Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах
Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах
Цели урока:
· изучить особенности соответствия или несоответствия гласных звуков и букв в ударном и безударном слоге; научить определять в слове гласные звуки, обозначение которых на письме надо проверять.
· развивать умение слышать звучащее слово, работать по алгоритму.
· воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала
Планируемые результаты:
· предметные: закреплять умения правописания слов с безударными гласными, знания о родственных словах, формировать навык устной и письменной речи.
· метапредметные :
познавательные: уметь получить и использовать информацию: осознать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями.
регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, строить речевое высказывание в устной форме, взаимодействовать в группе, проявлять познавательную инициативу в оказании помощи другим ученикам.
коммуникативные: воспитывать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
· личностные: развивать учебно-познавательного интереса к учебному материалу, формировать учебно-познавательную мотивацию учения, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель для учителя: мобилизовать начало урока, создать благоприятные психологические условия для работы, способствовать формированию положительной учебной мотивации.
Цель для обучающихся: приготовиться к уроку, проверить наличие учебных принадлежностей.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения
Актуализация опорных знаний
Цель для учителя: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, активизировать мыслительные операции и познавательные процессы
Цель для обучающихся: повторить ранее изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания.
- Подготовим тетради к работе, запишем число, классная работа.
- С каким новым разделом русского языка вы начали знакомство? (безударные гласные в корне)
- В какой части слова могут стоять безударные гласные? (приставка, корень, суффикс, окончание)
- А мы в какой части слова работаем? (в корне)
- Скажите, а знания о безударных гласных так уж важны? Они вам могут в жизни пригодиться? Оцените себя. Вы можете уверенно сказать, что всё знаете о безударных гласных?
Постановка проблемы, открытие нового знания
Цель для учителя: создать проблемную ситуацию, организовать коммуникативное взаимодействие, подвести учащихся к формулированию темы урока
Цель для обучающихся: увидеть проблему, зафиксировать причину затруднения, построить проект выхода из затруднения
- Какая же наша главная цель? (научиться правильно писать слова с безударными гласными)
- Это цель и нашего сегодняшнего урока, и всех последующих, пока вы работаете с безударными гласными. Конечно, чтобы научиться правильно писать слова с безударными гласными, надо знать все их секреты. И один из секретов мы попробуем открыть сегодня. Для этого, как настоящие исследователи, мы проведём наблюдение над гласными звуками и буквами. Условный значок нам напомнит, что мы будем наблюдать.
На доске разбросаны слова и их транскрипции.
- Что такое транскрипция? (способ произнесения слова. То, что мы слышим.)
Подберите каждому слову его транскрипцию. Слова-помощники вам помогут.
(На доске – слова: СЛЫШИМ – ПИШЕМ)
[Дарога] == дорога
[Картина] == картина
[Работа] == работа
[Пагода] == погода
- Вы заметили что-то интересное в произношении и написании гласных? (в некоторых словах произношение и написание совпадает, в некоторых нет).
- На какие 2 группы можем разделить эти пары? (ставлю знаки ==,==)
- Что мы сейчас делали? (наблюдали над произношением и написанием гласных в словах)
- Вы догадались, чем мы сегодня с вами занимаемся на уроке? Вам знакомы эти слова? Вы с ними работали? Запишем словарные слова. 1 чел – у доски.
- Какие слова при написании наиболее опасны? Чем? (произношение и написание гласных не совпадает) (убираю слова «работа, картина»)
- Почему? (ставлю?) Пусть ответ на этот вопрос станет нашей учебной задачей: почему произношение и написание некоторых гласных не совпадает?
Первичное закрепление
Цель для учителя: развивать усвоение детьми способа действий при решении задач
Цель для обучающихся: учиться решать типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух
- Что же нам в этом поможет? (ударение)
- Поставьте ударение. Произнесём слова. Как слышится гласный под ударением? (хорошо, ясно, понятно, отчётливо). Подчеркнём двумя чертами.
- А без ударения? (неясно, непонятно, неотчётливо). Подчеркнём одной чертой. Вот мы и открыли секрет:
· Гласный ударный, т.е. в сильной позиции, слышится хорошо, ясно.
· Гласный безударный, т.е. в слабой позиции, слышится неясно, неотчётливо.
- Почему же в словах «погода, дорога» произношение и написание не совпадает? Что создаёт опасность? (безударные гласные) Почему? (п.ч. слышится неясно)
- Напомним, в какой части слова мы работаем с безударными гласными? (в корне слова)
- Что нужно сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)
Работа с деревом.
- Буратино вырастил дерево на Поле чудес, вместо монеток – на листочках слова. Прочитаем. (вода, водичка, водный, водитель, водяной). Вы ничего интересного не заметили? (лишнее слово – водитель). Почему? (другое лексическое значение). Как можно назвать остальные слова? (однокоренные). Почему? Читаем их и записываем. 1 чел – у доски
План поможет нам в работе:
· корень
· ударение
· безударные гласные
- Выделим корень. Поставим ударение, подчеркнём ударные и безударные гласные. На какие 2 группы можно разделить эти слова? (с ударными гласными и с безударными гласными в корне)
- Понаблюдаем за гласной в корне этих слов. В чём загадка? (гласная буква во всех словах одинаковая)
Вот и ещё один секрет:
· Гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково.
Включение в систему знаний и повторение
Цель для учителя: установить степень усвоения обучающихся материала
Цель для обучающихся: выполнить задания с использованием изученного материала
- Что об этом говорят авторы учебника? Стр 127. Нам уже это знакомо? Уточним. Знание и применение этого правила поможет избежать ошибок в написании слов с безударными гласными.
Физминутка.
- Проверим действие этого правила на других словах. Отгадайте загадку:
На ночь два оконца
Сами закрываются
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза)
- Буратино тоже позаботился и подобрал однокоренные слова. (Глоза, глазки, глазок, глозной). В чём ошибки? Чего не знал Буратино? (что гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково). Выделим корень.
- А нам теперь как не запутаться? (в группе однокоренных слов обязательно найдётся слово – помощник, где гласная в корне будет слышаться ясно, понятно. Он нам и подскажет). Исправим ошибки Буратино.
- Как слышится гласный под ударением? В каких словах? А без ударения? В каких словах? Почему и под ударением и без ударения в корне пишется одна и та же буква? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).
Работа у доски
Так же, как и у кустов, корень слова есть у слов!
Будь внимателен к словам, отыщи в них корень сам!
Лес, л…сок, л…сной, л…сник.
Цвет, цв…ток, цв…тной, цв…тник.
Море, м…ряки, м…рской.
Лёд, л…довый, л…дяной.
- Догадайтесь, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные буквы). Выполняем самостоятельно. План поможет. С проверкой – 4 чел у доски
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель для учителя: выявить уровень усвоения данной темы, обобщить действия обучающихся, проанализировать их достижения за урок
Цель для обучающихся: оценить свою работу и работу класса
- Почему в некоторых случаях произношение и написание гласных не совпадает? Что создаёт опасность? (безударный гласный). Почему? (он слышится неясно).
- Что ещё нужно помнить при написании безударных гласных в корне слова? (гласные в корне однокоренных слов пишутся одинаково).
- Я надеюсь, что те знания и умения, которые вы сегодня приобрели, помогут вам грамотно писать слова с безударными гласными.