Программа для общеобразовательных учреждений.Естествознание. Биология. 8 класс. А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова
Submitted by Светлана Анатольевна Гуськова on Tue, 02/04/2013 - 11:23
Программа для общеобразовательных учреждений
Естествознание.
Биология.
5-11 классы
Авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов, Р.А.Петросова
Москва, Владос, 2009 г.
8 КЛАСС
(68 ч,2 ч в неделю)
БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Науки, изучающие организм человека. Некоторые сведения из истории изучения организма человека. Вклад учёеных в развитие знаний об организме человека. Значение знаний о
строении и жизнедеятельности организма человека для улучшения условий жизни человека, сохранения его здоровья,профилактики и диагностики заболеваний.
1. ОБЩИЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
И УРОВНИ ЕГО ОРГАНИ3АЦИИ (5 ч)
Общие свойства организма. Общие свойства и признаки, присущие организмам: возбудимость, движение, рост, дыхание, питание, выделение, обмен веществ, воспроизводство.
Условия поддержания жизни организма: пища, вода, кислород, тепло, давление, социальная среда.
Уровни организации живого. Атомарный, молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный, организменный уровни организации организма человека. Взаимосвязь и иерархичность уровней организации.
Клетка, ее строение, химический состав, жизненные свойства. Строение клетки. Цитоплазма и ядро. Гены. Органеллы клетки. Органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Неорганические вещества клетки: вода, минеральные вещества. Органические вещества клетки: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Жизненные свойства клетки: биосинтез и распад веществ, размножение (деление) клетки, возбудимость клеток. Взаимосвязь клеток и
внутренняя среда организма.
Ткани и органы. Системы органов. Понятие о ткани. Виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. особенности строения клеток тканей и выполняемые
функции. Понятие об органе и системе органов. Понятия об аппарате и функциональной системе органов.
Организм человека как единое целое. Строение тела человека. Части тела и полости. Способы регуляции функций организма: гуморальная и нервная. Биологически активные
вещества и их роль в регуляции функций организма. Само-
регуляция функций в организме. Связь организма с окружающей средой. Влияние различных природных факторов на организм. Адаптации организма к природным факторам. Вза-
имоотношения человека и природы. Биосоциальная природа человека. Биологическая и социальная программы развития организма человека.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов и слайдов, показывающих общие черты строения организма человека, расположения органов и систем органов, микропрепаратов
эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
2. ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА (5 ч)
Железы внутренней секреции. Понятие о железах внутренней секреции (эндокринных железах) и гормонах. Железы смешанной секреции. Строение и функции эндокринных желез: щитовидная железа, околощитовидные железы, гипофиз, эпифиз, тимус, поджелудочная железа, половые железы. Гормоны эндокринных желез и их влияние на организм
человека. Нарушение функций желез эндокринной системы. Регуляция функции эндокринных желез. Гипоталамо-гипофизарная система. Взаимодействие нервно-гуморальных факторов и их нарушение. Стресс как реакция организма на действие факторов среды и роль в нем нервно-гуморальных регуляций. Физиологические изменения в организме человека под воздействием стресса.
Демонстрации: таблиц, схем, рисунков, видеофильмов и слайдов, показывающих строение желез эндокринной системы и нарушений их функций.
двигательные, смешанные. Отделы нервной системы. Периферическая, центральная, соматическая и автономная нервная система. Отделы автономной (вегетативной) нервной системы: парасимпатический и симпатический. Строение и работа автономной нервной системы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Строение рефлекторной дуги. Возбуждение и торможение в рефлекторной деятельности и их взаимодействие.
Спинной мозг. Строение спинного мозга. Белое и серое вещество. Спинно-мозговые нервы и узлы. Функции спинного мозга: рефлекторная и проводниковая. Головной мозг. Строение головного мозга. Отделы головного мозга и их функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок,
средний мозг, rrромежуточный мозг, большие полушария. Зоны коры больших полушарий головного мозга. Значение коры больших полушарий головного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Наследственные нарушения работы мозга. Нарушения работы мозга, вызванные факторами внешней среды:
вирусные инфекции, отравления химическими веществами, сотрясения. Первая помощь при потери сознания человеком. Заболевания нервной системы, связанные с нарушением снабжения мозга кровью: кровоизлияния и травмы.
