Дискуссия «Информационная образовательная среда для развития и воспитания современных одаренных детей»
Ответов - 45
пн, 24/06/2013 - 14:36
Юлия Бахмет
На сайте с: 25/05/2009
Баллы: 1454
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении следующих ключевых вопросов и проблем поддержки талантливых и одаренных детей в информационно-коммуникативной среде современной школы:
1. Как влияет информационно-образовательная среда на развитие информационной культуры личности современного одаренного ребенка?
2. Какую роль играет информационная образовательная среда для проектирования индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута одаренных и талантливых детей.
3. Информационно-образовательная среда- не только единое информационное пространство для удовлетворения потребностей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера, но и эффективная образовательная система. Что Вы понимаете под единым информационным пространством школы? Что такое информационная образовательная среда как образовательная система?
4. Функции сетевого образования винформационно-образовательной среде школы(форматы: сетевое взаимодействие, сетевые проекты, сетевое сообщество).
Если вы думаете, что вы сможете, - вы сможете. Если вы думаете, что не можете, - вы правы...
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Хотелось бы понять и разобраться в каждом вопросе, т.к вопросы и интересные и актуальные.
Для начала, по 1 вопросу, хочу уточнить сами понятия информационно-образовательная среда и информационная культура личности.
Как я понимаю информационно-образовательная среда - это цифровые-образовательные ресурсы, средства ИКТ (компьютеры, ИКТ оборудование), Интернет, современные педагогические технологии, которые обеспечивают образовательный процесс; средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков школьников, дистанционных взаимодействий.Обеспечивает доступ к педагогически значимой информации и создает возможность для общения педагогов и обучаемых.
Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ресурсы, информационное мировоззрение, информационная среда, информационное поведение и др.; во-вторых, умение грамотно формулировать свои информационные потребности и запросы; в-третьих, способность эффективно и оперативно осуществлять самостоятельный поиск информации с помощью как традиционных так и нетрадиционных, в первую очередь, компьютерных поисковых систем; в-четвертых, умение рационально хранить и оперативно перерабатывать большие потоки и массивы информации; в-пятых, знание норм и правил «информационной этики» и умение вести информационно-коммуникационный диалог.
То есть это человек, который из всего потока информации может выбрать необходимую для него информацию.
Таким образом, Информационно образовательная среда является основой для формирования и развития информационной культуры личности.
Ребенок при помощи средств телекоммуникации должен самостоятельно интерпретировать полученную им информацию, и для ее адекватного восприятия необходима информационная культура. Наиболее полное воспитание и становление информационной культуры возможно в условиях информационной среды, внутри которой возможно с большей полнотой раскрыть содержание передаваемой учебной информации различным дисциплинам.
Информационно образовательная среда повышает мотивацию ученика и качество обучаемости, формирует самостоятельность и универсальные учебные действия, дает возможность развиваться.
Не судите строго, если что-то не правильно, поправьте.
Хотелось бы узнать, что еще входит в информационно образовательную среду?
Комментарий был изменен с момента создания (Agarkova1986, чт, 27/06/2013 - 10:09).
Спасибо, уважаемая Валентина Викторовна за Вашу информацию об информационной среде и информационной культуре личности. Я позволю себе сделать акценты с учетом сказанного и того, что может дополнить определяемые термины.
Наличие сегодня в образовательной среде школы разнообразных информационных средств связи уже позволяет
1) осуществлять коллективным и индивидуальным субъектам образовательную, управленческую, иную педагогическую деятельность в цифровой форме;
2) удовлетворять потребности личности в информационных услугах и ресурсах образовательного характера;
3) создавать (проектировать и реализовывать) эффективные образовательные системы школы, педагогические системы учителя, наконец, обучающие системы для ученика.
Школа активно использует ИКТ-технологии, осуществляет делопроизводство, формирует информационные банки ресурсов, организует дистанционное обучение, участвует в телекоммуникационных проектах, создает и поддерживает школьные сайты, участвует в сетевых проектах и программах.
