в работу может стать предложение ответить на вопросы, данные в учебнике в начале параграфа 4 «Подготовка к профессиональной деятельности» (с.180).
Еще один из возможных вариантов – актуализация личного опыта учащихся. Перед ними ставится вопрос:
- Куда бы вы посоветовали обратиться своему знакомому, если бы он потерял работу в данный период времени, учитывая уровень его квалификации и характер притязаний?
Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод, что при выборе профессии, наряду с другими факторами, необходимо обязательно учитывать потребности рынка труда, его состояние, как текущее, так и прогнозируемое. Естественно, для того чтобы уметь анализировать информацию о состоянии рынка труда, нужно прежде всего знать определение данного понятия и его основные компоненты. Учитель предлагает учащимся дать определения понятиям «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда», «безработица».
Подводя итоги обсуждения по определению каждого понятия, педагог может представить данные определения, оформленные заранее на слайде учебной компьютерной презентации.
Рынок труда- сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.
Основными компоненты рынка труда:
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
- стоимость рабочей силы;
- цена рабочей силы;
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.
Субъектами рынка труда выступают:
- работодатели и их представители (союзы);
- работники и их представители (профсоюзы);
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.
Спрос на рынке труда определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.
Предложение трудастроится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.
Конъюнктура рынка труда - сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. Она определяется совокупностью условий (технических, экономических, социальных, правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.
Безработица- социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Получение и анализ информации о рынке труда.
Центральное место на этом этапе урока следует отвести организации самостоятельной работы учащихся. Одним из вариантов в данном случае может стать организация исследовательской работы в группах. Каждая группа учащихся получает информационные источники:
- с опубликованными объявлениями о вакантных рабочих местах;
- с данными статистики Федеральной службы по труду и занятости РФ;
- с данными статистики регионального Центра занятости населения;
- с различными прогнозами состояния рынка труда на ближайший период.
Особенностью содержания изучаемого материала является то, что ситуация на рынке труда постоянно меняется и информация, предложенная в учебнике, должна дополняться, а в некоторых моментах даже критически переосмысливаться. На это преподаватель обязательно должен обратить внимание учащихся.
Подводя итог исследованиям отдельных групп учащихся, целесообразно обратиться к схеме «Рынок профессий», приведенной в учебнике на с. 182. Вопросы могут быть следующими:
- Совпадают ли выводы, полученные в результате вашего микроисследования с содержанием данной схемы? Почему?
- Какие профессии вы хотели бы перенести из одной части схемы в другую? Аргументируйте свои действия.
- Какие профессии вы считаете необходимым добавить в качестве примеров ко всем частям схемы? Приведите аргументы.
- Может ли измениться «расстановка сил» в будущем? С чем это может быть связано?
2. Проблемы трудоустройства.
Анализ информации, предложенной учащимся на предыдущем этапе урока, позволяет им также самостоятельно попытаться сформулировать типичные проблемы трудоустройства. После этого можно обратиться к тексту учебника (с. 181) и предложить следующие вопросы:
- Какие из перечисленных в учебнике проблем особенно актуальны для молодых людей, впервые ищущих работу?
- Что вы считаете необходимым добавить к указанным проблемам, руководствуясь собственным опытом или опытом своих родных, знакомых?
- Где вы можете получить помощь при решении проблем трудоустройства?
3. Центры профконсультационной помощи.
Если учащиеся, отвечая на последний вопрос, в числе возможных посредников при решении проблем трудоустройства не называют Центры профконсультационной помощи, учитель сообщает им о наличии такой службы и знакомит с ее функциями. Можно вновь обратиться к тексту учебника (с.184), а при наличии времени познакомить школьников с документами, регламентирующими деятельность Центров занятости и Центров профконсультационной помощи (см. Дополнительный материал для учителя). Очень важно дать учащимся информацию о региональных Центрах занятости, их районных отделениях, показать на слайдах (если имеется такая возможность), структуру сайта Службы занятости, предоставить информацию о местонахождении ближайших отделений Центров занятости и Центров профконсультационной помощи. Еще лучше, если в распоряжении учителя имеются видеосюжеты о деятельности Службы занятости.
Для закрепления материала учащимся можно предложить составить план действий молодого человека, впервые ищущего работу.
Домашнее задание
Для успешного изучения следующей темы раздела целесообразно дать учащимся опережающее домашнее задание:
- Соберите как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором вы хотели бы получить профессию после окончания школы. Используйте различные источники (СМИ, сайты образовательных учреждений, буклеты, справочники, опросы и др.).
Дополнительный материал для учителя и учащихся.
Документ № 1
Извлечение из Закона «О занятости населения в Российской Федерации»
Статья 15. Государственная служба занятости населения
1. Государственная служба занятости населения включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 настоящего Закона полномочия;
3) государственные учреждения службы занятости населения.
2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Документ № 2.
Извлечение из Административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 27 ноября 2007 г. N 726
I. Общие положения
1. Административный регламент предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по психологической поддержке граждан, признанных в установленном порядке безработными.
3. Государственная услуга по психологической поддержке безработных граждан направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы и трудоустройства, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.
5. Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований:
- личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке*(12) (приложение N 1 к настоящему Административному регламенту);
- предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным гражданином*(13) (приложение N 2 к настоящему Административному регламенту).
6. Государственная услуга предоставляется бесплатно.
7. Безработные граждане имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Документ № 3
Извлечение изАдминистративного регламента предоставления государственной услуги по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации,утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 13 июня 2007 г. № 415.
Информирование о положении на рынке труда
В соответствии с законодательством о занятости населения, информирование о положении на рынке труда является государственной услугой, предоставляемой Государственными учреждениями Центрами занятости населения.
