Официальный сайт mkad14 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Киприянова Е.В., Багдасарьян Н.Г. Социокультурная модель «Умной школы»

Автор: 
Киприянова Е.В., Багдасарьян Н.Г.
Место работы: 
Киприянова Елена Владимировна, доктор педагогических наук, Почётный работник общего образования, директор МБОУ Лицей 11, г. Челябинск, профессор кафедры экономики и права ЧИППКРО Н.Г. Багдасарьян, д.ф.н., г. Москва

Социокультурная модель «Умной школы»

 

Культурные смыслы педагогического целеполагания

 

Систему образования сегодня лихорадит. СМИ сообщают о волнах демонстраций в странах Западной Европы: студенты и преподаватели выдвигают своим правительствам требования, носящие социальный характер. Что же касается России, то каждый шаг в стратегии реформирования всей системы образования – от детских садов до высших уровней научной квалификации – вызывает недоумение и профессионалов, занятых в этой сфере, и родителей, и общественности. Все понимают: реформа образования – не локальный, изолированный от других сторон жизни общества фрагмент, а – ядро общества, влияющее на все его сферы. Качество образования – это профессионализм и компетентность в любом сегменте социума – от медицины до космоса, это эффективность социального взаимодействия, это уважение мирового сообщества и самоуважение, это динамичность развития экономики страны, это, наконец, качество жизни, позволяющее любому члену общества реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал. 

Чтобы понять, какая же школа может соответствовать современным подходам, рассмотрим ее в социокультурном измерении, выделив четыре базовых аспекта, определяющих содержательный контент данной статьи.

 

1. Современная школа по определению включена в пространство города, региона, страны, мира. Поэтому любая локальная образовательная система, имеет открытый характер и интегрирована (непосредственно или опосредованно) в социокультурную среду.

Образование, как важнейший элемент механизма трансляции культуры, выполняет функцию «генетической матрицы» культуры, или информационной структуры-кода. В этом качестве оно выступает функциональной подсистемой других систем, пронизывая всю инфраструктуру культуры, аккумулируя все другие интенции человеческой активности, обеспечивая непрерывность воспроизводства мира искусственных порядков. В частности, чтобы стали возможными трансляция и воспроизведение новаций, само образование должно обладать инновационным потенциалом: как можно обучать высоким технологиям, если арсенал средств ограничен доской и мелом?

 

2.Мир, в котором будут жить и действовать нынешние школьники и студенты, это мир мультикультурный, и поэтому понимание того, как именно культуры определяют логику действий в политической, экономической областях, в повседневной жизни –  это залог и личного успеха, и социальной безопасности. Поэтому любой учебный предмет – от истории до математики, любая организованная событийная образовательная среда должны содержать социокультурный контекст.

В обществах доминируют не альтернативные педагогические практики, а образовательные системы, воспроизводящие у личности социальные качества, требуемые в конкретно-исторических условиях. К примеру, принцип учебного технологизма, появившийся в педагогике Нового Времени как «совокупность информационно-лабораторных практик в контексте формальной полезности» [ 7 ] – калька индустриальной мегамашины общества, в котором царят принципы механизации и конвейера, а человеку отводится роль функции, придатка. Однако в переходные эпохи, когда девальвируются прежние ценности и теряется их духовная оправданность, системы образования, ориентированные на унифицированность «продукта» – превращение среднего человека в специалиста – дают сбои. Конструктивную роль в создании общества нового типа играют пассионарные личности, а качества социального инноватора вырабатываются на «факультете бесполезных вещей», когда постигается «спасительное знание» (Макс Шелер).

 

3.В настоящее время концептуализировалась проблема субъекта инновационного развития. Такой субъект возникает в культурной среде только на уровне научно-образовательных сообществ, фундамент которых формируется в общем (лицейском, гимназическом) и университетском образовании, и особую роль в развитии науки будущего играет послевузовский этап – аспирантура.

