Место родительского собрания в системе воспитательной работы.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.
Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникающие проблемы и задачи решать сообща, объединяя усилия для достижения более высоких результатов. [4]
Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями.
Тема родительского собрания: Диагностика семейных отношений. Роль самооценки в формировании личности.
Цель: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.
Основные задачи родительского собрания:
1. Познакомить родителей с учебными и внешкольными достижениями учащихся.
2. Дать рекомендации по организации учебной деятельности учащихся, рассмотрев фрагменты уроков.
3. Выявить эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье.
4. Постараться ответить на вопросы:
· Как распознать, что тревожит ребенка?
· Как дети воспринимают родителей и взаимоотношения в семье?
· Какими родители видят себя и близких в своей семье?
· Как выявить скрытый конфликт в семье?
5. Ознакомить родителей с причинами формирования как высокой, так и низкой самооценки ребенка; обратить их внимание на последствия низкой или завышенной самооценки; рассказать о приемах, помогающих ее повысить.
Подготовительная работа:
1. Рисуночный тест «Моя семья».
2. Подготовка памятки для родителей «Правила психологического растолкования рисунка семьи» (см. Приложение 1).
3. Рисуночный тест «Самооценка ребенка».
4. Подготовка информации для родителей: «Повышение уровня самооценки ребенка» (см. Приложение 2), «Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек» (см. Приложение 3).
5. Психологическая подготовка учащихся, которые придут на собрание.
Рисуночный тест «Моя семья».
Ребенку предлагалось нарисовать семью, не наводя его на мысль – кого или что он может нарисовать.
Рекомендовалось использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток.
В ходе рисования отслеживался порядок появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще «забудут» нарисовать.
Ребенка попросили подписать всех персонажей рисунка.
Рисуночный тест на определение уровня самооценки.
Нарисуй на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек. Ребенку дается следующая инструкция: «Представь себе, что на верхней ступеньке находятся самые лучшие дети на свете; самые умные; у них все получается быстро, хорошо, легко; их хвалят родители, учителя, у них много друзей.
А на самой нижней ступеньке – те, кто плохо учится, кого часто ругают родители.
Все остальные дети находятся на других ступеньках: одни выше, другие ниже. Подумай, где твое место на этой лесенке в данный момент, и нарисуй себя соответствующей ступеньке».
Ход собрания
I. Анализ учебных достижений учащихся класса.
· Итоги работы за четверть.
· Сравнительный анализ качества знаний.
· Внешкольные достижения учащихся.
II. Цели и задачи учебно-воспитательного процесса на следующую четверть.
III. Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.
· Поведение.
· Взаимоотношения.
· Внешний вид учащихся.
IV. Показ фрагментов уроков.
· Математика. Написание математического диктанта. Два ученика работают на доске, остальные в своих тетрадях.
Обращается внимание на скорость работы, на сознательное и прочное, доведенное до автоматизма усвоение таблиц умножения и деления.
· Русский язык. Синтаксический разбор. Один учащийся подробно комментирует, остальные работают в тетрадях. Разбор слова по составу. Правила выполнения домашнего задания.
· Чтение.
Работа над выразительностью. Один ученик читает вслух стихотворение Н.А. Некрасова «Мороз-воевода».
- На какие две части можно разделить это стихотворение? (1-я – шествие Мороза, 2-я – песня Мороза.)
- Как надо читать это стихотворение? (1-ю часть – неторопливо, бодро; 2-ю часть – гордо, несколько хвастливо.)
V. Диагностика семейных отношений.
Непосредственное восприятие и интуиция ребенка очень точно отображают тонкости отношений взрослых. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях.
В любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос взрослого «Почему мне сложно с этим ребенком?», но и вопрос ребенка «Почему мне сложно с этим взрослым?». И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы имеем право, на него не отвечать. [1]
Инструкция:
Информация, которую вы получите, ни в коем случае не должна использоваться для упреков («Почему ты не любишь бабушку?»). Это только повод для ваших размышлений, а не для воспитательных мероприятий или «карательных» санкций.
