1. Организационный этап урока.
|
1.1. Оргмомент.
|
Приветствует учащихся.
Проверяет явку учащихся.
Приглашает занять рабочие места на классном участке мастерской.
Проверяет готовности учащихся к уроку.
|
Строятся перед мастерской
Занимают рабочее место на классном участке.
Готовятся к уроку.
|
1.2. Целеполагание на занятие.
|
Сообщает тему (угловое концевое соединение брусков вполдерева) и основную образовательную цель занятия (учиться приёмам разметки и выполнения элементов углового концевого соединения вполдерева):
|
Уясняют тему и цель занятия.
|
2. Проверка ранее полученных знаний и создание положительного эмоционального настроя на урок.
|
2.1. Целеполагание на 2 этап первого урока.
|
Делает установку, что в игровой форме учащиеся должны понять важность точного изготовления брусков, которые необходимо соединить тем или другим способом.
|
Уясняют, что надо вспомнить технологию изготовления брусков, понять важность точности работы на каждом этапе.
|
2.2. Игры «Операция-инструмент» и «Инструмент-операция»
|
Организует игру «Операция-инструмент».
Разъясняет правила игры: поднимается карточка с наименованием операции, игроки в это время выбирают из своего пакета карточку с соответствующим названием инструмента и поднимают её, выигрывает тот, кто раньше других и безошибочно поднял соответствующую карточку.
При подведении итогов победителю вручается жетон «Знаток столярного дела».
Игра «Инструмент – операция»: проводится аналогично.
Примечания:
- после установления соответствия элементов пары «Операция-инструмент» и «Инструмент-операция» предлагает хором проговорить соответствующие элементы пары,
- перечень операций и инструментов ограничивается содержанием технологической карты «Изготовление бруска».
|
Воспринимают и запоминают правила игры.
При показе карточки с названием операций , находят и демонстрируют карточки с соответствующими названиями инструментов, по предложению учителя проговаривают соответствующие элементы пары «Операция-инструмент».
Во второй части игры при демонстрации карточки с названиями инструмента, показывают карточки с названиями соответствующих операций и проговаривают соответствующие элементы пары «Инструмент - операция-».
Участвуют в подведении итогов игры.
|
2.3. Конкурс: упорядочивание списка операций по изготовлению бруска.
|
Предлагает дежурному раздать учащимся комплекты карточек с наименованиями операций по изготовлению бруска, затем каждому разложить в виде вертикального списка карточки с наименованиями операций по изготовлению бруска.
Учащемуся, раньше других составившему правильный последовательный список операций вручает жетон знатока.
Подводит итоги конкурса и награждение
|
Дежурный раздаёт учащимся комплекты карточек с наименованиями операций по изготовлению бруска.
Составляют из карточек вертикальный список с наименованиями операций по изготовлению бруска.
Участвуют в подведении итогов конкурса.
|
2.4. Повторение материала о технике и технологии контроля качества изготовления брусков.
|
В ходе краткой беседы задаёт вопросы:
Что нужно контролировать после изготовления бруска с заданными размерами?
Чем контролировать линейность поверхностей бруска?
Как контролировать линейность поверхностей?
Чем контролируется взаимное расположение поверхностей бруска?
Как контролируется взаимное расположение поверхностей?
Как контролируются размеры бруска?
Делает вывод: точное изготовление брусков – важное условие для выполнения их соединений. Подводит учащихся к пониманию того, что выбранные ими бруски готовы для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева.
|
Отвечают на вопросы:
После изготовления бруска нужно контролировать линейность его поверхностей, их взаимное расположение под прямым углом и размеры.
Линейность поверхностей бруска проверяется наложением на них линейки кромкой.
Взаимное расположение плоскостей проверяется угольником. Показывают как это делается. Демонстрируют правила проверки размеров бруска.
Убеждаются, что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения
|
3. Изучение нового материала.
|
3.1. Актуализация темы занятия и целеполагание.
|
Напоминает учащимся тему занятия: «Угловое концевое соединение вполдерева», сообщает, что на этом этапе урока предстоит научиться разметке элементов названного соединения. Указывает на привлекательное свойство соединения – его простоту и быстроту выполнения
|
Слушают сообщение учителя.
