Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.
«Технологии художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях поликультурной среды: опыт и проблемы.»
Тема выступления:
«Социальная адаптация, творческая и физическая абилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами курса ритмопластики.»
Докладчик: учитель ритмики, педагог дополнительного образования Семенкова Л. Ю.
МБСКОУ школа-интернат VIвида № 4 города Челябинска.
Звучит музыка, и, как бы возникая из нее, на сцене рождается волшебство. Легко, грациозно, вдохновенно танцуют девочки. Они пластичны и очаровательны. И кажется, что это дается им так просто – выразить в танце свои чувства и передать их зрителям. Но только тот, кто работает с ними, знает, каким огромным трудом достигнута эта легкость и естественность пластики движения.
…Танцуют особые дети – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
На первых занятиях по ритмопластике очень трудно было убедить детей, что их физический недостаток не будет преградой к достижению творческого результата в сценическом искусстве. Слабенькие и неуверенные в себе, плаксивые и капризные, мои первые ученики все время боялись, что у них ничего не получится, что они никогда не будут танцевать. Наши первые занятия – почти ни одно из них не обходилось без слез.
Но, танец не только не стал причиной конфликта с действительностью, а помог найти детям свой язык общения с миром. Еще радостнее наблюдать за ростом их художественной культуры и вместе с ними создавать праздничное действо на сцене, что обнажает смысл – работать вопреки плохому здоровью. Ведь занятия ритмопластикой укрепляют здоровье, развивают ловкость, свободу движения, что немаловажно в условиях нашей школы, так как формируя волю и характер адаптирует к жизни наших воспитанников.
А участие в фестивалях творчества формирует еще и лидерские качества одних детей, а для других служит примером. Для детей становится открытием, что не так уж и мало таких, как они: другие дети, тоже с ограниченными возможностями, танцуют, поют, рисуют. Встречи, репетиции, общение, новые друзья, новые идеи – после этого в душе уже не остается места для скуки, серости, обыденности и раздражения.
Значит, то, что мы делаем, не просто обучение танцу – это работа по становлению личности. Развивая способности средствами музыки и танца, овладевая рядом навыков и умений в области пластического танца, получая представление о мире искусства, дети научились видеть и умеют создавать прекрасное, приобретают опыт человеческого общения, совместного действа, сотворчества, сопереживания и поиска.
Тем самым ребенок реализуется индивидуально, а творчество приобретает социально преобразующее, социально – творческое качество.
Проходит время, и дети не только реализуют себя в творчестве, их ждет трудная, но интересная жизнь после окончания школы. Конечно же не все связывают свое будущее с танцем, так как для многих это просто физически невозможно: слишком велики нагрузки у профессионалов. Но чем бы они не занимались в своей жизни: они уже умеют преодолевать и страх, и слезы, знают, что это такое: первая радость успеха, обретение уверенности в себе, и чувство гордости достигнутым, и счастье творчества.
|