VI. Рассматривание и анализ рисунков учащихся с помощью памятки «Правила психологического растолкования рисунка семьи».
VII. Роль самооценки в формировании личности.
В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».
От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности ребенка и на дальнейшее развитие его личности.
Как и почему у детей формируется та или иная самооценка.
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка.
Если родители любят ребенка, уважают, ценят его успехи, то и у него формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его все время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребенка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют от ребенка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими.
Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы. Ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
Родителям необходимо знать о далеко идущих последствиях низкой самооценки:
1. Чувство неполноценности, возникающее у детей с заниженной самооценкой, снижает эффективность учебы. Не нужно доказывать тот факт, что отметки и качество работы напрямую зависят от того, насколько уверенно или неуверенно ребенок себя чувствует.
2. Низкая самооценка не только искажает представления ребенка о себе, но и снижает способность любить и понимать других. Современные ученые пришли к выводу, что человек не может любить другого, если не обладает здоровым чувством любви к себе. Если ребенок сомневается в собственной значимости, может ли он уважать других?
3. Если ощущение неполноценности терзают ребенка, он начинает подсознательно придумывать прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Прикрытиями могут стать сарказм и грубая речь, высокомерие. Прикрытием может служить и уход от реальности. Ребенок создает свой особый вымышленный мир, в котором нет проблем, и, следовательно, не нужно искать пути их решения.[2]
VIII. Чтение и обсуждение памяток.
«Как повысить уровень самооценки ребенка» (см. Приложение 2).
«Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?» (см. Приложение 3)
IX. Взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
X. Обзор педагогической и психологической литературы по теме собрания.
1. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
2. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988.
3. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений. М., 2000 г.
Приложение 1.
Правила психологического растолкования рисунка семьи.
Правило 1.
В рисунке случайных деталей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Оговорки типа «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не поместилась» должны потерять для вас значение.
Если кто-то из членов семьи отсутствует, то это может означать:
- Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок, однако, воспринимает как запретные. Например, сильная ревность к младшему брату или сестре. Ребенок как бы рассуждает: «Я должен любить брата, а он меня раздражает, и это плохо. Поэтому вообще ничего не нарисую».
- Полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим на рисунке человеком. Этого как бы просто нет в эмоциональном мире ребенка.
Правило 2.
Если на рисунке семьи отсутствует сам автор рисунка, то вы можете строить гипотезу в двух направлениях:
- Либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми типа: «меня здесь не понимают», «мне трудно найти свое место», либо:
- «Я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения», «Все уже «схвачено» в этой структуре, но меня это мало волнует».
Правило 3.
Размер изображенного персонажа или предмета выражает его субъективную значимость для ребенка, то есть какое место отношения с этим персонажем или предметом занимают в данный момент в душе ребенка. Например, если на рисунке кошка или бабушка больше по линейным размерам мамы с папой, то значит, сейчас отношения с родителями стоят для ребенка на втором плане.
Правило 4.
После того, как ребенок закончит рисунок, обязательно опросите его, «Кто есть кто» на рисунке, даже если вам кажется, что вы и так все поняли. Это необходимо, так как даже если количество персонажей равно количеству членов семьи, кто-то из реальных членов семьи может отсутствовать, а вместо него может быть изображен вымышленный персонаж. Например: Дед Мороз или Фея.
Правило 5.
Внимательно рассмотрите, кто на листе расположен выше, а кто – ниже. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий, по мнению ребенка, наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру.
Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. Например, если на листе выше всех расположен телевизор или шестимесячная сестра, то, значит, в сознании ребенка именно они «управляют» остальными членами семьи.
Правило 6.
Если группа маленьких фигур изображена на верху листа, а большая нижняя часть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни много хочется, но у меня мало, что получается».
Если группа маленьких фигур изображена внизу листа, большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о сочетании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний. Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказался, но даже та малость, на которую я претендую, у мня не получается».
