Место работы:
старший преподаватель ЦИДО Калмыцкого РИПКРО
Новый профессиональный стандарт педагога об ИКТ-компетенциях современного учителя
В настоящее время на сайте Министерства образования и науки России опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.
В данном приложении отмечено, что при быстром развитии российской школы в направлении информатизации всех процессов, те элементы ИКТ-компетентности, которые входят в принятые в конце 2000-х квалификационные требования, безусловно, важны, но обеспечивают лишь частичное погружение образовательного процесса в информационную среду.
Нам, преподавателям и тьюторам центра информатизации и дистанционного образования при институте повышения квалификации, часто приходится сталкиваться с мнением, что учитель, владеющий офисными технологиями и умеющий осуществлять поиск информации в Интернет достаточно ИКТ-компетентен. Но информационные технологии стремительно развиваются, и тот уровень знаний и умений в этой области, который мог быть назван высоким несколько лет назад, на сегодняшний день является недостаточным.
Очень часто недостаточно ИКТ-компетентный учитель надеялся на помощь младшего поколения – учеников, собственных детей или более «продвинутых» родственников. И, если такая помощь могла быть действенной при подготовке к уроку, например, или при создании документов для личного пользования учителем, то при сформированной ИОС школы, для работы в сетевых педагогических сообществах, на он-лайн форумах и конференциях это становится недостаточным. Сегодня на первое место выходит именно умение учителя «встраиваться» в информационно-образовательную среду учреждения, в котором он преподает.
Главная задача современного учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность, кроме того, должна сопровождаться созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.
Таким образом, понятие ИКТ-компетентности расширяется и в рассматриваемом «Профессиональном стандарте педагога» предлагается профессиональную ИКТ-компетентность педагога рассматривать не по трем уровням, как в настоящее время, а по трем составляющим: общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность и предметно-педагогическая компетентность (отражающая профессиональную компетентность в соответствующей области человеческой деятельности).
В общепользовательский компонет включены пользовательские навыки, в том числе умение использовать видео- и фотосъемку, пользоваться системами мгновенных сообщений, навыки поиска в Интернете и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогический компонент включает в себя деятельность педагога в имеющейся информационной среде учебного заведения, в том числе планирование и анализ учебного процесса; организация образовательного процесса, при которой учащиеся вместе с учителем ведут деятельность и достигают результатов в информационном пространстве образовательного учреждения; подготовка и проведение консультаций, обсуждений и т.д. с компьютерной поддержкой и другая образовательная деятельность с использованием коммуникационной среды. Кроме того, учитель должен оценивать качество цифровых образовательных ресурсов и адекватно их использовать в соответствии с образовательными задачами.
Требования к преметно-педагогическому компоненту зависит от той предметной области, в которой работает учитель. Этот компонент включает в себя знание информационных источников по своему предмету и умение качественно их использовать.
В качестве способов и путей реализации профессиональной ИКТ-компетентности педагога предлагается сочетание ряда факторов: введение ФГОС на всех ступенях образования, наличие достаточной технологической базы, наличие потребности и учителя и установки администрации на реализацию ФГОС с принятием нормативных актов о работе коллектива в информационно-образовательной среде школы. Имеющаяся система повышения квалификации должна обеспечивать начальное освоение педагогом базовой ИКТ-компетентности, а функционирующая в образовательном учреждении ИОС выступает сферой и средством развития профессиональной компетентности его работников.
Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве. Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста.
Сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.
Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Как показала практика, сетевые педагогические сообщества могут обеспечить методическую поддержку педагогов в области ИКТ.
Рассмотрим наиболее крупные и известные сетевые сообщества учителей.
1. Сетевое объединение учителей «Педсовет.org. Всероссийский интернет- педсовет» (pedsovet.org) сформировалось в результате десятилетнего проведения Всероссийского @вгустовского интернет-педсовета. Педсовет.org является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования.
Интернет-педсовет – это:
- безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;
- одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;
- сетевое сообщество работников образования
Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.
2. Проект «Открытый класс» направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач:
- поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;
- широкого распространения электронных образовательных ресурсов;
- массового внедрения методик их использования;
- модернизации системы методической поддержки информатизации образования.
Реализуя проект «Открытый класс», Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт http://www.openclass.ru/ с тем чтобы:
- обустроить удобное место для общения и сотрудничества учителей, их учеников и родителей;
- обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на сайте;
- способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;
- обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу.
Суточная посещаемость сайта «Открытый класс» составляет в рабочие дни 25 – 35 тысяч посетителей, а количество просмотренных страниц устойчиво превышает 100 тысяч в сутки.
3. Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network (http://www.it-n.ru/) создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.
Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов
В результате работы портала «Сеть творческих учителей» создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ- фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы, Методический марафон и многое другое. Участники портала могут воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале можно только бесплатно.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что сетевые сообщества предоставляют разные возможности педагогам в зависимости от их уровня ИКТ компетентности: начинающим пользователям – общение, материалы, методику; опытным– вхождение во всероссийское и международное сообщество новаторов в образовании.
|