Submitted by Надежда Васильевна Фролова on Tue, 18/06/2013 - 23:47
Вступление:
Вед. Функция – это одно из математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость между переменными величинами. Каждая область значений – физика, химия, биология и другие - имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и взаимосвязи между этими объектами.
На нашей встрече мы постараемся вспомнить основные свойства функций, методы построения графиков функций, исследование и применение их в различных областях науки. И ещё мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой – либо другой науке, свойственны красота, гармония, изящность и точность. Всем математикам, говорят, присуща дерзость ума; математик не любит, когда ему о чём – нибудь рассказывают, он хочет дойти до всего сам. Так что дерзайте, играйте и выигрывайте!
(класс разбит на 2 группы, можно пригласить болельщиков, урок проходит в виде соревнования)
Конкурсы:
Задание 1. Из истории математики.
Учащимся предлагается плакат с фамилиями шести математиков, среди которых обязательно должны быть фамилии И.Ньютон, Б.Больцано, Г.Лейбниц.
И.Ньютон
Б.Больцано
Г.Лейбниц
Пифагор
Фурье
Архимед
Вед. Как известно, начиная с XVIIвека, одним из основных понятий в математике является понятие функции.
1 – вопрос.
Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени, члена Петербургской Академии наук, внесшего огромный вклад в развитие понятия функции, учителя М.В.Ломоносова.
2 – вопрос.
Кто первый ввел функцию, как зависимость одной переменной величины от другой.
3 – вопрос.
Кто ввел понятие функции, как изменение в зависимости от времени координаты точки.
Задание 2. Чтение графиков. (Рис 1.)
Очень часто в своей практической деятельности приходится решать задачи на так называемое «чтение» графиков, т.е. по заданному графику функции у = f(x) нужно перечислить основные свойства этой функции, определить зависимость, которую выражает данный график.
S
B C
A
t
S
B
A
C
t
S
C
A
B
t
S
B
A C
t
S
C
B
A
t
S
C
B
A
t
1 - вопрос.
Среди предложенных графиков укажите тот, на котором участок АВ соответствует привалу.
2 – вопрос.
Какой из графиков позволяет сказать, что группа туристов вернулась в исходный пункт?
3 – вопрос.
По какому графику двигались туристы, если сначала они шли к базе, а затем стали от неё удаляться?
Задание 3. Графики движения. (Рис 2)
1 – вопрос.
Учащимся предлагаются графики движения двух тел.
Дайте характеристику движения каждого тела, используя как можно больше данных.
S
120 II
I
80
40
10 20 30 40 50 t
S
20
I II
10
2 4 6 t
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ (Задание 1.)
Назовите как можно больше математических терминов на букву «Т». (Последний, кто называет слово побеждает).
Задание 4. Виды графиков. (рис 3)
Для того, чтобы построить график какой – нибудь функции, нужно имеет достаточное количество пар точек и знать их свойства.
1 – вопрос.
Какой график соответствует прямой пропорциональности?
2 – вопрос.
Какой график соответствует к = 0 и b<0?
3 – вопрос.
Какой график соответствует к <0 и b>0?
y
x
y
x
y
x
y
x
y
x
y
x
Задание 5. Построение графика функции.
Учащиеся получают карточку с заданием, где перечислены свойства функции.
Функциональную зависимость между различными величинами можно задать различными способами: формулой, таблицей, соответствием в виде графика. График функции можно построить, исследуя эту функцию. Постройте график функции, используя его свойства.
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ. (Задание 2.)
Графически можно выразить любую функциональную зависимость. Изобразите в виде графика смысл следующих поговорок или пословиц:
1. Солдат спит, служба идёт.
2. Чем дальше в лес, тем больше дров.
3. Тише едешь – дальше будешь.
Задание 6. Свойства функции. (Рис 4).
Функции обладают множеством различных свойств, и, исследуя ту или иную функцию, мы отмечаем их наличие или отсутствие.
Y I II III
V
IV
x
VI
Вопрос: Среди данных шести функций укажите номер той, которая не отвечает свойству остальных пяти.