Это предполагает необходимость разработки социокультурных технологий, обеспечивающих современное научное образование, а социогуманитарная компонента научно-технологического развития выходит на первый план, учитывая, что в ХХI в. резко возросла взаимозависимость научного знания и социокультурной среды. В условиях, когда

  1. стремительно меняется климат, что приводит к перманентному экологическому кризису и следующим друг за другом природным катаклизмам, следствием которых становится дефицит пищи, воды и энергии, сокращение биологического разнообразия;
  2. возрастает число организованных войн и стихийных волнений, террористических актов, умножаются экстремистские политические и религиозные движения;  
  3. растут техногенные факторы в жизни человечества, ведущие к риску мега-катастроф, провоцируемых авариями АЭС и утечкой ядерных отходов;
  4. совершенствуются информационные технологии, влияющие на основы самоорганизации психических и когнитивных процессов, которые отвечают за способность поддерживать личностную целостность и идентичность;
  5. слабо контролируются следствия внедрения достижений генной инженерии, изменяющей жизненные балансы природной среды обитания человека и природы самого человека;
  6. увеличивается демографическое давление, неравномерность распределения антропологического ресурса: богатство и власть становятся все более сконцентрированными, ширится пропасть между богатыми и бедными, усиливается маргинализация обществ, растет уровень незащищенности людей из-за неконтролируемости природных, техногенных и социальных процессов;
  7. человечество вступило в эпоху перманентных социально-экономических и политических кризисов, что обусловлено глобализационной связанностью, достигнутой к началу третьего тысячелетия,старые фрагментарные конкретно-проблемные подходы оказываются неэффективными.

 

Необходимость нейтрализации негативных социальных последствий требует иных подходов, включающих в научное образование социогуманитарную, культурную компоненту, способную посредством ценностных, этических механизмов сконцентрировать интеллект и природные ресурсы для перехода в новое качество цивилизационного развития.

  1. Целеполагание современного образования. Образовательная динамика современного общества определяется направленностью и характером стратегических установок. Эти установки можно представить в виде матрицы, определяющей миссии, функции, цели и задачи образования в современном мире.

Миссии

Функции

Цели и задачи

Интеллектуальная
(Ноосферная)

Исследовательская

 

Экспертная

Развитие научного познания
Свободный поиск  истины

Формирование экспертных элит. Обеспечение безопасности общества посредством экспертизы разного рода проектов (социальная, экономическая, территориальная, экологическая, технологическая, международная и др. безопасность)

Социальная

Хозяйственная

Обучение обучению

Подготовка квалифицированных специалистов

Предоставление качественных образовательных услуг

Культурная

Трансляционная

Нормативно-конвенциональная

Инновационная

Освоение универсальных культурных ценностей

Достижение культурной идентичности, согласованности действий в обществе

Развитие личности, способной к творческой деятельности

 

Образование есть целенаправленный процесс социокультурного воспроизводства человека на основе предвосхищающего его образа человека. Отсюда – стратегия развития образования должна интегрировать три матрицы: антропологическую, культурную, социумную.
 

Антропологическая матрица предопределяется существующей в каждой культуре моделью «идеального» человека и достойного его образа жизни. Так, современная российская ситуация все более требует от человека качеств, позволяющих ему проявить себя как существо свободное, способное к выбору, к саморегуляции и самосовершенствованию, к реализации собственного жизненного проекта, имеющего ценностно-смысловую природу.
 

Культурная матрица сама по себе имеет сложную, трехслойную природу: практически-поведенческий слой культуры представлен правилами, стереотипами, нормами, технологиями поведения и деятельности; познавательный слойвключает в себя многообразие знаний, и эмпирических, и теоретико-методологических; ценностно-ориентирующий слой культуры составляют ценностные системы. Они составляют смысловое ядро культуры, задавая ориентиры и практической, и познавательной деятельности человека. Роль образования состоит в развитии системы ценностных ориентаций личности как иерархии ее потребностей, интересов, целей, идеалов.
 

Социумная матрица определяется необходимостью обретения человеком в системе образования таких качеств, которые позволили бы ему стать конкурентоспособным на рынке труда: высокой адаптивности, компетентности и социально-профессиональной мобильности.

