Автор: Лазарева Надежда Алексеевна
Место работы: МОУ «Гимназия №21», г. о. Электросталь
Должность: учитель начальных классов
Упражнения, включаемые в физкультминутки
УПРАЖНЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННОЕ
«ГОРЯЧАЯ МОНЕТКА»
1. На выдохе рисовать треугольники
Левая рука
|
Правая рука
|
|
|
2. Нарисовать обеими руками одновременно по образцу «Овечка на лугу». Травку и облака нарисовать с закрытыми глазами.
Образец:
|
|
3. Рисовать круги:
Левая рука
|
Правая рука
|
|
|
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ
«КУЛАК-КОЛЬЦО»
Левая рука
|
Правая рука
|
|
|
кулак
|
кольцо «большой-указательный»
|
кольцо «бо-у»
|
кулак
|
кулак
|
кольцо «большой-средний»
|
кольцо «бо-с»
|
кулак
|
кулак
|
кольцо «большой-безымянный»
|
кольцо «бо-бе»
|
Кулак
|
кулак
|
кольцо «большой-мизинец»
|
кольцо «бо-м»
|
кулак
|
- сделать очищающее дыхание.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ
1. Соединить ладони перед собой и давить одной рукой на другую.
2. Сцепить кисти пальцами, одна ладонь направлена вниз, другая вверх. Затем с силой потянуть руки в противоположные стороны.
3. Ухватиться руками за сиденье стула, и сильно потянуть его к себе, спину держать прямо.
4. Сцепить пальцы за головой и давить ладонями на затылок, не меняя положения головы.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Складывают большой и указательный пальцы концами вместе, с усилием прижимая их друг к другу в наружную сторону. То же упражнение делают также для большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца (для каждой руки 20 раз). Затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца (для каждой руки 20 раз).
Очищающее дыхание
Данное упражнение укрепляет нервную и дыхательную систему:
· сделать медленный полный вдох;
· задержать дыхание;
· сложить губы трубочкой, как будто вы приготовились свистеть;
· выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких;
· при необходимости, сделать следующий вдох, не пересиливая себя.
Дыхание «оживляющие нервы»
· исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед;
· сделайте полный вдох;
· задержите дыхание;
· сожмите руки в кулаки;
· быстро отведите руки до предела назад и вернитесь в исходное положение;
· повторяйте движение, пока хватит воздуха;
· с силой выдохните через рот, опуская руки;
· выполните очищающее дыхание.
Упражнение «Бодрость» (из йоги):
· встать прямо;
· руки в стороны, на уровне плеч;
· медленно вдохнуть, задержать дыхание;
· делать мелкие круговые движения руками в одну, затем в другую сторону, пока хватает дыхания;
· опустить расслабленные руки, медленно вдыхая;
¨Отстукивание ритмических рисунков по схеме по памяти. Для запоминания предлагаются на доске (или на листе бумаги) 2 серии, время для запоминания 10 сек.
!!
|
!
|
!!
|
!
|
|
!!!
|
!!!
|
!!
|
!!
|
!!
|
!
|
!!
|
!
|
|
!!!
|
!!!
|
!!
|
!!
|
!!
|
!
|
!!
|
!
|
|
!!!
|
!!!
|
!!
|
!!
|
!!
|
!
|
!!
|
!
|
|
!!!
|
!!!
|
!!
|
!!
|
у
|
бо
|
у
|
бо
|
|
м
|
бо
|
м
|
с
|
¨ «Стрельба глазами». Повторять 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
Нарисовать обеими руками одновременно квадраты. Закрасить левый квадрат точками, а правый заштриховать.
Левая рука
|
Правая рука
|
|
|
УПРАЖНЕНИЯ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ ГЛАЗ
В основе упражнения для глаз лежит многократный (15-20 раз в течение 3 минут) перевод взора с мелкого (3-5 мм) ближнего (удаленного от глаз на 20 см) предмета на другой предмет, находящийся, как и первый, на линии взора, но на расстоянии 7-10 м от глаз.
Эти упражнения учащиеся выполняют 2-3 раза в день как в школе во время учебных занятий, так и дом при подготовке домашних занятий.
Другая система тренировок – на офтальмотренажере (см. рис. ниже). Она заключается в следующем: ребенок по схемам начертанных геометрических фигур – кругам и эллипсам – выполняет (10-15 раз) движения глазными яблоками в течение 1-1,5 минут. Первоначально выполняются движения глазных яблок по горизонтальной (вправо, влево) и вертикальной линиям (вверх, вниз). Горизонтальная линия имеет длину 58 см, а вертикальная – 46 см.
