Submitted by Галина Николаевна Климонова on пн, 03/06/2013 - 03:02
Тема урока: «Решение квадратных уравнений»
Сл.
«Мне приходится делить своё время между политикой и уравнениями.
Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее, потому что
политика существует только до данного момента,
а уравнения будут существовать вечно».
А. Эйнштейн
Сл.
В течение урока используется слайдовая презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.
Обращение внимания детей на эпиграф к уроку. Объявление темы и постановка задач урока.
Сл.
Актуализация знаний
На экране - уравнение: 15х2+12х+2012=0.
Сл.
Определите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты.
О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока).
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
Фронтальная работа с классом.
Сл.
· Какие уравнения называются квадратными?
· Как вы считаете, на какой из коэффициентов накладывается ограничение и почему?(а=/=0)
· Всегда ли имеет корни квадратное уравнение? (Нет, не всегда)
· От чего зависит количество корней? (От дискриминанта)
· Как найти дискриминант квадратного уравнения? (D= b2– 4ас)
· Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ?
· Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ?
· Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D < 0 ?
· Как найти корни квадратного уравнения?()
Итак, ребята, мы повторили основные понятия и формулы для решения квадратных уравнений.
На экране записаны уравнения:
Сл.
1. x2+ 9x– 12 = 0;
2. 4x2+ 1 = 0;
3. x2–2x+ 5 = 0;
4. 2z2 – 5z+ 2 = 0;
5. 4y2 = 1;
6. –2x2– x+ 1 = 0;
7. x2+ 8x= 0;
8. 2x2=0;
9. –x2 – 8x=1
10. 2x + x2 – 1=0
Вопросы учащимся
Примерные ответы
1. Дайте определение квадратного уравнения
Уравнение вида ax2+bx+c=0, где a¹0, называется квадратным
2.Назовите виды квадратных уравнений
- полное; - неполное; - приведенное
3. Запишите номера приведенных квадратных уравнений, записанных на доске
1,3, 7, 10
4. Запишите номера неполных квадратных уравнений, записанных на доске
2, 3, 7, 8
5. Запишите номера полных квадратных уравнений, записанных на доске
1, 3, 4, 6, 9, 10
6.По какому признаку мы можем отнести квадратное уравнение к тому или иному виду?
В зависимости от коэффициентов уравнения.
7. Как называются коэффициенты квадратного уравнения?
a– первый коэффициент, b– второй коэффициент, c– свободный член
8. Запишите квадратное уравнение, у которого свободный член равен 6, первый коэффициент равен 1, а второй, равен –12. Как оно называется?
x2-12x+6=0
9. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
От знака дискриминанта.
10. Впишите вместо пропуска такой коэффициент, чтобы квадратное уравнение
2х2–8х+....=0 не имело корней
2х2–8х+9=0 (могут быть числа, больше, либо равные 9)
11. Изменятся ли корни уравнения 2x2+5x+7=0, если у него изменить знак:
- одного коэффициента
- трёх коэффициентов
да
нет
Как найти дискриминант квадратного уравнения?
D=b2– 4ас)
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D > 0 ?
Сколько коней имеет квадратное уравнение если D=0 ?
Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D < 0 ?
Как найти корни квадратного уравнения?
Сл.
Сегодня на уроке мы должны научиться выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений.
Девизом нашего урока станут слова Рене Декарта: «Для разыскания истины вещей - необходим метод».
Сл.
Перед вами уравнения.
1. 3x2-2x-5=0
2. X2=5
3. 7x2+14x=0
4. X2+5x+4=0
5. X2+4x+4=0
6. X2-4=0
7. 2x2-11x+5=0
8. X2+2x=x2+6
Сл.
Ваша задача - указать, какое из них рациональнее решить указанным мной способом. Если ответ верный, то откроется буква, соответствующая номеру этого уравнения и мы узнаем имя математика, который занимался изучением уравнений.
1)Какое уравнение решается вынесением общего множителя за скобки?
№3 (Д)
2)Какое уравнение можно решить, методом выделения полного квадрата?
№5 (И)
3) Какое уравнение решается по формуле, используя четный второй коэффициент?
№1 (О)
4)Какое уравнение удобно решить по теореме Виета?
№4 (Ф)
5)Какое уравнение можно решить разложением разности квадратов на множители?
№6 (А)
6)В каком уравнении надо применять общую формулу корней квадратного уравнения?
№7 (Н)
7)Какое уравнение можно решить извлечением квадратных корней?
№2 (Т)
Имя математика, который занимался изучением уравнений, их классификацией, способами решения – Диофант.
Сл.
Как, не решая уравнения, узнать, имеет ли уравнение корни?
(Ученики отвечают: «Если а и с с противоположными знаками, то квадратное уравнение всегда имеет действительные корни».)
Решим квадратное уравнение 3х2 +2х-1=0.
Вспомним все способы, которые уже знаем.
1 способ. «По общей формуле, через дискриминант».
Используя общую формулу корней квадратного уравнения, решите его.
Ученики решают в тетради:
Сл
Все решили квадратное уравнение. Получили ответ.