Демонстрации: таблиц и схем, показывающих общее строение нервной системы, головного, спинного мозга, рефлекторной дуги, вегетативной нервной системы, коленного и зрачкового
рефлексов, моделей головного мозга, видеофильмов и слайдов.
Лабораторная работа. 1. Строение головного мозга человека.
4. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (5 ч)
Кость: состав, строение, рост. Строение и состав костной ткани. Неорганические и органические вещества кости. Виды костей. Длинные (трубчатые), короткие и смешанные кости. Рост костей в длину и в толщину.
Скелет человека. Соединение костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей и конечностей. Кости, образующие отделы скелета. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Первая помощь при повреждениях скелета. Первая помощь при растяжении связок и вывихе суставов. Первая помощь при переломах костей.
Мышцы и их функции. Виды мышечной ткани. Скелетные мышцы. Сердечная мышца. Гладкая мышечная ткань. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Согласованная работа мышц сгибателей и разгибателей. Работа мышц. Утомление при мышечной работе. 3начение работ И.М. Сеченова для физиологии труда. Активный отдых. 3начение физических упражнений для формирования скелета и мышц. 3начение тренировки мышц. Искривления позвоночника: сколиоз, лордоз, кифоз. Плоскостопие. Меры предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Демонстрации: скелета человека, отдельных костей, распилов костей, микропрепаратов костной, хрящевой и волокнистой тканей, приемов первой помощи при повреждениях (травмах) скелета; таблиц, муляжей и моделей, показывающих расположение основных групп мышц человеческого тела и их работу; опыта, доказывающего сравнительную эффективность
статической и динамической работы, влияния нагрузки и ритма работы на развитие утомления, видеофильмов и слайдов.
Лабораторная работа. 2. Строение позвонков.
б. КРОВЬ (4ч)
Функции и состав крови. (Функции крови. Состав крови: неорганические и органические вещества крови. Органы кроветворения. Форменные элементы крови и их функции. Строение и
функции аритроцитов. Переливание крови. Группы крови. Донорство. Резус-фактор. Лейкоциты и их роль в защите организма от чужеродных для него веществ, клеток и тканей.
Иммунитет. Образование антител. Фагоцитоз и выработка антител. Виды иммунитета. Тромбоциты и их роль в реакциях свертывания крови. Противосвертывающие факторы. Нару-
шение свертывания крови - гемофилия.
Демопстрации: микропрепаратов крови, таблиц и схем, показывающих состав крови, строение клеток крови, переливание крови, реакций свертывания крови и иммунного ответа
организма, видеофильмов и слайдов.
Лабораторпая работа. 3. Микроскопическое строение крови лягушки и человека.
6. КРОВООБРАЩЕНИЕ (5 ч)
Система кровообращения. Понятие о кровообращении. Органы кровообращения. Строение сердца. Кровеносные сосуды: артерии, вены и капилляры. Движение крови в организме. Малый
круг кровообращения. Большой круг кровообррщения. Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы. Щикл сердечных сокращений. Регуляция работы сердца: рефлекторная и гуморальная.
Движеrrие крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Скорость тока крови. Движение крови по венам. Перераспределение крови в организме. Лимфатическая система и
движение лимфы в организме.
Предупреясдение сердечно-сосудистых заболевапий. Причины заболеваний сердечно-сосудистой системы. Влияние алкоголя и курения на сердечно-сосудистую систему. 3начение
тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кровотечения и меры первой помощи.
Демонстрации: муляжей и таблиц, покавывающих строение сердца и кругов кровообращения; измерения артериального давления при помощи сфигмоманометра и фонендоскопа;
Приемов оказания первой помощи при кровотечениях; видеофильмов и слайдов.
Лабораторпая работа. 4. Подсчет пульса в разных условиях.
7. ДЫХАНИЕ (4 ч)
Органы дыхания. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Воздухоносные пути. Гортань. Трахея. Бронхи. Легкие. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения.
Жизненная емкость легких. обмен газов в легких. обмен газов в тканях.