После выполнения первоначальных упражнений производят движения глазных яблок по внутреннему и наружному эллипсам (слева направо, справа налево), а затем по левому и правому внутренним кругам.
Младший школьный возраст
1–4 классы
КОМПЛЕКС №1
«Мы считали»
Мы считали и устали. Дружно все и тихо встали.
Ручками похлопали, раз-два-три.
Ножками потопали, раз-два-три.
И еще потопали и дружней похлопали.
Мы немножко отдохнем и опять считать начнем.
1. Исходное положение – стоя, руки на пояс:
1-4 – одновременные круговые движения плечами назад.
(2 раза). Темп медленный.
Методические указания:
|
Упражнение улучшает вентиляцию легких. Голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, дыхание не задерживать.
|
2. Исходное положение – основная стойка.
1-3 – руки через стороны вверх, потянуться, 2 хлопка над головой;
4-7 – три притопа;
8 – исходное положение
(2 раза). Темп средний.
Методические указания:
|
Упражнение способствует глубокому дыханию. Выполняя хлопки смотреть на руки. Выполняя притопы, следить за осанкой.
|
3. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за спину.
1 – наклон влево;
2 – исходное положение;
3 – наклон вправо;
4 – исходное положение
(2-4 раза). Темп средний.
Методические указания:
|
Следить за осанкой, ноги прямые. Дыхание свободное.
|
4. Исходное положение – стоя, руки на пояс.
1-2 – подняться на носки;
3-4 – опуститься с перекатом на пятки.
(4-6 раз). Темп средний.
Методические указания:
|
Упражнение на равновесие. Ноги прямые, дыхание свободное.
|
КОМПЛЕКС №2
«Марш лягушат».
Мы лягушки-попрыгушки, неразлучные подружки, животы зеленые, с детства закаленные. Мы не хнычем, мы не плачем, дружим, не ругаемся. Целый день по лужкам скачем, спортом занимаемся.
1. Исходное положение – основная стойка:
1 – подняться на носки, потянуться;
2-3 – полуприседания, руки, согнутые в локтях, ладонями вперед;
4 – исходное положение
(4-6 раз). Темп средний.
Методические указания:
|
Упражнение направлено на формирование правильной осанки. Голову держать прямо, дыхание свободное.
|
2. Исходное положение – основная стойка.
1 – поворот налево, левую сторону на носок, руки к плечам – вдох;
2 – исходное положение – выдох;
3 – поворот направо, правую сторону на носок, руки к плечам – вдох;
4 – исходное положение
(4-6 раз). Темп средний.
Методические указания:
|
Упражнение улучшает вентиляцию легких. Локти отводить с большой амплитудой, соединяя лопатки.
|
3. Исходное положение – стойка ноги врозь.
1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вниз по ноге, левая – вверх по телу;
3-4 – исходное положение
5-6 – в другую сторону;
7-8 – исходное положение
(4 раза).
Методические указания:
|
Упражнение благоприятно влияет на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Приземляться на носки.
|
4. Исходное положение – основная стойка:
1 – руки через стороны вверх, посмотреть на пальцы – вдох;
2 – руки через стороны вниз, расслабиться - выдох.
(2 раза). Темп медленный.
Методические указания:
|
Упражнение направлено на улучшение вентиляции легких и расслабление. Учить детей правильно расслаблять мышцы.
|
Список использованной литературы.
1. Базарный В.Ф. Здоровый образ жизни и учебно-познавательная деятельность в детских садах и школах.- Тез. Всесоюзной научно-практической конференции «Физическая культура и здоровый образ жизни».- Севастополь (16-21 февраля, 1990 г.) М.,1990.
2. Базарный В.Ф.Методология оздоровления детей и подростков.
М.: 1994 г.
3. Базарный В.Ф. Синдром «Низко склоненной головы» в генезе специфического конституционного «Профиля» учащихся, механизм его развития, подходы к профилактике.- Бюллетень сибирского отделения Академии Медицинских Наук СССР, 1986г.- № 4 - с. 94-100.
4. Базарный В.Ф., Уфимцева Л.П. Влияние различных способов письма на функциональное состояние и развитие детей. Журнал «Гигиена и санитария», №4, 1990г.
5. Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов.-М .,
1998.
6. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка //Педагогический поиск. М; 1997.
7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 2002.
8. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: Практическое пособие - М.: Айрис – пресс, 2004.
9. Круглова Н.Ф. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе.- СПб.: Питер, 2004.
10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
11.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. М.: «Ось-86», 2005.
12. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
13.Пересадина Ю.Е.Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе; Бабенкова Е.А. Как обучать длительно болеющих детей //Начальная школа, № 7, 2000.
14. Смирнов. Н.К. Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в современной школе. М., АПКи ПРО. 2002.
|