Сл.
Перед вами лежат карточки (цифры 1, 2, 3, 4).Поднимите карточку с номером правильного ответа.
Кто поднял цифру 3 , то в лист учета знаний поставьте в 1 колонке знак «+». Молодцы!
Назовите коэффициенты квадратного уравнения.
(Ученики отвечают: а=3,в=2,с= -1.)
По какой формуле можно быстрее решить это квадратное уравнение?
(Ученики отвечают: «… по формуле с четным коэффициентом при х»)
Способ №2.«С помощью формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом».
Решите квадратное уравнение 3х2+2х-1=0 с помощью формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом.
Ученики решают в тетрадях: 3х2+2х-1=0, к=1,
Проверка.
Сл.
Поменяйтесь тетрадями. Если решение правильное, в тетради поставьте знак «+» и в лист учета знаний в колонке № 2 знак «+».
Молодцы!
(Ученики проверяют и оценивают работу друг друга.)
Работа в группах.
На листочках написан способ, которым вы должны решить квадратное уравнение и затем защитить своё решение.
Ученики вытягивают листы, с указанным способом. Группой работают в тетрадях. Объясняют, проговаривают друг другу. Выбирают выступающего, который разъясняет, как решать квадратное уравнение этим способом.
Способ № 3.«Разложение левой части уравнения на множители способом группировки».
Способ № 4.« По сумме коэффициентов квадратного уравнения».
Способ № 5.« Решение уравнения, используя теорему, обратную теореме Виета».
Способ № 6.« Метод выделения полного квадрата».
Способ № 7.« Разложение квадратного трехчлена на множители».
Закончили решение.
Если вы владеете методом, над которым работала ваша группа, то в лист учета знаний поставьте знак «+», в колонке № 3.
Разбираем способы решения, остальные группы пишут в тетрадях.
Идет защита, остальные учащиеся пишут с доски в тетрадь.
Представитель каждой группы рассказывает о своем методе решения данного уравнения.
1 группа.
Способ № 3. «Разложение левой части уравнения на множители способом группировки».
Защита: 3х2+2х-1=0.
Представим слагаемое 2х в виде разности 3х-х. Разложим левую часть на множители:
Способ № 5.« Решение уравнения с применением теоремы, обратной теореме Виета».
Защита.
3х2+2х-1=0.
Разделим каждое слагаемое на 3. Приведенное квадратное уравнение будет иметь вид: х2+2/3х-1/3=0..
По теореме, обратной теореме Виета: если сумма двух чисел равна второму коэффициенту приведенного квадратного уравнения, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа являются корнями приведенного квадратного уравнения.
х1+х2 = -2/3
.х1*х2 = - 1/ 3
Если свободный член g- приведенного квадратного уравнения отрицателен, g= -- 1/ 3, то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет, отрицателен, так как
р = 2/3
х1=-1, х2= 1/3.
Сл.
Способ № 6.«Метод выделения полного квадрата».
Защита.
3х2+2х-1=0,
Способ № 7. « Разложение квадратного трехчлена на множители».
Защита.
Разложим квадратный трехчлен на множители. Для этого 3х2+2х-1=0 разделим на х+1.
3(х+1)(3х-1)=0,
(х+1)(3х-1)=0,
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом определен.
х+1=0 или 3х-1=0,
х= -1. 3х=1,
Х = 1 / 3.
Сл.
Физминутка.
Способ №8. «Графическое решение квадратного уравнения».
Защита.
3х2+2х-1=0.
В уравнении второй и третий член перенесем в правую часть, то получим 3х2 =-2х+1.
Построим графики зависимостей у=3х2 и у=-2х+1. График первой зависимости -парабола, проходящая через начало координат. Так как коэффициент равен 3, то ветви параболы направлены вверх.
Учащиеся смотрят на слайд.
Сл.
График второй зависимости - прямая.
Прямая и парабола пересекаются в двух точках А и В с абсциссами х1=-1 и х2= 1/3.
Учащиеся работают в листах учета знаний.
Сегодня на уроке мы с Вами разобрали 8 способов решения одного квадратного уравнения. Возьмите лист учета знаний, в колонке №5 поставьте цифру - сколько способов решения уравнения вам понятны, вы бы могли ими решить уравнения самостоятельно.
Сл.
Одно и то же уравнение может быть решено разными способами.
Домашнее задание.
Сл.
Учащиеся пишут в дневник.
Итог урока. Выставление оценок.
Подведем итоги урока.
Работая в группах. Составьте синквейн на тему: урок, уравнение, работа в группе, способы, восьмиклассники.
Учащиеся составляют, а потом зачитывают:
Урок
Необычный, увлекательный
Думаем, решаем, общаемся
Я умею решать уравнения
Интересно
Работа в группе
Весело, увлекательно
Решать, обсуждать, помогать
Мне нравиться так учиться
Мы вместе
Рисуют в листах учета свои эмоции: ☺.
Сл.
Сдают листы учета знаний учителю.
Вашим девизом должны стать слова: « Научился сам, научи другого!»