Записывают тему урока в тетрадь, уясняют задачу этапа занятия (научиться разметке элементов углового концевого соединения вполдерева).
|
3.2. Сообщение учителя о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.
|
Закрепляет на доске, демонстрирует технический рисунок фрагмента изделия, частью которого является шип углового концевого соединения вполдерева
Также демонстрируются основные элементы шипа – боковые грани, плечико, торец, часть бруска, которая удаляется, щёчка.
Учитель крепит на доске карточки с названиями элементов шипа и с указаниями стрелками их расположения на рисунке.
Беседует с учащимися:
Чтобы изготовить такой шип его сначала надо разметить. Для этого нам надо знать его размеры.
Шип похож на маленький брусок? Да.
Какие размеры определяют брусок? Такие же размеры задаются для шипа: длина, ширина, толщина. На доске закрепляется плакат «Размеры шипа»
Делает вывод о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева:
Длина шипа равна ширине соединяемых брусков, толщина шипа и также щёчки– половине толщины бруска.
|
Зрительно воспринимаютют содержание плаката, слушают сообщение учителя.
Участвуют в краткой беседе о сходстве формы и задания размеров бруска и шипа.
Проговаривают вслух названия элементы шипа.
Участвуют в беседе о конструктивных особенностях углового концевого соединения вполдерева.
Воспринимают на слух и в процессе восприятия плаката «Размеры бруска» термины : длина, ширина, толщина.
Слушают и осмысливают вывод о принципах разметки углового концевого соединения вполдерева.
|
4. Физкультминутка.
|
4.1. Показ первого упражнения
|
Показывает упражнение на дыхание контролирует темп и дозировку (смотри приложение).
|
Наблюдают и запоминают движения упражнения.
|
4.2. Управление выполнением упражнения.
|
Задаёт голосом темп упражнения, дозировку, в ритме упражнения даёт методические указания, способствующие правильному выполнению движений и максимальной пользе при их выполнении.
|
Выполняют упражнение на дыхание в соответствии с методическими указаниями учителя.
|
4.3 – 4.8. Показ и выполнение второго – четвёртого упражнения.
|
Показывает и управляет выполнением учащимися комплекса физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения. Контроль темпа и дозировки: повороты и наклоны головы в медленном темпе, , приседания выполняются в ритме дыхания, упражнения повторяются 3-4 раза.
|
Уяснив объяснение учителя, выполняют упражнения 2-4.: наклоны и повороты головы, группировка присев из основной стойки с последующим возвращением в основную стойку (смотри приложение).
|
5. Практическая работа.
|
5.1. Вводный инструктаж
|
- Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, разъяснения сопровождает показом выполнения разметки.
- Проводит инструктаж по охране труда при работе разметочными инструментами.
- Проверяет понимания учащимися содержания предстоящей работы и правил безопасности при выполнении разметки.
|
Слушают разъяснения учителя, наблюдают выполнение учителем работы по разметке углового концевого соединения вполдерева, уясняют правила безопасного использования разметочных инструментов (комплектность и исправность инструментария, закрепление заготовки при разметке рейсмусом, осторожность при разметке острым карандашом и при его заточке стамеской на подкладной доске).
|
5.2. Подготовка учащихся к выполнению практической работы
|
Раздаёт учащимся по 2 заготовки для разметки углового концевого соединения вполдерева (это полностью обработанные на предыдущем занятии бруски размером 360х40х20 мм)
В беседе подводит учащихся к пониманию готовности выбранной заготовки для разметки элементов углового концевого соединения вполдерева. На доске записываются размеры брусков, которые подлежат соединению: 360х40х20 мм.
Демонстрируется плакат: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Выясняется смысл пословицы.
Учащимся предлагается выполнить необходимые измерения полученных заготовок и сравнить полученные результаты с данными размерами)
|
Получают заготовки для разметки углового концевого соединения вполдерева.
Прочитав плакат, уяснив его смысл ещё раз оперативно, по заданию учителя, выполняют контрольные измерения полученных заготовок.
Убеждаются, что выбранный брусок не нуждается в правке, готов для разметки элементов соединения. Длина, ширины и толщина брусков соответствует заданным размерам.
|
5.3. Разметка элементов углового концевого соединения вполдерева.
|
Показывает выполнение разметки шипа углового концевого соединения вполдерева.
Предлагает учащимся надеть спецодежду и выполнить на полученных брусках разметку элементов углового концевого соединения вполдерева.