Регуляция дыхания и первая помощь при остановке дыхания. Рефлекторная и гуморaльная регуляции дыхания.
Дыхательные рефлексы и их значение для дыхания. Искусственное дыхание.
Болезни органов дыхания и их предупреждение. Заражение через воздух капельными и вирусными инфекциями органов дыхания. Грипп и туберкулез. Предупреждение заболевания органов дыхания. Действие курения на органы дыхания.
Демопстрации: муляжей и таблиц, схем строения органов дыхания, дыхательных движений и их регуляции; модели Дондерса, иллюстрирующей вдох и выдох; функциональных проб с задержкой дыхания; методов оцределения жизненной емкости легких и приемов осуществления искусственного дыхания видеофильмов и слайдов.
8. ПИЩЕВАРЕНИЕ (5 ч)
Органы пищеварения и их функции. Понятие о питании и пищеварении. Питательные вещества. Строение органов пищеварения. Методы изучения пищеварения. Работы
И.П. Павлова по изучению пищеварения. Обработка пищи в ротовой полости. Строение зуба. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Нервная регуляция желудочного сокоотделения. Гуморальная регуляция желудочного сокоотделения. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. 3ащитная роль печени. Функции толстого кишечника.
Заболевания шелудочно-кишечного тракта и их предупреждение. Пищевые отравления и их предупреждение. Кишечные инфекции и борьба с ними. Меры предупреждения кишечных и глистных заболеваний. Влияние алкоголя и никотина на пищеварение.
Демонстрации: модели торса человека, муляжей поперечного распила головы, желудка, печени, таблиц, показывающих строение пищеварительной системы и деятельности
органов пищеварения; опыта, иллюстрирующего действие слюны на крахмал и желудочного сока на белки.
9. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (8 ч)
Обмен веществ. Понятие об обмене веществ. Обмен белков. Обмен углеводов. Обмен жиров. Превращения в организме органических соединений. Обмен неорганических веществ. Регуляция обмена веществ. Витамины. 3начение витаминов. основные витамины. Заболевания, вывванные нехваткой витаминов в пище. Сохра
нение витаминов в пище. Энергетический обмен и питание. Превращение энергии в организме. Расход энергии у людей, занимающихся различными видами труда. Определение норм питания. Понятие о правильном питании. Неправильное питание и вызванные им болезни. Режим питания школьника.
Поддерпсание постоянной температуры тела. Образование и отдача тепла организмом человека. Механизмы терморегуляции. Химическая и физическая терморегуляции. Нервная
и гуморальная регуляции температуры тела. Терморегуляция при разных условиях. Терморегуляция в условиях жары.Терморегуляция в условиях холода. Терморегуляция при
мышечной работе. Изменение температуры тела при простудныx и инфекционных заболеваниях. Тепловой и солнечный удары. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Закаливание организма. Требование к одежде. Роль кожи в процессах терморегуляции. Строение и функции кожи. Обморожения кожи. Ожоги кожи. Первая помощь при обморожениях и ожёгах.
Демопстрации: моделей и таблиц строения кожи; схем, показывающих строение волоса, ногтя, механизмов терморегуляции, приемов оказания первой помощи при тепловом,
солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожениях, видеофильмов и слайдов.
1О. ВЫДЕЛЕНИЕ (2 ч)
Мочевыделительная система. Строение мочевыделительной системы. Почки как органы выделения. Механизм образования мочи. Первичная и вторичная моча. Реryляция процессов образования и выведения мочи. Нервная и гуморальная регуляции процессов выделения. 3аболевание органов выделения и их предупреждение.
Демонстрации: модели и таблицы строения почек; схем,показывающих строение нефрона, образования первичной и вторичной мочи.
11. РА3МНОЖЕНИЕ И РА3ВИТИЕ (4 ч)
Значение цроцессов самовоспроизведения организмов. Органы размножения. Мужская половая система. Женская половая система. Строение и функциональные особенности мужской и женской половой систем. Половое созревание. Половое созревание мальчиков. Половое созреваниедевочек. Характеристика подросткового периода. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Оплодотворение. 3ародышевый период внутриутробного развития. Образование плаценты. Развитие зародыша и плода. Гигиена беременной женщины. Рождение ребенка. Рост и развитие ребенка. Периоды послеутробного развития. Особенности развития человека. Роль социальных условий для развития человека. Акселерация и ее значение.