 

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что важнейшим условием модернизации образования сегодня является уточнение его целей: «продуктом» образования должен стать не просто человек знающий (познавательный компонент), умеющий (прагматический компонент), но и понимающий, способный к  самореализации, к самостоятельному ценностному выбору (аксиологический компонент).

 

Субъект инновационного развития и «Умная школа»

Учитывая усложнение социальной структуры, интенсивные информационные процессы, стремительные изменения в культурном ландшафте мира, современная школа нуждается в методологическом осмыслении, философском обосновании деятельности, в то время как менеджерское управление системой образования нагружает учителя требованиями методической проработки содержания предметов. По большому счету школе сегодня в большей мере необходим учитель – методолог, чем учитель – методист.
Представим с учетом социокультурного контекста проектную модель современной эффективной (назовем ее «Умной», т.е. самоорганизующейся) школы.
 

Миссия «Умной школы»
Создание условий для роста познавательного, исследовательского, интеллектуального и – в целом – творческого потенциалов личности, осознания социокультурной идентичности, принятия ценностных установок на созидание.
 

 

Концептуальные идеи «Умной школы»

  1. Поликультурность как конструирование культурных микросред, в которых научные, предметные, языковые дискурсы вступают между собой во взаимодействие. Поликультурность как результат целенаправленных усилий: организации специальных курсов по развитию академических навыков, летних школ, языковых практик, где происходит знакомство и общение специалистов разных научных направлений, конференций и пр. «Дизъюнктивный синтез национального и мондиального, укорененного в национальных традициях».
  2. Научное образование в школе и концепция исследовательского обучения.
  3. Понимание культуры как «возделывания почвы». Почвой, корнями при этом являются как социальные институты - семья и школа, так и традиции, ценности - универсальные и национальные. В поликультурном обществе понимание и принятие «инородных» дискурсов возможно только на основе сильной «почвенной» национальной идентичности.
  4. Синхронность эволюции видов деятельности человека в культуре (преобразование природы, ремесло, технологичность постиндустриальной деятельности) и приоритетной иерархии способов деятельности детей в процессе развития умений, навыков, компетенций (способы деятельности с «живыми» природными объектами в детском саду, «ремесленные» творческие студии в начальной школе, технические кружки в основной школе, компьютерные технологии в средней школе).
  5. Когнитивное разнообразие и «диффузия» знаний [ 7]/
  6. Кластерность образования [ 3 ].
  7. Безопасная биометричная среда «Умной школы».
  8. Профессиональная среда «Умной школы» – ценностное изменение субъектной позиции педагогов, педагогическая навигация, непрерывное профессиональное развитие.

 

Педагогические принципы, реализуемые в «Умной школе» – принципы природо- и культуросообразности; принцип развивающего обучения; принцип индивидуального образования; принцип практико-ориентированности образовательного процесса; принцип уважения личности ребёнка, его право на ошибку и творческое решение; принцип здоровьесберегающего образования, культ здорового тела и духа; принцип единства воспитания семьи и школы; принцип научности и фундаментальности знаний; принцип исследовательского обучения; принцип гармонизации образовательных парадигм; принцип многообразия образовательных сред.
 

 

Ключевыми результатами образования являются способности ученика действовать творчески, самостоятельно, ответственно, гражданственно при постановке и решении как учебных, так и практических, исследовательских, инновационных задач с целью социализации научно-исследовательского и поликультурного типов.
Социализация научно-исследовательского типа разворачивается в контексте учебной и внеучебной деятельности, содержащей исследовательские практики социальной и профессиональной направленности, создает возможности для соединения психических устремлений личности с реальной жизнью и ориентирована на воспитание и формирование социальных норм исследователя. Речь идет о компетенциях, которые участвуют в проведении, прежде всего, исследовательской деятельности. Формирование этих сложных компетенций высокого уровня требует длительного времени, следовательно, оно должно начинаться на этапе школьного и/или неполного высшего образования.
Социализация поликультурного типа разворачивается в контексте учебной деятельности, содержащей микро-культурные практики, в том числе лингвистические, с носителями языка и ценностей иной культуры, и создает возможности для соединения психических устремлений личности с реальной жизнью.
 