Выполняет обход рабочих мест учащихся, проводит при обходе индивидуальный инструктаж по ходу выполнения учащимися практической работы.
|
Надевают спецодежду, подбирают необходимые инструменты и раскладывают их на верстаке, выполняют практическую работу по разметке углового концевого соединения вполдерева.
|
5. Подведение итогов первого урока.
|
Анализ результатов практической работы.
|
Помогает выявить ошибки разметки, возможности их предупреждения и исправления.
При подведении итогов учитывается количество полученных в течение урока жетонов «Знаток столярного дела».
|
Участвуют в обсуждении проделанной работы.
|
Ход второго урока.
|
1. Организационный этап урока.
|
1.1. Организационный момент.
|
Проверяет явку учащихся. Приглашает занять рабочие места на участке верстаков. Выдаёт каждому учащемуся комплект карточек «Инструменты». Предлагает найти карточки с названиями только того инструмента, который необходим для обработки шипа. После выяснения, что для работы нужна пила и, возможно, стамеска, предлагает проговорить названия инструментов, их назначение и подготовить для практической работы эти инструменты. Проверяет готовность учащихся к уроку: наличие только необходимого инструмента и его соответствия правилам охраны труда и технике безопасности.
|
Строятся перед мастерской
Занимают рабочее место на участке верстаков. Получают комплекты карточек «Инструмент». Выбирают из этого комплекта карточки с терминами «пила», «стамеска». проговаривают названия инструментов и их назначение.
Подбирают необходимый инструмент, проверяют его комплектность и исправность.
|
1.2. Целеполагание на второй урок.
|
Поддерживает догадку о том, что после разметки предстоит выполнить угловое концевое соединение брусков вполдерева, выпилить шипы.
Сообщает, что после выпиливания каждым учащимся шипов на двух полученных брусках с обеих сторон появится возможность в паре с товарищем собрать рамку.
|
Уясняют тему и цель занятия.
Определяются для последующей работы в парах.
Проникаются ответственностью за точность выпиливания шипов и качество коллективной работы.
|
1.3. Создание положительного настроя на предстоящую работу.
|
Закрепляет на доске плакат с текстом пословицы: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож». Предлагает прочитать этот текст вслух и задуматься, в чём смысл пословицы.
Организует обсуждение содержания пословицы. Предлагает вспомнить и проговорить другие пословицы и поговорки, сходные по смыслу с той, которую только что обсудили.
|
Читают хором текст плаката, стараясь синхронно, правильно и выразительно проговаривать каждое слово. Участвуют в обсуждении смысла пословицы. Вспоминают и проговаривают пословицы и поговорки, прославляющие трудолюбие.
|
2. Подготовка к выполнению практической работы по обработке шипа.
|
2.1. Изучение свойств углового концевого соединения брусков вполдерева.
|
Отмечает, что на первом уроке ребята научились размечать элементы углового концевого соединения брусков вполдерева.
Предлагает прочитать на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 класса материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения.
Открыв страницу доски-книжки с таблицей «Угловое концевое соединение брусков вполдерева» беседует с учащимися по вопросам,:
Что такое шип?
Из каких элементов состоит шип?
Назовите размеры шипа, который предстоит выполнить.
Предлагает выборочное чтение на странице 79 учебника о простоте изучаемого соединения.
Демонстрирует на образцовой паре деталей, что угловое концевое соединение сохраняет своё положение после совмещения элементов только при наличии горизонтальной опоры, в других случаях просто разваливается.
Предлагает детям решить проблему надёжности соединения.
|
Слушают сообщение учителя.
Читают материал на странице 79-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 класса материал о свойствах углового концевого соединения брусков вполдерева и особенностях технологии его выполнения
Отвечают на вопросы учителя.
Находят и читают на странице 79 учебника текст о том, что угловое концевое соединение вполдерева – это самый простой способ соединения двух брусков.
Наблюдают демонстрацию сохранения положения углового концевого соединения образцовой пары брусков при наличии горизонтальной опоры и то, что соединение разваливается в других случаях. Предлагают после формообразования элементов склеить элементы соединения.
|
3. Знакомство с технологией обработки шипа.
|
3.1. Вводный инструктаж
|
Используя таблицу «Технологическая карта изготовления рамки» указывает на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать.
Разъясняет содержание и последовательность выполнения практической работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева.
Показывает закрепление брусков, пиление по разметке элементов шипа и щёчки.
Обращает внимание ребят на необходимость точного пиления с внешней стороны шипа.
Проводит инструктаж по охране труда при работе пилой и стамеской.