Государственная услуга по информированию о положении на рынке трудав регионах направлена на:
- осуществление правана получение информации о положении на рынке труда;
-обеспечение доступак информации о положении на рынке труда, предусматривающего получение информации, и ее использование.
Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда представляется с целью удовлетворения информационных запросов работодателей и безработных граждан о состоянии и изменении рынка труда, об услугах службы занятости, о реализации государственных гарантий в области занятости населения.
Основные задачи, которые стоят перед Центром занятости при организации и проведении информационной работы:
- определение стратегии государственной политики в области содействия занятости населения;
- разъяснение цели и задач государственной политики содействия занятости населения;
- создание условий для эффективного содействия занятости населения;
- доведение до сведения работодателей и населения города перечня услуг, оказываемых Центром занятости, формирование чувства доверия к службе занятости;
- повышение качества предоставления и доступности государственных услуг;
- побуждение к активным действиям на рынке труда клиентов службы занятости;
- формирование имиджа службы занятости населения как органа, последовательно отстаивающего конституционного права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы;
- оказание помощи средствам массовой информации в объективном освещении работы и отдельных акций службы занятости;
- обеспечение прозрачности деятельности службы занятости, оперативный показ конкретных акций по реализации государственной политики в области содействия занятости населения.
При предоставлении информации работники службы занятости, участвующие в предоставлении государственной услуги, руководствуются следующими принципами:
- обеспечение свободы поиска, получения, передачи и распространения информации законными способами;
- открытость и доступность информации о положении на рынке труда, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;
- достоверность информации о положении на рынке труда и своевременность ее предоставления;
- систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях по вопросам содействия занятости населения.
Информация о положении на рынке труда является общедоступной, предоставляется и распространяется свободно.
Государственная услуга предоставляется бесплатно.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.
Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.
Документ № 4
Извлечение изАдминистративного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденногоприказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 июля 2006 г. N 513
Конец формы
На Интернет-сайтах Федеральной службы по труду и занятости, ее территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) содержится следующая информация:
· месторасположение, схема проезда, график (режим) работы, номера телефонов, адреса Интернет-сайтов и электронной почты органов, участвующих в оказании государственной услуги;
· реестр государственных услуг, оказываемых Федеральной службой по труду и занятости, ее территориальными органами по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения);
· процедура предоставления государственной услуги (в текстовом виде и в виде блок-схемы);
· порядок обжалования решения, действия или бездействия органов, участвующих в оказании государственной услуги, их должностных лиц и работников;
· порядок рассмотрения обращений получателей государственной услуги;
· перечень получателей государственной услуги;
· перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;
· бланки заявлений - анкет получателей государственной услуги, «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)»;
· извлечения из законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по предоставлению государственной услуги;
· основания отказа в предоставлении государственной услуги;
· перечень профессий (специальностей), видов трудовой деятельности, пользующихся спросом на рынке труда;
· информация о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей), включая информацию о возможности трудоустройства на временные, сезонные и общественные работы;
· информация о возможности трудоустройства в другой местности;
· информация о профессионально-квалификационной структуре граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы;
· информация о проведении мероприятий, направленных на оказание содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников (например, о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест);
· о порядке и способах защиты трудовых прав граждан, информация о деятельности государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации по государственному надзору и контролю за соблюдением трудовых прав граждан и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· ответы на вопросы получателей государственной услуги в режиме реального времени.
Документ № 5
Информация РИА «Новости»
«10 самых востребованных профессий ближайшего будущего»
Согласно выводам компании HeadHunter, в прошлом году наибольший спрос на рынке труда был на специалистов по финансам, продажам, а также на технический и инженерный персонал. 8 позиций из списка 25 самых дефицитных профессий составили позиции из IT-сферы. Также в список попали специалисты по страхованию, строительству и недвижимости, консультированию и административный персонал.
3 года назад работодатели искали менеджеров по продажам, год спустя - специалистов с экономическим образованием и специалистов по сбыту. Компаниям нужны были торговые представители, директора по продажам и коммерческие директора, специалисты по маркетингу. А через несколько лет лидирующие позиции в рейтинге специальностей займут инженеры, химики, биологи и экологи.
По мнению экспертов, через 10 лет десятка востребованных профессий будет выглядеть так: 1. Инженеры 2. IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения 3. Специалисты в области нанотехнологий 4. Специалисты по электронике и биотехнологиям 5. Маркетологи 6. Специалисты, связанные с сервисом 7. Логисты 8. Экологи 9. Медики 10. Химики
В числе тех, кому в обозримом будущем будет трудно найти престижную и высокооплачиваемую работу, эксперты назвали специалистов, занятых в социальной сфере, науке и системе государственного здравоохранения. Также упадет спрос на модельеров, концертных директоров, инструкторов по дайвингу, флористов, веб-дизайнеров, брокеров, дистрибьюторов и пластических
Известный футуролог, президент Международной академии прогнозирования Игорь Бестужев-Лада считает, что в более далеком будущем появится множество профессий, связанных с развитием информационных и космических технологий, компьютеров, энергетики: информационный маклер, информолог, специалист по компьютерной безопасности, планетарный инженер, космоботаник, гелиоэнергетик, шахтер на Луне, специалист по искусственному интеллекту, специалист по киборгам. Также будут востребованы новые специализации в медицине: медик-сонографист, онколог-диетолог, дипломированный консультант по проблемам алкоголизма, координатор трансплантации, врач-танцетерапевт, специалист по криологии. Кроме того, футуролог прогнозирует появление искателей сокровищ, менеджеров по отходам и агентов по поиску талантливых программистов. "Очень много консультантов, видимо, появится - по выбору профессий, по организации досуга, по преодолению застенчивости, по цвету, по здоровому образу жизни. Предсказывают появление врачей-специалистов по проблемам, связанным с бездельем и создателей рабочих мест", - говорит он.