Правило 7.
Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.
Правило 8.
Персонаж ил предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом карандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен несколько раз. Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.
Правило 9.
Неодушевленные предметы, являющиеся объектом привязанности кого-то из взрослых членов семьи, на рисунке представляют и иногда замещают этого члена семьи.
Иногда словами, изображение машины вместо папы отнюдь не означает отсутствие эмоционального контакта с отцом, а лишь выражает острую любовь папы к этой игрушке.
Правило 10.
Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последующим взрывом.
Правило 11.
Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивают особую значимость этой деятельности для членов семьи.
Например, изображение холодильника, накрытого обеденного стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает понять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи.
Приложение 2.
Если ребенок поместил себя на одной из трех нижних ступенек – это тревожный симптом.
1. Похвалите его за искренний ответ. Ведь ребенок продемонстрировал высокую критичность, честность.
2. Скажите своему ребенку, сто вы принимаете его таким, какой он есть, со всеми успехами и неудачами, со всеми странностями.
3. Принимая мнение ребенка о себе, попытайтесь сосредоточить его внимание на том хорошем, что в нем есть, на тех успехах, которые были. Необходимо быть искренними в беседе с ребенком. В беседе попытайтесь задать ненавязчивые вопросы, ответы на которые подведут ребенка к мысли, что он не так уж ничтожен, как ему кажется. Вопросы могут быть такого типа: Все учителя тебя ругают? А кто ругает меньше других? А может кто-то совсем не ругает? А может, кто-то хвалит? За что? Постарайтесь узнать о каком-то достижении ребенка, о неожиданном качестве, акцентируя на этом его внимание, подчеркивая его значимость.
4. Отмечайте его достижения, проявляйте заинтересованность к его делам, с уважением относитесь к его мнению. Если ребенок невысокого мнения о себе, он склонен считать, что и другим неинтересны его мысли и занятия. Ведь ребенок очень чутко улавливает малейшие знаки невнимания или пренебрежения. Вы зевнули, когда ребенок рассказывал что-то, с его точки зрения, важное, перебили его или сменили тему – и ребенок безошибочно угадал, интересен он или нет.
5. Вы должны быть готовы к тому, что ребенок будет совершать ошибки, принимать неверные решения, претерпевать неудачи. Ваша задача – научить ребенка делать выводы из ошибок.
6. Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными успехами, а не с результатами других детей. Возможность стать отличником должна завоевываться в соревновании с самим собой. Нужно донести до ребенка, что гораздо важнее получать удовольствие от процесса учебы, а не от заработанной оценки.
Приложение 3.
Что делать, если ребенок видит себя на одной из верхних ступенек?
Очень важно не поторопиться с выводами.
Задайте уточняющие вопросы, прежде чем бить тревогу, например: что позволяет тебе «претендовать» на верхние ступеньки? В каких областях ты добился высоких результатов? Есть ли одноклассники, которые лучше тебя? Есть ли у тебя недостатки?
Можно задать множество вопросов, позволяющих выяснить, искренне ли ребенок верит в то, что его достижения дают право занимать высокую позицию, при этом критично оценивая себя, или же его уверенность в собственной исключительности субъективна.
Если ребенок с уважением относится к сверстникам, если его достижения объективны, то нет причин для волнений.
Но если вам кажется, что ребенок преувеличивает свои заслуги, если ставит себя выше своих одноклассников, то следует задуматься и пересмотреть отношения, но при этом тоже не стоит поддаваться импульсам.
Участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и победе не обойтись. И чтобы ребенок не возгордился, необходимо повторять: ты молодец, ты лучше всех, но только на беговой дорожке. И даже если твои соперники бегут медленнее тебя, это совсем не значит, что ты лучше их во всем или они меньше тебя заслуживают уважения.
Лучше всего будет дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте, что поставленная им оценка несколько завышена.
Признав исключительность ребенка, предоставьте возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха. Синяки и шишки, в которых придется винить только себя – лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
|