Проверяет понимания учащимися содержания предстоящей работы и правил безопасности при формообразовании элементов углового концевого соединения вполдерева.
|
Отслеживают по технологической карте изготовления рамки, на каком технологическом этапе сейчас предстоит работать.
Слушают разъяснения учителя.
Наблюдают выполнение учителем работы по формообразованию углового концевого соединения вполдерева.
Уясняют правила безопасного использования пилы и стамески (комплектность и исправность инструментария, закрепление заготовки при пилении и зачистке элементов углового концевого соединения вполдерева).
|
3.2. Подготовка учащихся к выполнению практической работы
|
Предлагает подготовить для работы по формообразованию элементов углового концевого соединения вполдерева инструменты и бруски с разметкой соединения.
Проверяет готовность учащихся к работе.
|
Укладывают в лоток верстака пилу, стамеску и 2 бруска, предварительно проверив комплектность и исправность инструментов.
|
4.Физкультминутка
|
4.1. Показ упражнений 1-3 общего воздействия и мышечной разминки.
|
Показывает упражнения 1-3 общего воздействия и мышечной разминки.
|
Наблюдают выполнение, слушают объяснение учителя.
|
4.2. Выполнение упражнений.
|
Подсчётом и ритмичным изложением методических указаний задаёт темп, определяет дозировку упражнений, контролирует правильность выполнения движений учащимися.
|
По команде учителя принимают необходимое исходное положение и в заданном ритме и дозировке выполняют упражнения 1-3.
|
5. Практическая работа.
|
5.1. Закрепление бруска для продольного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.
|
Показывает закрепления бруска для продольного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.
Контролирует выполнение работы учащимися.
При обходе рабочих мест в ходе индивидуальной работы обращает внимание на то, чтобы закрепление бруска и пиление осуществлялось по направлению зажима, чтобы при запиливании использовался брусок-направитель с упором, чтобы уровень пиления был возможно ближе к месту зажима.
|
Наблюдают показ и слушают объяснение учителя.
Выполняют закрепление бруска и продольное пиление по разметке щёчки.
При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.
|
5.2. Закрепление бруска для поперечного пиления и пиление по разметке щёчки и.
|
Показывает закрепления бруска для поперечного пиления по разметке щёчки и выполнение пиления.
Контролирует выполнение работы учащимися.
При обходе рабочих мест проводит работу аналогичную описанной в п. 5.1.
|
Наблюдают показ и слушают объяснение учителя.
Выполняют закрепление бруска и поперечное пиление по разметке щёчки.
При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.
|
5.3. Самостоятельная работа по формообразованию шипа на второй стороне первого бруска.
|
Предлагает выполнить формообразование шипа на второй стороне первого бруска.
Выполняет обход рабочих мест, контролирует индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Учащимся, раньше других выполнившим задание разрешает продолжит эту работу со вторым бруском.
|
Выполняют формообразование шипа на второй стороне первого бруска. При получении методических указаний учителя, требующих коррекции в работе, выполняют их.
|
5.4. Уборка рабочих мест.
|
По окончании работы предлагает сдать детали и инструменты, произвести уборку рабочих мест.
|
По окончании работы сдают детали и инструменты, производят уборку рабочих мест.
|
6.Подведение итогов урока.
|
Проводит беседу по итогам урока:
Что нового узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Предлагает доложить результаты контроля качества выполненной работы. Вручает жетоны «Знаток столярного дела» учащимся за каждый точно выполненный шип.
Заслушивает результаты практических работ, указывает учащимся на допущенные ими ошибки.
Оценивает результаты работы учащихся в течении занятия.
Выставляет оценки в журнал.
Сообщает о предстоящей работе на следующем занятии: изучение склеивания и выполние работы по сборке рамки в парах.
Даёт задание на самоподготовку: записывает содержанеи задания на доске, предлагает раскрыть учебники на страницах, где этот материал можно найти, отвечает на возможные вопросы учащихся.
Заканчивает урок.
|
Отвечают на вопросы
Каждый ученик докладывает о результатах выполненной им практической работы.
Заслушивают оценки работы учителем.
Уясняют задачи на предстоящее занятие и задание на самоподготовку: повторение материала по темам «Склеивание казеиновым клеем» и «Угловое концевое соединение вполдерева» на страницах 77-80 учебника Б.А.Журавлёва для 5-6 классов.
Ориентируются с заданием на самоподготовку по учебникам, задают при необходимости вопросы.
|