Submitted by Ольга Старцева on Sat, 08/06/2013 - 14:12
Цели урока:
· образовательные – актуализировать субъективный опыт учащихся (опорные знания и способы действий, комплекс знаний), необходимый для изучения нового материала; организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний и способов действий.
· развивающие – развивать умения учащихся применять знания на практике, способствовать развитию логического мышления, воли и самостоятельности, умения работать в парах и группах.
· воспитательные – создавать условия для воспитания интереса к изучаемой теме, воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитания дисциплинированности, обеспечивать условия успешной работы в коллективе.
Планируемые результаты освоения (формирование УУД):
Личностные:
· формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные:
· развитие у учащихся умений:
· находить необходимую информацию в тексте;
· анализировать информацию;
· формулировать гипотезы;
· устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами;
· слышать, слушать и понимать собеседника;
· планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Предметные:
· формирование представлений учащихся о признаках делимости;
· развитие умений применять изученные признаки делимости при решении задач.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала
Форма урока: урок-исследование.
Методы обучения: метод проблемной беседы, фронтальный опрос, самостоятельная работа.
Форма обучения: коллективная, индивидуальная.
Форма учебного занятия: классно-урочная.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (для самостоятельной работы), презентация к уроку
Ход урока.
1.Постановка целей урока
-Сегодня на уроке мы продолжим работу с простейшими понятиями, связанными с делимостью чисел, рассмотрим новый вопрос «Признаки делимости чисел». В ходе исследования мы вместе получим некоторые более важные признаки делимости чисел. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы получили не только прочные знания, но и хорошее настроение.
Девиз урока:«Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».
2.Актуализация опорных знаний
Облако слов, составленное с помощью сервиса ВЕБ 2.0 Tagxedo
-Что называется делителем числа а?
-Назовите делители чисел 6,23,15.
-Что называется кратным числу а? назовите несколько чисел кратных: 23, 15. Назовите свойство деления.
-Назовите какие-нибудь два числа, делителем которых являются числа 10, 5, 2, 25, 100.
-Известно, что некоторое число делится на 10. Делится ли оно на 2? На 5?
3.Игра «Учитель против 6-го класса»
1 вариант
1.Запишите числа 0, 1, 3, 5, 10, 15. Подчеркните те из них, которые являются делителями числа 15.
2.Запишите числа 0, 1, 2, 4, 7, 14. Подчеркните те из них, которые кратны 2.
3.Запишите все делители числа 18.
4. Запишите первые пять чисел кратных числу 3.
5.Сколько делителей имеет число 11?
6.Сколько кратных чисел имеет число 11?
7.Запишите самое маленькое число, кратное 5 и 2.
8.Запишите общие делители чисел 16 и 14
2 вариант
1.Запишите числа 0, 1, 2, 4, 7, 14. Подчеркните те из них, которые являются делителями числа 14.
2.Запишите числа 0, 1, 3. 5, 10, 15. Подчеркните те из них, которые кратны числу 5.
3.Запишите все делители числа 16.
4.Запишите первые пять чисел кратных числу 5.
5.Сколько делителей имеет число 13?
6.Сколько кратных имеет число 13?
7.Запишите число, кратное 7 и 2.
8.Запишите общие делители чисел 12 и 14.
4. Работа в парах
Ответы открываются. Учащиеся меняются тетрадями. Проверяют работу друг друга и оценивают ее по следующей таблице
Количество плюсов
5
6
7
8
Оценка
3
3
4
5
5.Изучение нового материала
Делится ли 348 на 2? Делится ли 328 на 4? (Ответы обучающихся). Как вы это узнали? (Ответы обучающихся)
-Есть еще один способ, не выполняя деления, узнать. Делится ли одно число на другое. Существуют признаки делимости, которые помогают ответить на данный вопрос.
В процессе учебы вам приходилось встречаться с понятием «признак»? приведите примеры. (Признаки времен года…)
-Что означает слово «признак»? (Наличие существенно важных характерных свойств)
-Признаки делимости - это наличие некоторых качеств, свойств, особенностей записи числа, по которым можно определить, делится ли данное число на другое.
-Запишите первые десять чисел, кратных (2,4,6,8,10,12,14,16,18,20)
-Что вы заметили? (обучающиеся с помощью учителя формулируют признак делимости на 2.Записывают его)
Запишите первые десять чисел, кратных числу 5. (5,10,15,20.25,30,35,40,45,50)
-Что вы заметили теперь?
-Сформулируйте признак делимости на 5.
-Каким числам одновременно кратны 10,20,30,40,50,60,70,80?
_Укажите самое большое из них.
-Сформулируйте признак делимости на 10.
-Что является общим для этих признаков?
-Три изученных признака делимости; на 2, на 5, на 10-относятся к первой группе признаков делимости.
1 группа: признак делимости определяется по последней цифре записи числа
2 группа: по двум последним цифрам
3 группа: по сумме цифр записи числа
Теперь перейдем ко второй группе признаков.
Догадайтесь и сформулируйте признак делимости на 100, 1000 и т.д.
-Запишите восемь чисел, для которых делителем будет число 25.(25,50,75,100,125,150,175,200)
Сформулируйте признак делимости на 25.
_Сформулируйте признак делимости на 4..Что общего между признаками делимости на 25, на 4, на 100.Можно ли их объединить в одну группу?(Все они относятся ко 2-ой группе признаков -по двум последним цифрам записи числа)
Рассмотрим третью группу признаков делимости.
Делится ли на 3 число 111? А число 163?Можно ли это определить по последней цифре? Или по двум последним цифрам?
Сформулируйте признак делимости на 3.На 9. Признаки делимости на 3 и на 9 относятся к третьей группе признаков делимости.