Submitted by Нина Михайловна Мусаева on Tue, 07/05/2013 - 11:32
Пояснительная записка
Рабочая программа курса изучения химии в10 классе составлена на основе Федерального Государственного стандарта полного общего образования, на основе Примерной программы среднего ( полного) общего образования по химии для 10-11 классов, а также с использованием рабочих программ по химии 8-11 классы ( авторов О.С. Габриелян, И.И. Новошинского, Н.С. Новошинской), 2007г.
Рабочая программа рассчитана на 68 часа, 2 часа в неделю. Программа ориентирована на использование учебника:
Химия 10 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Тетерин, М- 2008г.- 318 с.
Исходными документами для составления учебной рабочей программы послужили:
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ от 09.03. 2004, № 1312
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004,№ 1089;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2009/2010учебный год,
- авторская программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.)
Основными целями и задачами данного учебного курса являются:- сформировать у учащихся представление о важнейших органических веществах и материалах на их основе, таких, как уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
- сформировать у обучаемых на уровне понимания важнейшие химические понятия: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- обеспечить усвоение учащимися одной из основных теорий химии – теории строения органических соединений;
- обучить переносу знаний: ранее изученных основных законов химии (сохранения массы веществ, постоянства состава) –в новую ситуацию: применительно к изучению органической химии;
-развить познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитать убежденность в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
- сформироватьследующие умения:
· использовать международную номенклатуру названий веществ;
· определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
· характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; зависимость свойств органических веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веще
• воспитание убежденностив том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
· применение полученных знаний и уменийдля: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
В структурировании курса органической химии авторы заложены идеи развития учащихся средствами учебного предмета. Для усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием. Такая возможность появляется потому, что в IXклассе основной школы учащиеся уже получили некоторое представление об органических соединениях.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на богатом фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. Этот подход, в свою очередь, позволяет глубже их изучить.
Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе изучения богатейшего мира веществ и реакций курса «Органическая химия» стала основой конструирования и курса «Общая химия».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного предмета и возрастных особенностей. Программой определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Программа позволит:
- сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет;
- освободит курс от излишне теотеризированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
- включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии для средней школы явилась идея интегрированного курса химии. Интеграции предмета включает следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в Xклассе, изучается органическая химия, а затем, в XIклассе, — общая химия. Это структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10—12 ч) знакомством с органическими веществами осуществления взаимоконтроля)
Данная программа предусматривает установление межпредметных связей с некоторыми предметами, изучаемыми в 10 класссе: так, при изучении вопросов «Природные источники углеводородов». «Алканы», «Алкены» устанавливаются межпредметные связи с географией (месторождения природных ископаемых); при изучении физических свойств органических соединений – с физикой; при изучении вопросов применения органических соединений и их физиологического действия на организм – с биологией; при решении расчетных задач – с математикой.
Курс органической химии рассчитан на 68 часов
Контрольные работы -4;
Практические работы -9;
Основными формами контроля является устный отрос, проверочные и самостоятельные работы, практические работы, семинары, тестирование, контрольные работы.
В качестве технологии обучения по данной рабочей учебной программе используетсятрадиционная технология.
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
· компьютерных технологий (создания презентаций POWERPOINT по некоторым темам курса ,использование CD-дисков по предмету;
· технологии проектной деятельности (создание информационных проектов по достаточно обширным темам курса, на изучение которых отведено мало времени – «Биологически активные органические соединения»).
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
· индивидуальная (консультации);
· групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
· фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
· парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Урок является основной формой организации образовательного процесса. Традиционные технологии ориентированы на формирование знаний, умений оперировать ими. Инновационные подходы (деятельностные, дичностно-ориентированные) – направлены в большей степени на формирование интеллектуальных практических умений, необходимых в течение жизни. Предусматривается использование разнообразных форм организации учебного процесса и внедрение современных педагогических технологий: критического мышления, модульного обучения. При проведении уроков используется коллекции цифровых образовательных ресурсов кабинета химии, а также подготовленные учителем.
Учебно- тематический план
№
Тема
Количество
часов всего
теоретические
практические
работы
1.
Введение
1
1
2.
Строение органических
соединений
10
10
3.
Углеводороды
21
19
2
4.
Кислородсодержащие
соединения
22
20
3
5.
