Submitted by Любовь Александровна Лукина on пн, 17/06/2013 - 21:16
Тема урока «Куб».
1. Организация начала урока.
Здравствуйте! Сегодня на уроке каждый из вас получит подарок, который поможет не только понять тему урока, но и поближе познакомит вас с хорошо известным предметом ( модель куба в руках ). Этот подарок лежит у вас на парте.
- Что это такое? ( куб)
Молодцы! Сегодня на уроке нам понадобится простой карандаш, линейка, фломастеры, ластик, раздаточный материал, который лежит на ваших партах. Итак, начинаем! Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему урока «КУБ».
2. Сегодня на уроке мы поговорим о кубе. Узнаем как называются элементы куба, научимся чертить куб, познакомимся с новыми понятиями. Узнаем, как находить площадь поверхности куба, а также, где в жизни можно применить полученные знания.
Запись на экране: - элементы куба;
- построение куба;
- модель куба, развертка куба;
- площадь поверхности куба;
- применение полученных знаний.
3. Что же такое куб? невозможно найти человека, незнакомого с этим словом! «Кубики» - одна из первых детских игр. Кажется, что мы знаем о кубе все! Но так ли это? И сегодня мы это выясним.
4. Усвоение новых знаний.
Возьмите в руки ваш куб. посмотрите на него внимательно.
- из чего состоит поверхность куба? ( из квадратов )
- что вы знаете о квадрате? ( у квадрата все стороны равны )
- а что можно сказать про квадраты, из которых состоит поверхность куба? ( все квадраты равны )
Правильно! Каждый такой квадрат называется гранью. Новое понятие – ГРАНЬ. Именно поэтому куб называется многогранником, т.е. он имеет много граней. Поднимите куб и покажите мне его грань.
- А сколько же граней у куба? Посчитайте и ответьте! ( шесть )
Правильно! Сторона грани называется ребром куба. РЕБРО – это тоже новое понятие. Покажите ребро куба.
- Сколько ребер у куба? Не торопитесь ответить на этот вопрос, сначала посчитайте. ( 12 )
Концы ребер называются вершинами куба. ВЕРШИНА – еще одно новое понятие. Покажите, пожалуйста, вершины куба.
- Сколько вершин у куба? ( 8 ).
Итак, мы сейчас познакомились с тремя новыми понятиями, связанными с кубом. Они называются ЭЛЕМЕНТАМИ КУБА.
- какие элементы куба вы знаете? ( грань, ребро, вершина )
5. Первичное закрепление знаний.
А теперь ответьте на вопросы:
- Сколько ребер сходится в одной вершине? ( 3 )
- Сколько соседних граней имеет каждая грань? ( 4)
- Сколько ребер имеет одна грань? ( 4)
Сейчас мы будем учиться чертить куб. а это нелегко. Ведь куб объемный, как же его можно изобразить на плоском тетрадном листе? Надо спланировать свою работу.
1 –й шаг. Строим квадрат со стороной 2 см.
Похоже это на куб? ( нет )
Чтобы изобразить куб на плоском листе, потребуется волшебство. Для этого мы с вами заглянем в будущее – в такой предмет, как черчение. Черчение нам поможет нам плоском листе начертить куб. а теперь, внимание! Волшебником станет лишь тот, кто будет внимательно и точно выполнять мои указания.
2 –й шаг. Отметим три вершины квадрата.
3 – й шаг. От каждой отмеченной вершины отступим 2 клетки вправо и 2 вверх и отметим точки.
4 – й шаг. Соединим выделенные точки.
- А теперь похоже на куб? ( да )
Но есть одна неточность!
- Сколько граней куба вы видите? ( три)
- какие грани мы не видим, но знаем, что они есть? ( заднюю, нижнюю, боковую левую).
Но поскольку мы с вами волшебники, то сейчас построим невидимые ребра невидимых граней.
5 – й шаг. Невидимые ребра обозначаются штриховой линией. Для того, чтобы построить невидимые ребра, отметим невидимую вершину. От левой нижней вершины отступим также 2 клетки вправо и 2 вверх и поставим точку. Посмотрите, как надо соединять эти точки.
Мы научились с вами на плоском листе бумаги изображать объемное тело.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Закрепление знаний.
А теперь познакомимся с новыми понятиями, связанными с кубом. В этом нам помогут ребусы. Кто знает, что такое ребусы? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
( на экране ребусы слова – развертка и модель)
- а что означает слово модель? Кто –нибудь знает? Где вы встречались с этим словом? Незнакомое слово. Воспользуемся словарем:
«модель» - это любой образ ( мысленный или условный: описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.д.) какого – либо объекта, процесса или явления.
Кубы бывают разного размера, они могут быть изготовлены из разных материалов, но они имеют одинаковую форму – это и есть модель куба.
- Какое еще одно новое слово вы узнали из ребуса?
- От какого слова происходит слово «развертка»? ( развернуть, раскрыть)
( дальше работаем с разверткой)
.
Из фигур на рисунке к задаче выберите те, которые являются развертками куба
1.
Выберите кубик соответствующий данной развертке
А сейчас мы узнаем, сколько бумаги потребуется, чтобы изготовить модель куба, с разверткой которого мы работали.
- Что нужно знать, чтобы найти площадь развертки?
( площадь каждого квадрата)
- А чтобы узнать площадь квадрата, что нужно знать? ( его сторону)
( измеряем и записываем прямо на развертке: 6 см)
- Чему равна площадь одного квадрата? ( 36см2)
- из скольких таких квадратов состоит развертка куба? ( 6)
- Как найти площадь развертки данного куба? ( 216)
7. Обобщение и систематизация знаний.
А сейчас – устная задача. Представим себе, что мы дизайнеры. От детского сада поступил заказ на создание аквариума в форме куба с площадью грани 1м2. Посмотрим на экран.
- какое количество стекла нам надо заказать в мастерской? Работаем устно! ( 5м2)
Правильно! Ведь рыбкам дышать нужно. У какой грани нет противоположной? ( нижней)
8. Самопроверка знаний.
Сейчас мы поиграем в игру «Найди грань». Для этого возьмите листы раздаточного материала, лежащие на вашем столе, - на них изображены развертки куба. ( 1 – простое, 2 – более сложное, 3 – самое сложное)
А теперь, внимание! Посмотрите на экран и отметьте на каждой развертке нижнюю грань так, как отмечено на экране. Ваша задача – мысленно сложить куб и обозначить верхнюю грань буквой «в». Вам дается одна минута на выполнение задания.
9. Подведение итогов.
- с каким многогранником мы сегодня работали?
С какими элементами куба познакомились?
- Я загадала элемент куба. Таких элементов у куба 8. Что это? ( вершина)
-Назовите элемент куба, который является отрезком? ( ребро)
- Почему куб называют многогранником? ( много граней)