III.Мотивация(2мин)
Ассоциативный ряд
|
– Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по маршруту – Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере, а что это будет вместе?
Правильно – «Гидросфера». Итак, тема нашего урока «Гидросфера». Цель урока: обобщить и систематизировать знания по изученной теме.слайд№3
|
Учащиеся говорят, что это составные части Гидросферы.
|
Активизация знаний о частях гидросферы.
|
IV. Обобщение по теме «Гидросфера»
А) Мировой океан(12мин.)
|
слайд №4
Ребята, скажите пожалуйста: Что такое Мировой океан? Назовите пожалуйста части и приведите примеры, покажите на карте: слайд№5
а) океаны, начиная с самого большого
б) моря, виды морей
в) заливы,
г) проливы;
Обобщение слайд№6,7
Итак ребята сейчас мы с вами подведём итог первой части путешествия – работа с карточками.
1.Небольшой участок суши, окружённый со всех сторон водой.
|
|
2. Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана и разделяет участки суши.
|
|
3.Часть океана, более или менее отделённая от него сушей.
|
|
4.Огромный участок суши.
|
|
5.Часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
|
|
6.Скопление островов.
|
|
7.Часть суши, с трёх сторон окружённая водой.
|
|
А. Материк Д. Море
Б. Остров Е. Залив
В. Полуостров Ж. Пролив
Г. Архипелаг
Слайд№8
|
Учащиеся говорят: МО-это самое большое скопление воды на земной поверхности; основная часть гидросферы. Термин «Мировой океан» был предложен российским океанологом Ю. М Шокальским в 1917 г.
Мировой океан представляет собой единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом.
Работа с физической картой Мира
Тихий, Атлантический, Индийский , СЛо
Окраинные и внутренние
Учащиеся внимательно слушают. Смотрят на настенную карту и показывают географические объекты в атласе и на физической карте полушарий и России..
Отвечают на вопросы теста.
|
Развитие памяти.
Развитие практических навыков работы с картой.
Развитие логического мышления.
Развитие умственных способностей.
Концентрация внимания
Ответы могут быть разные, но останавливаемся на тех географических объектах, которые ребята приводят в примерах.
Правильно соотносят определение и понятие
|
Б) Воды суши(15мин)
|
– И так мы продолжаем наш маршрут, движемся по второму этапу- Воды суши: слайд№10
а) реки,
б) озера,
в) болота,
г) ледники,
д) подземные воды,
е)искусственные водоёмы(водохранилища ,каналы, пруды).
.работам в группах и составляем кластер по плану: слайд№11
1. Определение
2. Особенности
3. самое -самое
4. примеры
Экология слайд №12
значение внутренних вод для жизни человека очень велико:
1) внутренние воды – источник питьевой воды;
2) реки, озера, каналы и водохранилища являются широкой и удобной дорогой (транспортное значение);
3) на многих реках строятся ГЭС, которые дают электроэнергию;
4) реки, озера, пруды, водохранилища имеют огромное промысловое значение;
5) подземные воды, содержащие минеральные вещества, являются лечебными и широко применяются в медицине;
6) пресная вода внутренних вод необходима для многих промышленных производств (пр-ва бумаги, тканей, металла, химических продуктов и т.д.);
7) Реки, образуя наносы, создают участки с плодородными землями и сочными травами для выпаса скота;
8) Побережья рек, озер, водохранилищ – прекрасные места для отдыха людей.
Учитель обращается к участникам других групп с вопросом: «Согласны ли вы с этой точкой зрения или думаете иначе?»
Участники других групп высказывают свою точку зрения с позиции отрицательного воздействия внутренних вод на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Внутренние воды могут причинять и вред:
1) разливы на реках и озерах приводят к сильным наводнениям, т.е. к стихийным бедствиям, в результате которых гибнут люди, разрушаются хозяйственные объекты;
2) подземные воды, размывая горные породы, образуют пустоты, что приводит к образованию карстовых провалов, это препятствует строительству;
3) малые реки, ручьи способствуют образованию оврагов, что мешает распашки земель;
4) большое кол-во болот препятствует развитию сельского хозяйства.
Обобщение: Учитель подводит к тому, что
человек обязан очень бережно относиться к этому компоненту природы, который является частью водной оболочки Земли. Гидросфера находится в тесном взаимодействии с другими оболочками Земли, образует единый комплекс, частью которого и является человек.
|
Ребята делают вывод о том, что больше положительного в значении внутренних вод для жизни человека.
|
Развитие познавательного интереса к предмету.
Развитие логического мышления.
Развитие монологической речи. Умение слушать товарища.
Умение высказывать свое мнение.
Умение работать с картой.
Развитие памяти, внимания.
Способность делать выводы и обобщения.
Воспитание бережного отношения к пресной воде.
|
Б). Вода в Атмосфере(7мин)
|
И так следующий и последний этап маршрута:
Воды атмосферы: а) водяной пар,
б) капельки туманов и облаков,
в) снег
Знал- знаю - узнал
Приметы, пословицы. Дневник наблюдения
|
Оценивают свою деятельность и деятельность товарища.
|
Умение высказывать свое мнение.
|