Азотсодержащие соединения
9
7
2
6.
Биологически
активные вещества
2
2
2
7.
Искусственные и синтетические волокна
3
2
Содержание
Введение ( 1 ч)
Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Тема 1. Строение и классификация органических
соединений. Реакции в органической химии . 10ч.
Теория строения органических соединений. Химическое строение. Валентность. Основные положения теории строения органических соединений. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Изомерия и изомеры.
Классификация и номенклатура органических соединений. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений: по углеродному скелету ( насыщенные, ненасыщенные, циклические; по природе функциональной групп ( спирты, кислоты, альдегиды ,амины, аминокислоты). Международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирование, гидратация, галогенирование, гидрогалогенирование). Реакции отщепления (дегидрирование, дегидратация, дегидрогалогенирование). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.
Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул органических соединений.
Строение органических соединений
Знать \понимать:
-теорию строения органических веществ;
-понятия: валентность, степень окисления, углеродный скелет, изомерия, гомологи;
-теорию строения органических веществ и основные положения теории А.М. Бутлерова;
- основные типы химических реакций в органической химии;
Уметь:
- составлять молекулярные и структурные формулы;
- определять гомологи и изомеры;
- объяснять сущность основных положений теории строения органических веществ;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- уметь определять типы химических реакций в органической химии.
Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для
-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
-экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве.
Тема 2.Углеводороды 21ч.
Алканы. Гомологический ряд предельных углеводородов. Изомерия и номенклатура алканов. Метан и этан как представители алканов. Их свойства (горение, реакции замещения, пиролиз, дегидрирование). Применение.
Алкены. Этилен как представитель алкенов. Получение этилена в промышленности (дегидрирование этана) и в лаборатории (дегидратация этанола). Свойства (горение, бромирование, гидратация, полимеризация, окисление раствором перманганата калия КМп04) и применение этилена. Реакции полимеризации. Полиэтилен. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений.
Диены. Бутадиен и изопрен как представители диенов. Реакции присоединения с участием сопряженных диенов (бромирование, полимеризация). Натуральный и синтетический каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен как представитель алкинов. Получение ацетилена карбидным и метановым способами. Свойства (горение, бромирование, гидратация, тримеризация) и применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель аренов. Свойства бензола (горение, нитрование, бромирование) и его применение.
Природные источники углеводородов. Природный газ, его применение как источника энергии и химического сырья.
Нефть и попутный нефтяной газ. Состав нефти. Переработка нефти: перегонка и крекинг. Риформинг низкосортных нефтепродуктов. Понятие об октановом числе.
Каменный уголь. Коксование и продукты этого процесса. Применение продуктов коксохимического производства.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена гидролизом карбида кальция. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов коксохимического производства.
Шаростержневые модели углеводородов.
Лабороторные опыты 1. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и нефтепродуктов, каменного угля и продуктов их переработки.
2. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.
Практические работы 1.Качественный анализ органических соединений. 2.Углеводороды.
- свойства органических веществ: предельных и непредельных;
- понимать типы химических реакций характерных для предельных и непредельных углеводородов;
-природные источники и способы их переработки;
Уметь:
-называть углеводороды по « тривиальной» и международной номенклатуре;
- составлять формулы гомологов и изомеров;
- характеризовать строение и свойства углеводородов;
-определять тип химических реакций;
- получать органические вещества;
-проводить химический эксперимент по распознаванию веществ;
-осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Тема 3.Кислородсодержащие органические соединения 22ч.
Спирты. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Свойства этанола (горение, окисление в альдегид, дегидратация). Получение (брожением глюкозы и гидратацией этилена) и применение этанола. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле (взаимодействие с бромной водой и гидроксидом натрия). Получение и применение фенола.
Альдегиды. Формальдегид и ацетальдегид как представители альдегидов. Свойства альдегидов: реакции окисления в кислоту и восстановления в спирт, реакция поликонденсации формальдегида с фенолом. Получение (окислением спиртов) и применение формальдегида и ацетальдегида. Фенолоформальдегидные пластмассы. Термопластичность и термореактивность пластмасс.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Свойства уксусной кислоты (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов и солями; реакция этерификации). Применение уксусной кислоты.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия кислот со спиртами. Значение сложных эфиров в природе и жизни человека.
Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Гидролиз или омыление жиров. Применение жиров. Замена жиров в технике непищевым сырьем.
Углеводы. Понятие об углеводах. Глюкоза как представитель моносахаридов. Понятие о двойственной функции органического соединения на примере свойств глюкозы как альдегида и многоатомного спирта — альдегидоспирта. Брожение глюкозы. Значение и применение глюкозы.
Сахароза как представитель дисахаридов.
Крахмал и целлюлоза как представители полисахаридов. Сравнение их свойств и биологическая роль. Применение этих полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах.
Демонстрации. Вытеснение водорода из спирта натрием. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Получение сложных эфиров. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(П). Знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, масляной, олеиновой, стеариновой. Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция искусственных волокон и изделия их них.
Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(П). 2. Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. 3. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных тел волокон и изделий из них. Непредельный характер жидкого жира. 4. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(П). 5. Качественная реакция на крахмал. 6. Ознакомление с коллекцией пластмасс и изделий из них. Ознакомление с коллекцией искусственных волокон и изделий из них.
Практические работы 1.Спирты. Альдегиды и кетоны. 2.Карбоновые кислоты. 3 Углеводы.
- свойства органически веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров;
Уметь:
-называть изученные вещества по « тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления, тип химической связи ,пространственное строение молекулы, гомологи и изомеры;
-проводить химический эксперимент по распознаванию веществ;
-получать органические вещества
Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве.
Тема 4.Азотсодержащие органические соединения 9ч.
Амины. Метиламин как представитель алифатических аминов и анилин — ароматических аминов. Основность аминов в сравнении с основными свойствами аммиака. Анилин и его свойства (взаимодействие с соляной кислотой и бромной водой). Получение анилина по реакции Зинина. Применение анилина.
Аминокислоты. Глицин и аланин как представители природных аминокислот. Свойства аминокислот как амфотерных органических соединений (взаимодействие со щелочами и кислотами). Образование полипептидов. Понятие о синтетических волокнах на примере капрона.
Белки. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Свойства белков (горение, гидролиз, цветные реакции). Биологическая роль белков.
Генетическая связь между классами органических соединений. Понятия о генетической связи и генетических рядах. Сравнение генетического ряда органических соединений с генетическим рядом неорганических соединений.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерсти. Коллекция синтетических волокон и изделий из них.
Практические работы 1..Амины. Аминокислоты. Белки. 2.Идентификация органических соединений.
- свойства органически веществ: аминов, аминокислот, белков;
- понятие гидролиз органических веществ.
Уметь:
- называть изученные вещества по « тривиальной « и международной номенклатуре;
- определять валентность и степень окисления, тип химической связи ,пространственное строение молекулы, гомологи и изомеры;
-проводить химический эксперимент по распознаванию веществ;
-получать органические вещества
Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве
Тема 5.Биологически активные вещества 2ч.
Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. Сравнение РНК и ДНК. Их роль в хранении и передаче наследственной информации.
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Пепсин и птиалин как представители ферментов. Особенности функционирования ферментов. Понятие о реакции среды (рН). Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве. Понятие о биотехнологии.
Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Демонстрации. Модель молекулы ДНК. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с коллекцией СМС.2. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. 3. Ознакомление с коллекцией витаминов. 4. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Профилактика наркомании.
Знать \ понимать:
- значение витаминов, гормонов, лекарств, ферментов;
Уметь:
-выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению органических веществ;
- использовать приобретенные знания в практической и повседневной деятельности, на производстве , в лаборатории;
Использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизни для
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Тема 6. Искусственные и синтетические органические вещества 3ч.
Искусственные полимеры: строение и представители.Искусственные полимеры: свойства и применение.Синтетические полимеры: строение и представители.Синтетические полимеры свойства и применение.
Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.
1. О.С. Габриелян О.С. Остроумова. Химия. Пособие для старших классов и поступающих вузы.
2.Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы Т1,Т2 –М.; Экзамен: Издательский дом «ОНИКС 21 век». 2001г.
3.Р.А. Лидин. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.-М.; Астрель, 2009г.
4.А.С. Корощенко, Р.Г. Иванов Д.Ю. Добротин Химия. Дидактические материалы
10-11классы –М.;Владос,2003г.
5. СD « Органическая химия» Электронное пособие для учителя и учащихся, автор Ширшина Н.В.