Таким образом, мы имеем уже сформированные (конечно, различного качества) школьные информационно-коммуникативные среды, персональные авторские информационно-коммуникативные среды учителей. Пришла пора говорить о продуктивности уже сделанного и проектировании на базе сложившегося новых форматов общения, новых проектов, просто новой практики.
Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:
· информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
· цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;
· непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
· жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.
В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства. Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией.
Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы - своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Уважаемые коллеги! Путь обсуждения выбран, на мой взгляд, верный. Однако не следует останавливаться. Определившись с понятиями, попробуем дать анализ собственной деятельности в аспектах поддержки детской одаренности средствами информационно-образовательной среды. Мпе представляется, что обращение к опыту образовательной практики позволит еще точнее осмыслить понятийный аппарат и, главное, приблизит нас к ответам на актуальные запросы современного общества о личности человека, владеющего информационной культурой и способного отвечать на вызовы цивилизации сегодня, сейчас, не дожидаясь готовых решений. С уважением Чепкова Ольга Николаевна
В своей работе основной упор делаю на формирование информационной культуры воспитанников, расширяя рамки компьютерной грамотности. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» свидетельствует об их значительном сходстве. Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур - технократической и гуманитарной.
Символом этой целостности является образ дерева, ствол которого – это информационное мировоззрение, корни – традиционная информационная грамотность плюс грамотность в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-грамотность), плоды - способность человека создавать новые информационные продукты и творчески их использовать в различных целях.
Массовое повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения современных потребителей информации. Только специальная подготовка, только информационное образование позволяют человеку получить реальный доступ к информационным ресурсам и культурным ценностям, сосредоточенным в библиотеках и информационных центрах, архивах и музеях мира. Это важно в такой же, если не в большей степени, как и наличие компьютеров и каналов связи - непременных и более очевидных для массового сознания атрибутов информационного общества.
Комментарий был изменен с момента создания (Елена -ИТ, Fri, 28/06/2013 - 13:58).
Уважаемая Елена Анатольевна! Бесспорно, информационная культура личности шире понятия информационной грамотности. Но мне представляется проблема в другом. Мы работаем в системе образования. Для нас важен растущий человек. Педагогические цели должны разворачиваться вокруг понятия растущая личность. Именно это обстоятельство сразу ставит акценты на культуре как ценностно-смысловом феномене (хранителе ценностных ориентаций). И ценности, и смыслы продуцируют живые субъекты. Значит, активная ответственная позиция ребенка является главной заботой педагога, организующего информационно-развивающие образовательные среды.
Интерес в нашей дискуссии предствляют следующие Вами обозначенные вопросы:
1) достижение умения вести поиск информации (как Вы это делаете совместно с детьми разного возраста, уровня интересов,их одаренности?),
2) компетенция анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности ((назовите на ( акки мпьообоб
Все дети, приходящие в Студию, прежде всего, попадают в среду, где невозможно не заинтересоваться деятельностью (создание мультфильмов, роликов и т.д.), а для этого необходимо искать информацию, анализировать и критически оценивать её. Интерес, заложенный в фундамент и постановка значимых, деятельностных задач обеспечивает эффективное и личностно ориентированное обучение. И вопрос стоит не как, а ради чего, что переводит образовательный процесс в другую плоскость - заинтересованного и максимально вовлечённого обучения (ребёнок становится заинтересованным в получении знаний, навыков и компетенций).
Комментарий был изменен с момента создания (Елена -ИТ, Fri, 28/06/2013 - 13:58).
Доброе время суток всем единомышленникам. Трудно не согласиться, что интернет сегодня -это мощный источник знаний, умения организовать систему получения знаний, время досуга и т.д. Об этом много сказано. Я столкнулась с проблемой обучающихся в правильном выборе информации. Ресурсы интернета доступны сейчас всем. Информацию не только получаем, но и размещаем. Обратите внимание на детские дискуссии. Дискутировать не умеют абсолютно.И это , я думаю, не связано с формулированием собственного мнения. Проблема в интернет-общении.Думаю, привитие навыков интернет-общения приведет к совершенствованию интернет-культуры и в отборе нужной информации. Срочно нужен интернет-тьютор.