Демонстрации: таблиц и схем строения половой системы человека, развития зародыша и плода, видеофильмов и слайдов.
12. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (5 ч)
Понятие об органах чувств. Сенсорные системы (анализаторы). Орган зрения. Значение зрения. Строение глаза. Построение зрительного изображения. Нарушения зрени я и их предупреждение. Первая помощь при повреждении глаз. Гигиена зрения. Орган слуха. Строение органа слуха. Функция органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Чувство равновесия. Вестибулярный аппарат, мышечное чувство. осязание. обоняние. Орган вкуса. Взаимозаменяемость органов чувств.
Демонстрации: моделей, муляжей, таблиц и схем строения органов зрения и слуха; зрительных иллюзий и дефектов, функциональной выносливости вестибулярного аппарата,
приемов определения запахов неизвестных веществ; видеофильмов и слайдов.
Лабораторная работа. 5. Определение бинокулярного зрения.
13. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЪНОСТЪ (5 ч)
Безусловные и условные рефлексы. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы и их значение. Образование условных рефлексов. Значение условных рефлексов. Торможение рефлексов и его значение.Особенности высшей первной деятельности человека. Элементарная рассудочная деятельность животных. Речь. Эмоции и их физиологическая rrрирода. Память и мышление.
(Физиологическая природа памяти). Виды памяти. Условияразвития памяти. Сон и бодрствование. Характеристика сна. Физиологическая природа сна. Значение сна и сновидений. Предупреждение нарушений сна.
Нарушение высшей нервной деятельности. Предупреждение нарушений высшей первной деятельности у человека.Влияние алкоголя на нервную систему и поведение человека.
Алкоголизм и борьба с ним.
Демонстрации: безусловных и условных рефлексов человека; выработки условного рефлекса на основе речевого цодкрепления; тестов на проверку внимания, памяти и консерватизма мышления; двойственных изображений, иллюзий, установки, контраста, стрелок, перспективы.
14. ОСНОВЫ ФИ3ИОЛОГИИ ТРУДА (2 ч)
Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Механический и психический компоненты труда.
Формы трудовой деятельности человека. Изменение физиологический функций при физическом и умственном труде.
Работоспособность и утомление.
Деятельность человека в необычных условиях. Приспособление организма к новым условиям жизни. Экологическая физиология как наука об приспособлениях человека к
различным природным факторам среды. Механизмы акклиматизации и адаптации человека к новым факторам среды.
Дмонстрации: видеофильмов, показывающих приспособление человека к жизни в условиях Крайнего Севера, пустыни, высокогорья, невесомости и др.
15. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И СПОСОБЫ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (2 ч)
IIонятие о здоровье и мерах его сохранения. Факторы среды, нарушающие здоровье. Факторы среды, сохраняющие здоровье. Двигательная активность, рациональное питание,
Режим труда и отдыха. Физическое и психическое здоровье организма человека. 3ащитно-приспособительные реакции организма. Защитно-приспособительные реакции организма человека как факторы, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды и адаптацию к условиям существования. Роль гуморальных факторов и нервной системы в защите организма от воздействий среды.
Демонстрации: видеофильмов, показывающих роль факторов среды обитания человека для сохранения физического и психического здоровья.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОСТИЖЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ
3нать и понимать:
· о строение и функции биолоrических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);
· особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии,рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;
· влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.
Уметь:
· приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье;
· доказывать роль окружающей среды как источника веществ и энергии для собственного организма; зависимость состояния собственного здоровья от состояния окружающей среды; влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека;
· узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;
· оценивать: изменения в собственном организме; влияние факторов окружающей среды, факторов здоровья и риска на собственный организм; последствия влияния своей деятельности и образа жизни на собственное здоровье и здоровье окружающих;
· проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления, температуры, массы тела и др.;
· использовать биологические модели при изучении организма человека;
· получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах,способных привести к развитию болезней.
Применять знания и умения:
· соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травмативма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.