Submitted by Ирина Александровна Фурсова on Tue, 16/04/2013 - 09:11
1.Оргмомент. Активизация внимания. Вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент).
Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Прием "Фантастическая добавка"
Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова:
Дорогие ребята! Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!
Ваша Старая сказка.
Учитель: Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». 2. Объяснение нового материала
Учитель: Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?
Ответы учеников ……………………………………………………………...
Учитель: Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?
Ответы учеников…………………………………………………………………. (углубление в тему урока) Сюжетно–ролевая игра «Творческая мастерская».
Учитель: Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами».
Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне семерых «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра. Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.
Учитель: Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И.Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем. Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы». (фонохрестофатия для 3-го класса по программе Е.Критской.
Учитель: Ну что, узнали кого - нибудь из героев сказки в этой музыке?
Обратили внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает!
Ответы учеников…………………………………………………………………
Учитель: Правильно! Первой появляется фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается 6 человек. Задание на цветовосприятие музыки. Работа в группах.Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны разделиться на две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагала следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками.
Учитель: Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения. Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы». Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновременно, как группой «художников», так и всем классом.
Учитель: Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему? Прием" Послушать-сговориться-обсудить Ответы учеников работающих в группе ……………….................................
Учитель: У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.
Учитель: А теперь, покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.
Ответы учеников класса……………………………………………………….
Учитель: Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие.
Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты? 3. Контроль знаний, обратная связь. Самостоятельная работа с учебником.
Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ, увиденных рисунков.
Ответы учеников ………………………………………………………………..
Учитель: Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабосс?
Ответы учеников класса……………………………………………...................
Учитель: Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец. Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской).
Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Ну конечно, это вальс. Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».
Внимательно слушайте музыку, старайтесь уловить её движение и ритм. «Пластическое интонирование». Выражение музыки посредством движений всего тела.
Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.
Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Ну и замечательно! А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета. 4. Закрепление темы урока. Учитель: Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться. Но свои музыкальные впечатления, полученные на этом уроке, новые знания о балете, вы можете показать, разгадав вот этот небольшой кроссворд.
Приложение 3. Кроссворд
Учитель: Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с вопросами кроссворда. Прием «Хочу спросить? «А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки?
Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?
Ответы учеников класса……………………………………………………….. 5. Заключительный этап урока. Рефлексия. Прием" Сообщи свое я".
-Я сегодня узнал...
-Я хочу послушать.....
-я хочу научиться...
-Я рад, что....
-Я удовлетворен....
Домашнее задание: прием " Изобретательские задачи". Придумайте - какой можно подарить подарок феи Карабосс, чтобы она всегда оставалась бы доброй, веселой, озорнрй.( Стихи сочинить, подарить песню, рисунок, поделку, сделанную своими руками и т. д..)