1. Как влияет информационно-образовательная среда на развитие информационной культуры личности современного одаренного ребенка?
Сразу хотелось бы уточнить, для меня каждый ребенок талантлив и одарен. Исходя из этого я и строю свою работу с детьми.
Современная информационно-образовательная среда требует от участников образовательного процесса определенного уровня информационной культуры. Только в этом случае можно эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы и современные информационные технологии.
2. Какую роль играет информационная образовательная среда для проектирования индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута одаренных и талантливых детей.
Одаренный ребенок в условиях современной информационно-образовательной среды получает доступ к любой информации и удовлетворению своих познавательных потребностей и интересов. К этому можно добавить мобильность, экономичность и коммуникативные возможности. Если рассматривать этот вопрос применительно к изучению иноязычной культуры, то современная образовательная среда открывает доступ еще и к аутентичным материалам.
3. Информационно-образовательная среда- не только единое информационное пространство для удовлетворения потребностей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера, но и эффективная образовательная система. Что Вы понимаете под единым информационным пространством школы? Что такое информационная образовательная среда как образовательная система?
Не буду пытаться самостоятельно дать определение ИОС. Существует множество определений, поэтому приведу, на мой взгляд, наиболее удачное. Как отмечает О.А. Ильченко, «информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида».
В ИОС, например, конкретно взятого ОУ, в котором я работаю, входят: информационные ресурсы (сайт школы, ресурсы участников образовательного процесса, доступные сетевые ресурсы) , технические ресурсы и учебно-методические ресурсы, используемые при организации учебно-воспитательного процесса. Все перечисленное и представляет собой образовательную систему.
4. Функции сетевого образования в информационно-образовательной среде школы (форматы: сетевое взаимодействие, сетевые проекты, сетевое сообщество).
Для ответа на этот вопрос предлагаю посмотреть презентацию, которую я использовала при выступлении на конференции ИТО - 2012.
Комментарий был изменен с момента создания (Elena_Kowalewa, чт, 27/06/2013 - 15:39).
Уважаемая Елена Ивановна! Спасибо вам за целостный подход к нашей дискуссии! Судя по информации, Вы достаточно свободно владеете педагогическим арсеналом информационных ресурсов развития иноязычной культуры личности. Очень хотелось бы детального обсуждения ряда высказанных Вами позиций.
1) информационная культура личности ребенка 5, 6, 7, 8 классов, ее структура, как изменяются компоненты и какие появляются с возрастом у детей в процессе развития учебной деятельности.
2) как Вы развиваете интерактивность, сотрудничество, поддерживаетет эффективную коммуникацию на Ваших уроках у одаренных детей?
3) я разделяю позицию о среде, что субъект в ней активен и самостоятелен; как Вы поддерживаете самостоятельность и поисковую деятельность одаренных учащихся?
Комментарий был изменен с момента создания (Olganik91, Fri, 28/06/2013 - 09:57).
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении следующих ключевых вопросов и проблем поддержки талантливых и одаренных детей в информационно-коммуникативной среде современной школы:
1. Как влияет информационно-образовательная среда на развитие информационной культуры личности современного одаренного ребенка?
2. Какую роль играет информационная образовательная среда для проектирования индивидуальной образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута одаренных и талантливых детей.
3. Информационно-образовательная среда- не только единое информационное пространство для удовлетворения потребностей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера, но и эффективная образовательная система. Что Вы понимаете под единым информационным пространством школы? Что такое информационная образовательная среда как образовательная система?
4. Функции сетевого образования в информационно-образовательной среде школы(форматы: сетевое взаимодействие, сетевые проекты, сетевое сообщество).