 

Характеристики «Умной школы»

  1. Развитая образовательно-технологическая инфраструктура (лабораторные комплексы, компьютерные классы, центры дистанционного обучения, образовательные центры, центры дополнительного образования, спортивно-оздоровительные инфраструктуры, медико-психологические инфраструктуры, Медиацентр, с открытым доступом к книжным изданиям и электронным образовательным ресурсам, разделенный на функциональные зоны предоставляющие возможность для свободного подключения к сети Интернет (WI-Fi), и т.п.).
  2. Предметные кабинеты как кабинеты–студии с современной IT-структурой, оснащенные интерактивным оборудованием, системами интерактивного тестирования, мобильным интернетом, модульной мебелью (возможность организации индивидуальной, групповой работы), обеспечивающей изменение пространственной среды в зависимости от образовательных задач. 
  3. Преемственность дошкольного, общего и профессионального образования. Умная школа –это детский сад + школа - комплекс, интегрированная с наукоемкими и социальными партерами.
  4. Система развивающего обучения в детском саду [ 5] и начальной школе, гибкая система профилей на второй и третьей ступени образования в зависимости от социального заказа, с учетом инвариантных профилей – социально-гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического и др.
  5. В основной образовательной программе школы – система интегрированных кластеров, предполагающих освоение 2-3-х иностранных языков (английского, испанского, китайского), современных способов коммуникаций, основ разработки исследовательских проектов.
  6. В организационном плане – уход от классно-урочной системы к индивидуально-групповым занятиям (субъект–субъектное взаимодействие, тьюторское сопровождение).
  7. Планирование и реализация индивидуальных образовательных кластеров, траекторий, образовательных программ обучающихся, Далтон-плана.
  8. Развитие системы научно-образовательных практик исследовательской деятельности обучающихся посредством расширения многообразия образовательно-профессиональной среды, включения в научно-образовательные и поликультурные программы различных уровней, интенсивные сессии и региональные учебно-тренировочные сборы.
  9. Вариативная и многообразная система дополнительного образования (научно-исследовательского, спортивно оздоровительного, художественно-эстетического плана).
  10. Многоуровневая воспитательная система школы, основанная на единых ценностно-целевых основаниях и эффективных механизмах социализации личности.
  11. Открытость и развитие связей, культурных обменов, «диффузии» знаний, когнитивное разнообразие предметных модулей и кластеров, участие в научно-образовательных проектах и в олимпиадном движении, конкурсах и проектах спортивной и художественной направленности, в том числе дистанционных.
  12. Внедрение в образовательный процесс деятельностных по содержанию технологий, а именно технологий дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных, социального проектирования, технологий образовательной ситуации, здоровьесберегающих технологий.
  13. В основе системы управления образовательным процессом разработана единая комплексная информационная система управления (Web-платформа), состоящая из нескольких модулей, обеспечивающая решения различных задач. Интернет-система: 1) открытая площадка для информирования родителей и общественности о направлениях деятельности школы; 2) для ведения электронных журналов, дневников учащихся, портфолио, sms-оповещений и др.; 3) система дистанционного обучения (включающая в себя систему мобильного тестирования по предметам, систему разработки и создания учебных материалов педагогами «Виртуальный кабинет учителя» с аудио и видео сопровождением, систему накопления образовательных результатов учащихся); 4) «Сайт конкурсов, олимпиад, соревнований» для проведения внутришкольных, межкультурных интеллектуальных конкурсов, соревнований учащихся.
  14. Умная школа обеспечивает безопасность, контроль пребывания и питания детей на основе биометрической пропускной системы (БПС) которая позволяет проводить автоматический учет прихода - ухода учащихся в школу, в соединении с системой электронного журнала (например, NetSchool), мониторингом функционального состояния здоровья и другими подобными системами.
  15. Разработка современных подходов к организации службы педагогической навигации на основе научно-экспериментальной деятельности и организации тьюторского сопровождения обучающихся.
  16. Профессиональная среда Умной школы строится на основе следующих принципов:

- системность и структурность форм объединения педагогов: организация творческих объединений, солидарное целеполагание, распределение функций педагогов в творческих объединениях с учетом их индивидуальных возможностей;
- поэтапное развитие ценностной парадигмы и творческих способностей учителя, что позволит ему создавать инвариантные и вариативные программы профильного и углубленного уровней, авторские методики и дидактики обучения;
- дифференциация и многообразие содержания и форм повышения профессионально-педагогической квалификации, ориентация на активные и интерактивные стратегии и методы обучения, деятельностные и практико-ориентированные способы обучения;
- целостная вертикальная интеграция связей с учреждениями системы дополнительного профессионального образования и образовательной средой;
- ориентированность научно-методической деятельности на ученика, его знания, навыки, уровень творческого развития и социализации.

 

Система непрерывного развития профессиональной компетентности учителя может быть представлена следующими элементами: конкурсный отбор преподавателей; контрактно-договорная система приема; система поощрения педагогических работников; инновационная система аттестации педагогических и руководящих работников; система дифференцированного развития профессиональных качеств педагогических работников; включение педагогов в научно-исследовательскую деятельность.

 

Особое значение имеют два последних компонента, поскольку именно эти составляющие профессиональной среды обеспечивают целостный, системный характер взаимосвязей всех обозначенных компонентов.
Таким образом, социокультурный контекст образования приобретает в современном обществе особый смысл. Школьное образование должно ориентироваться на многообразные культурные ценности – как универсальные, так и специфические. Это предполагает необходимость разработки социокультурных технологий, обеспечивающих современное научное образование, а социогуманитарная компонента научно-технологического развития выходит на первый план.

 

Последствия образовательных реформ, плохо понимаемых и не принимаемых сегодня обществом, могут иметь негативный, далеко идущий характер. Наша «идеальная» модель во многом идет вразрез с установками и практикой преобразований, навязываемых системе российского образования. Она может остаться утопией, если будут разорваны социокультурные связи – по «вертикали» (тот самый трансляционный механизм культурного опыта поколений, задающий прочную прививку национальной основы) и по «горизонтали» (мониторинг достижений и трендов, ориентация на лучшие образцы мировой культуры). И не будем забывать, что высокая миссия просвещения – не в формировании членов общества потребителей (это не требует усилий армии педагогов), и не в воспитании безумцев, стремящихся непременно владеть самой свежей «инновацией»  (этим весьма эффективно занимается реклама). Эта миссия –  в формировании гражданина и творца – с разумными потребностями, позитивными ценностями, направленными на максимальную самоотдачу во благо общества.

 

Список литературы:

  1. Багдасарьян, Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе [ Текст ]/ Н.Г. Багдасарьян // Педагогика. - 2008. - № 5.
  2. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека как духовно-природный феномен [Текст ]/ К.Я. Вазина. – М.: Владос, 2006. – 295 с.
  3. Вазина, К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: (концепция, опыт) [ Текст ]/ К.Я. Вазина. - Челябинск, 1997. - 240 с.
  4. Генезис сенсорных способностей [ Текст ]/ под ред. Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
  5. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления [ Текст ]/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер; под ред. Т.М. Забеловой. – М.: Дрофа, 2010. – 397 с.
  6. Карпов, А.О. О развитии научного образования [ Текст ] // Труды научно-методического семинара «Наука в школе»: Т.1. – М.: НТА « АПФН», 2003. – С.3 – 42. - (сер. Профессионал).
  7. Карпов, А.О. Концептуальные основы нового образовательного дела [ Текст ] // Труды научно-методического семинара «Наука в школе»: Т.2. – М.: НТА «АПФН», 2004. – С. 3 – 52. - (сер. Профессионал).
  8. Киприянова, Е.В. Организация инновационной образовательно-профессиональной среды в муниципальном лицее: методология, теория, практика: монография [ Текст ] / Е.В. Киприянова. – Нижний Новгород, 2009. – 504 с.
  9. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [ Текст ]: сб. статей. - М., 2002.
  10. Леонтович, А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся [ Текст ] // Экспериментальные площадки в московском образовании. - М., 2001. С. 84-89.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн