Этап урока
|
Задачи, реализуемые учителем на определенном этапе
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Организационный этап.
|
Дидактические задачи: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение внешне благоприятной обстановки для работы на уроке; психологический настрой учащихся на участие в различных видах деятельности.
|
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).
Мотивирует на учебную деятельность.
|
Приветствуют учителя.
Демонстрируют внешнюю готовность к уроку.
Настраиваются на учебную деятельность.
|
Этап актуализации знаний и умений учащихся (их глубокой, всесторонней проверки).
|
Дидактические задачи: установить правильность понимания ранее изученного материала, уровень владения им; выяснить, насколько дети смогут этим материалом воспользоваться для восприятия и осознания новой информации; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; произвести подготовку к изучению нового материала через восполнение знаниевых (умениевых) пробелов.
|
Актуализируя знания учащихся, организует фронтальную беседу-опрос («Веселая разминка») по вопросам, представляющим содержательный блок "Экономика" (контекст «Что такое экономика, ее целевые установки», «Экономика как деятельность. Структурные элементы экономики», «Экономические деятели», «Экономические ресурсы. Факторные доходы»). Вопросы, адресованные учащимся, касаются как текущего изученного материала, так и содержания программного материала прошлых лет (задача учителя – выяснить, насколько дети владеют ранее пройденным материалом, насколько они смогут им воспользоваться для восприятия и осознания новой информации). Поощряет учащихся клиотонами за производство правильных ответов, за существенные дополнения к ответам на основные экспресс-вопросы (слайды №№ 3-21).
|
Отвечают на поставленные вопросы, используя возможности интерактивной доски (заполняют пробелы в схеме/слайд № 6; открывают "шторку", проверяя свои ответы/слайд № 7; перемещая словесные позиции, соотносят содержимое первого столбца со вторым/слайд № 9; вписывают нужные слова/слайд № 12). «Зарабатывают» клиотоны (клиотон - жетон с изображением богини истории Клио).
|
Просит отдельных учащихся высказаться по вопросу "Факторы производства" (дать характеристику основных групп экономических ресурсов: "Земля", "Труд", "Капитал") с целью предварить рассмотрение последующего материала. |
Дают полноценные развернутые ответы в заданном «ключе», по просьбе учителя производят необходимые выводы. Получают клиотоны. |
Этап подготовки учащихся к усвоению нового материала.
|
Дидактическая задача:организовать и целенаправить учебно-познавательную деятельность учащихся.
|
Распространяется о категории "Предпринимательство" (напоминает учащимся суть-содержание характеристики данного ресурса). Акцентирует внимание учащихся на факторе производства "Информация", производя экскурс в историю коммуникации (ее происхождение и эволюцию) (слайды №№ 23-27).
|
Усваивают услышанное и увиденное (слайды №№ 23-27) в режиме диалогового общения с учителем.
|
Оглашает тему урока, обращая внимание учащихся на слайды №№ 28-30.
|
Работая со слайдом № 29, записывают формулировку темы в тетрадь.
|
Говорит о преемственности изучаемого материала (обществоведческие курсы 6-го, 7-го, 8-го классов/тематические блоки "Экономика", "Духовная сфера. Общение. Информация").
|
|
Озвучивает пункты плана вновь рассматриваемого материала; просит учащихся попытаться сформулировать обучающие задачи урока. Заслушав версии учащихся, подытоживает сказанное ими, формулирует образовательные и развивающие задачи урока (слайд № 31).
|
Работая со слайдом № 30, производят суждения относительно формулирования образовательных задач урока.
|
Этап усвоения новых знаний.
|
Дидактические задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале, основной идее рассматриваемого вопроса, понятийном аппарате; добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей и средств, приведших к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
План рассмотрения нового материала:
1. Информация. Информация как фактор производства.
2. Реклама-источник информации:
а)понятие "реклама";
б)из истории рекламы;
в)виды рекламы;
г)критерии рекламы;
д)роль рекламы в обществе.
3. Реклама образовательной услуги.
|
Озадачивает учащихся выполнением задания под названием "синквейн" (слайды №№ 33-35). Делит учащихся на две условные группы (по вариантам; либо в парах по желанию). Тема синквейна группы № 1 - "Информация", синквейна группы № 2 - "Информация как фактор производства". Демонстрирует схему выполнения синквейна (слайд № 35). Обращает учащихся к странице учебника № 22 (учебник издательства "Вентана-Граф"). Говорит об использовании информации учебника, о возможности привлечения уже имеющихся знаний, о попытке произвести рифмованный вариант синквейна. Инструктирует учащихся, корректирует их работу.
|
Обретая возможность блеснуть эрудицией, продемонстрировать свои аналитические и творческие способности, производят синквейн. Желающие репродуцируют результат своего труда на интерактивной доске (функция "Пишущее перо").
|
Подытоживая ответы учащихся, обращает их внимание на значимость информационного ресурса (с духовной и экономической точек зрения) в условиях функционирования современного общества. Демонстрирует свои варианты синквейнов.
Организует работу с заданием № 10 «Источники получения информации" из рубрики "Поймите себя"/стр. 25 учебника издательства «Вентана-Граф» (слайд № 38). Дает время на осмысление содержания вопросов. Просит высказаться.
|
Представляют свои сужденческие позиции. Расставляют приоритеты в источниковой базе получения информации, работая с интерактивной доской (перемещают словесные позиции, расставляют их в правильном, с их точки зрения, порядке) (слайд № 39/функция "Движущийся объект").
|
Знакомит учащихся с понятием "Реклама". Предлагает, проанализировав определение, изыскать в нем слова о функциональном назначении рекламы.
|
Работая со слайдом № 40, производят вывод. На интерактивной доске выделяют нужное (эффект "Подчеркивание").
|
По вопросу № 2/б предлагает учащимся прочитать материал на стр. 22-23 (учебник издательства "Вентана -Граф"), затем выслушать рассказ учителя на тему «Происхождение рекламы» (слайд № 42). Рассказ производит в режиме общения с учащимися, в диалоговой форме.
|
Знакомятся с учебным материалом. В беседе с учителем дополняют его рассказ.
|
Спортивно-музыкальная пауза (слайд № 43). Просит учащихся самостоятельно укомплектоваться в группы (компоновка в группы происходит в форме игровой «физкультминутки»: учащиеся наклоняются либо приседают, находят с внутренней стороны столешниц парт спрятанные там номера групп). Представляет учащимся различные классификационные подходы к градации рекламы. В процесс объяснения вкрапляет игровой соревновательный момент и практическое применение только что полученного нового знания (слайды №№ 44-62).
|
В течение минуты, пока звучит музыка (х./ф. «Иван Васильевич меняет профессию»/А. Зацепин «Бег в обратную сторону»), распределяются по группам ("физкультминутка"). Усваивают и осваивают новое знание о классификации рекламы. Участвуют в игре "Узнай вид рекламы" (группа, отвечающая быстрее других, вознаграждается клиотонами).
|
По вопросу № 2/г организует лабораторный практикум - детский интерактив в парах по поводу изучения выдержки из закона РФ "О рекламе" (слайды №№ 63-65).
|
Работая в парах, осмысливают содержание правового источника, осуществляют поиск информации о том, каким критериям должна отвечать реклама. Производят выписки в тетрадь. Представляют результат анализа документа в устной форме.
|
Выявляет уровень первичного осмысления материала о параметрах, признаках и качестве рекламы. Раздает рекламные буклеты розничной сети "Проспект", просит тщательно их просмотреть на предмет выявления несоответствия рекламной продукции требованиям, предъявляемым к ней (задание "Найди ошибку"). Демонстрирует видеоисточники (интернет-ролики), просит выполнить аналогичное задание (слайд № 66).
Демонстрирует видеоролик "Аккаунт" (слайд № 67). Организует беседу с учащимися по вопросам: "Можно ли данный ролик квалифицировать как обучающий?" (да), "Можно ли этот ролик трактовать как рекламный?" (да), "Что рекламирует данный ролик?" (образовательную интернет-услугу).
|
Работают с рекламными буклетами, с видеоисточниками. Производят собственные оценочные суждения, отвечая на вопрос: "Содержит ли данная рекламная продукция какое-либо несоответствие заданным законодательным параметрам?"
Осмысливая увиденное, делятся своим мнением.
|
"Вызывает" учащихся на разговор об услугах посредством воспоминаний (контроль пройденного программного материала с использованием детьми "голосующих" карточек//фронтальная работа; карточка красного цвета - "да", карточка синего цвета - "нет") (слайды №№ 68-73). Визуально определяет процент правильных ответов.
|
Коллективно одномоментно поднимают вверх карточки (красные либо синие), отвечая на вопросы.
|
С целью осуществить переход к следующему моменту урока, мотивирует учащихся на участие в нем проведением социологического опроса (в пределах аудитории, если урок открытый, и присутствуют гости; либо за пределами учебного класса, в рамках школьного пространства). Делит учащихся на группы по интересам, выдает листы с вопросами ("Нуждается ли современная система образования в рекламировании своих услуг?", "Почему?", "Сведения о чем (о ком) может содержать реклама подобного рода?"), инструктирует по поводу проведения соцопроса (слайды №№ 74-75).
