Повторительно-обобщающий урок по теме "Первоначальные сведения о строении вещества"
Submitted by Анна Вячеславовна Новикова on Wed, 31/07/2013 - 20:48
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Задачи:
- закрепить основные положения МКТ строения вещества;
- закрепить выработанные умения и навыки при решении практических задач;
- научить работать индивидуально, в группах, в парах;
- заложить первые представления о познаваемости явлений природы, опираясь на жизненный опыт учащихся;
- показать взаимосвязь предметов: физики, химии и литературы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, лист для выставления баллов, карточки-задания, разноцветные карточки (красные и желтые), стальной шар, проходящий через кольцо, колба с подкрашенной водой, колба, сосуд с водой, три спиртовки, спички, кусочки парафина, ластики, пластилин.
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята, на нашем уроке сегодня мы вспомним все, что изучали по теме «Основы молекулярной физики. Строение вещества».
Сегодня мы обобщим, систематизируем и закрепим свои знания и приобретенные умения и навыки.
Для чего нужно знать строение вещества?
Как ответ на этот вопрос читаются слова М.В. Ломоносова, написанные на доске:
«Если бы я захотел читать, еще не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей».
Знание строения вещества необходимо для того, чтобы понимать все физические явления в природе.
Учащиеся делятся на три команды: Вещество, Явление, Взаимодействие.
Задание 1
Все вещества состоят из очень маленьких частиц. Между этими частицам имеются промежутки. Поэтому мы можем изменить объем тела за счет увеличения или уменьшения промежутков.
Вопросы
Варианты ответов
Как изменится взаимное расположение частиц, когда мы…
…увеличиваем объем тела
…уменьшаем объем тела
1. частицы отодвигаются друг от друга
2. частицы приближаются друг к другу
Вы знаете, что свойства тел зависят от их температуры. Как изменяется объем тела при его…
…нагревании?
…охлаждении?
1. увеличивается
2. уменьшается
3. не изменяется
Как изменяются промежутки между частицами воздуха в надувном детском шаре, если мы…
…сожмем шар?
…перенесем его из теплого места в холодное?
1. увеличиваются
2. не изменяются
3. уменьшаются
Ученики выполняют задание в тетрадях. Обмениваются тетрадями. Идет взаимопроверка. Сверяются с ответами, написанными на обратной стороне доски:
I 1. II 2. III 1. IV 2. V 3. VI 3.
Ниже на этой стороне доски записана норма оценок:
0 — «5», 1-2 — «4», 3-4 — «3», 5-6 — «0».
Учитель:Поднимите руки те жители улицы Явление, кто из вас получил «4» и «5»? А теперь поднимите руки жители улицы Вещество и жители Взаимодействия.
Оценки выставляются в таблице, изображенной на доске.
Задание 2
Учитель:Докажите с помощью приборов, находящихся на столе, что вещества состоят из частиц, разделённых промежутками. Прошу к столу представителей от каждой улицы. Если представитель не справляется с заданием, жители города могут ему помочь.
Задание 3
Учитель:Все мы жители города Молекулярный – молекулы. Но, хорошо ли мы знаем самих себя? Достаньте из конвертов красную и желтую карточки. Я задаю вопрос. Если вы согласны, то поднимаете красную карточку, если нет, то поднимаете желтую карточку.
Одинаковы ли размеры молекул одного и того же вещества? (да – красная)
Одинаковы ли размеры молекул разных веществ? (нет – желтая)
Одинаков ли состав молекул одного и того же вещества? (да – красная)
Одинаков ли состав молекул разных веществ?(нет – желтая)
Баллы заносятся в таблицу.
Задание 4
Учитель:
Жителям ул. Явление изготовить из пластилина модель молекулы воды.
Жителям ул. Вещество – модель молекулы кислорода.
Жителям ул. Взаимодействие – модель молекулы водорода.
Пройти по рядам, проверить изготовленные модели. Выставить баллы в таблицу.
Задание 5
Учитель:Какое явление называется диффузией? Дайте объяснение пословицам.
Пословица для жителей ул. Вещество: «Нарезанный лук сильнее пахнет».
Пословица для жителей ул. Явление: «На мешке с солью и веревка соленая».
Пословица для жителей Взаимодействие: «Если цветок коричневого дерева положить в вазу, его аромат все равно распространяется далеко вокруг».
За каждый правильный ответ в таблицу заносится 1 балл.
Задание 6
Учитель:Ответьте письменно на вопросы:
В какой воде – горячей или холодной – надо замочить горох для варки супа, чтобы он разбух быстрее?
Одинаковые стаканы наполнены равными порциями воды: один – теплой, другой – холодной. В них одновременно брошены кусочки красящего вещества. В каком стакане вода окрасится быстрее?
Объясните на основе молекулярной теории, чем отличается холодная вода от горячей.
Учитель:А теперь любой из вас может заработать для своей улицы дополнительный балл.
Можно ли заполнить сосуд газом на 50% его объема?
В чем состоит сходство и различие свойств газов и жидкостей?
В чем состоит сходство и различие свойств жидкостей и твердых тел?
Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул теплой и горячей воды? От молекул льда?
Вода превратилась в пар. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
Подведение итогов:
По окончании игры жюри подсчитывает общий балл каждой команды. Команда, заработавшая больше всего баллов, получает за игру пятерки, вторая команда получает за игру четверки, которые выставляются в журнал.