Обобщая ответы учащихся, формулирует вывод о востребованности социально-образовательной рекламы.
|
Проводят социологический опрос. Обрабатывают результаты. Представители групп оглашают полученные данные.
|
Группам в том же составе предлагает произвести творческий практикум на тему "Реклама образовательной услуги" ( презентацию в программе PowerPoint, любой альтернативный вариант). Демонстрирует в качестве образцов свой рекламный проект "Учебник обществознания" (слайды №№ 76-85), рекламный буклет ЮУрГУ "Факультет экономики и предпринимательства". В ходе демонстрации дает пояснения относительно выполнения данного задания. Рассаживает детей за компьютеры, дает время на выполнение задания. Консультирует учащихся.
Приглашает представителей групп к доске, предлагает презентовать результат своего труда (продемонстрировать, озвучить). Завершает работу по освоению нового материала обобщающими фразами.
|
Работая за компьютерами, используя возможности Интернет-пространства, "творят" рекламные проекты: группа № 1-"Реклама учебного пособия"; группа № 2-"Реклама образовательного учреждения", группа № 3-"Реклама учебной дисциплины"; группа № 4-"Любимый учитель".
Презентуют свои "изыски", работая с интерактивной доской.
|
Этап закрепления нового материала.
|
Дидактические задачи:установить уровень первичного осмысления нового содержания программного материала; устранить обнаруженные пробелы; закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.
|
Систематизирует знания учащихся, организуя фронтальную беседу с классом по ключевым терминологически позициям (слайд № 86). Корректирует ответы учащихся.
|
Объясняют термины и понятия, пытаются сформулировать их определения (самостоятельно).
|
Проводит фронтальную письменную проверочную работу «Да-нет» (на соотнесение утвердительного/ отрицательного ответа и определения понятия). Просит произвести обмен тетрадями, осуществить взаимопроверку. |
Участвуют в контроле повторительно-обобщающего свойства; работая в парах, осуществляют взаимопроверку. |
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.
|
Дидактические задачи:сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения; определить требования к результатам выполнения домашнего задания.
|
Инструктирует учащихся относительно выполнения домашнего задания (произвести рекламный буклет "Учебник обществознания А. И. Кравченко") (слайд № 87).
|
Осмысливают содержание домашнего задания, записывают его формулировку в дневник (тетрадь).
|
Этап подведения итогов урока.
|
Дидактическая задача- сформулировать выводы, итоги, нравственные уроки, значение учебного материала темы занятия.
|
Формулирует выводы, итоги, нравственные уроки, значение учебного материала темы занятия.
|
Осмысливают результаты проделанной работы.
|
Просит произвести знаниевую рефлексию: перевести количество заработанных за урок клиотонов в оценку (слайд № 88).
|
Предполагают свой результат/результаты в «оценочном эквиваленте» (можно было использовать возможность заработать за урок несколько оценок). |
Просит произвести психологическую рефлексию: по сигналу учителя поднять вверх «голосующую» карточку красного цвета (в случае, если урок понравился), карточку синего цвета (если урок не вызвал положительных эмоций). |
Выражают свое удовлетворение или недовольство произошедшим на уроке. |
На: Информация как фактор производства. Источник информации - ре
Урок прекрасный. Описание изумительное. Рекомендую всем. Ольга Владимировна! Вы большая умница! Так держать!
На: Информация как фактор производства. Источник информации - ре
Спасибо за возможность познакомиться с Вашим опытом. На уроке использованы интересные формы работы с разнородными источниками социальной информации, что делает урок насыщенным, ярким. Позволите совет? Имея в классе интерактивную доску (к сожалению, Вы не указали модель, а потому конкретнее не скажу), можно не только организовать работу с линейными ЦОРами, используя отдельные инструменты ИД, но и создать ЦОР в программном обеспечении доски. Таким образом Вы добавите ресурсу и уроку интерактивности. Качество представленной разработки свидетельствует о том, что у Вас достаточно высокий уровень ИК-компетентности, а, следовательно, Вы сможете освоить и ПО для доски. А, освоив, увидете новые возможности, которые дают ЦОРы, созданные таким способом, для организации и проведения урока.
Ну, и, конечно, работая на отдельными слайдами, следует соблюдать чувство меры. Графика, изображения, анимационные эффекты тоже должны работать на достижение целей урока.
Творческих успехов!
Все будет хорошо! Я узнавала!