Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка""

Данные об авторе
Автор(ы): 
Томилова Наталья Альбертовна
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

 

1)    знакомство с определением художественного образа, его признаками;

2)    формирование умения определять художественный образ в произведении по его признакам.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Ф. Курдюмова "Литература" 8 класс

С.И. Ожегов "Толковый словарь"

"Словарь литературоведческих терминов"

А.С. Пушкин "Капитанская дочка"

Используемое оборудование: 

Компьютер, экран, проектор

Краткое описание: 
<p> На уроке обучающиеся &nbsp;учатся находить художественный образ в произведении;</p> <p> &nbsp; развивают умение анализировать текст художественного произведения;</p> <p> &nbsp;воспитывают в себе любовь к родному языку и художественному слову.</p> <p> &nbsp;</p>

 

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Чулымского района

 

 

 

Муниципальный сетевой конкурс «Школа года»

Номинация:   урок года

Тема урока: «Образ Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»»

 

 

Выполнила: Томилова Наталья Альбертовна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧУЛЫМ 2013

 

 

Тип урока:  объяснение нового материала

Цели урока:

1)    знакомство с определением художественного образа, его признаками;

2)    формирование умения определять художественный образ в произведении по его признакам.

Задачи:

1)    учиться находить художественный образ в произведении;

2)    развивать умение анализировать текст художественного произведения;

3)    воспитывать любовь к родному языку и художественному слову.

 

Методы: сообщение учителя и учеников, самостоятельная работа, работа с текстом произведения

Оборудование: компьютер, экран, проектор

 

Ход урока

I.Организационный момент

- Приветствие.

II. Работа по теме урока

1.     Ученики  читают заранее приготовленные стихи (проверка индивидуального домашнего задания). Чтение сопровождается презентацией.  (Приложение)

- Отрывок из стихотворения А. Блока «Незнакомка» (Слайд 2,3)

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.



И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

 

- С.Есенин «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (слайд 4-6)

 

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

 

2.     Беседа

- Что объединяет эти стихотворения? (общая тема: о женщине)

- Что помогло нам определить тему, объединяющую  стихи? (в стихах говорится о женщине)

- Авторы в своих стихах рисуют портреты конкретных женщин или они создают какой-то обобщённый образ? (создают обобщённый образ)

-Что же такое образ? (Заранее приготовленные ученики читают определение образа из «Толкового словаря» Ожегова и из словаря литературоведческих терминов (проверка индивидуального домашнего задания).  В тетрадь записывается  определение художественного образа.) (Приложение, слайд 7,8)

 

«Толковый словарь» Ожегова С.И.

 ОБРАЗ 1,-а, мя. -ы, -ов, м. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое, наглядное представление о ком-чем-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль). 6. чего. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий. * Главным образом - преимущественно. Работает главным образом в лаборатории. Каким образом? - как, при каких обстоятельствах, каким способом. Каким образом он здесь очутился? Таким образом - 1) так, таким способом. Поспи/паи именно и только таким образом; 2) вводн. сл. и с знай. союза, выражает отношение связи, вывода, значит, следовательно. Он извинился, таким образом, все в порядке. И таким образом, взнач. союза- выражает следствие, результат. Зашли глубоко в лес и таким образом заблудились. Решительным образом - то же, что решительно (см. решительный в 5 знач.). Равным образом (книжн.) - в любом случае одинаково. По образу пешего хождения (разг. шутл.) - пешком. || прил. образный, -ая, -ое (к 1 и 4 знач.). Образное мышление. О. строй романа.

 

ОБРАЗ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе. || уменьш. образок, -зка, м. || прил. образной, -ая, -ое.

 

«Словарь литературоведческих терминов»

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ— совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму, самый способ существования произведения с точки зрения его воздействия на читателя.

- Итак, мы узнали с вами, что такое образ. Тема нашего урока сегодня «Образ Маши Мироновой». Эпиграфом  к уроку послужит эпиграф к главе 12, которая называется «Сирота». (Слайд  9)

Как у нашей у яблонки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.

 Как вы думаете, что мы будем делать дальше? (Определять, из чего же складывается художественный образ) Помогать нам в этом будет текст повести.  В конце урока мы вернёмся к прочитанным стихам и попробуем определить, какие же женские образы  в них созданы. А теперь обратимся к тексту.

3. Работа с текстом повести (проверка домашнего задания).

- Из глав 3, 4, 5, 10, 12, 14  ученики зачитывают отрывки, в которых говорится о Маше Мироновой. Учитель акцентирует внимание на значимых приметах героини.

-Какие основные характеристики или совокупность каких значимых примет героини можно выделить?  Их всего четыре (внешность, манера поведения, характер, поступки) (Слайд 10)

- Рассмотрим таблицу. (Таблица раздаётся каждому ученику)

Образ Маши Мироновой

Внешность

Манера поведения

Характер

Поступки

«Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.»

«В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна вошла с улыбкою на бледном лице. Она оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему просто и мило.»

 

«Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку».

«Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. «Я так и обмерла…»

«Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию».

«Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок».

«Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца».

«Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы».

«Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила».

 

«Смела ли Маша?» — отвечала ее мать. — «Нет, Маша трусиха».

«Я в ней нашел благоразумную, и чувствительную девушку».

«А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович».

«Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей».

«Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию».

«Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце ее сильно билось и замирало».

«Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала ее, что она с трудом могла держаться на ногах».

«Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцаловала».

 

«Проснувшись подозвал я Савельича, и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал».

«Марья Ивановна от меня не отходила. Разумеется, при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. «Но подумай хорошенько» — прибавила она: — «со стороны твоих родных не будет ли препятствия?»

«Я показал письмо Марьи Ивановне, которая нашла его столь убедительным и трогательным, что не сомневалась в успехе его, и предалась чувствам нежного своего сердца со всею доверчивостию молодости и любви».

«Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: «Видно мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…» «Нет, Петр Андреич», — отвечала Маша — «я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую — бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…»

«Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания, и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти».

«Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург, и что она просит дать ей способ отправиться».

«Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность».

«На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад.

— Ах, неправда! — вскрикнула Марья Ивановна.

— Неправда, ей богу, неправда! Я знаю все, я все вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня. — Тут она с жаром рассказала все, что уже известно моему читателю».

«В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню…»

 

 

- Итак, из приведенной таблицы мы можем определить, какой же образ нарисовал перед нами Пушкин? Какая она, Маша Миронова?  (характеристика записывается в тетрадь) (Слайд 11)

Милая; скромная, почтительная;  воспитанная в христианских традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах; в чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в критических ситуациях.   

 

III. Подведение итогов

- Итак, образ – это совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму.

-  Какие значимые приметы помогли нам увидеть сегодня образ главной героини повести? Ответить вам поможет мозаика. Вы должны соотнести характеристику образа с его составляющими, и у вас получится портрет Маши.  (Слайд 12)

 

(Портрет героини распечатывается и разрезается на восемь частей.  На обороте каждой части записывается составляющая образа и характеристика. Обучающиеся должны правильно соотнести их между собой, чтобы восстановить портрет.)

 

1 Внешность

Милая

2  Манера поведения

 

Скромная, почтительная

 

3 Характер

Воспитанная в христианских  традициях, свято им преданная, верная в своих чувствах

 

4 Поступки

В чем-то робкая, трусиха, но смелая и решительная в  критических ситуациях

 

 

\

 

- Вернёмся к стихам, которые прозвучали в начале урока. Попробуйте определить, образ  какой женщины создал Блок? (женщины-загадки, женщины-тайны), Есенин? (женщины-песни, мечты).

- О чем говорили сегодня на уроке? ( О том, что такое образ)

- Если в произведении будет дано только описание внешности или поступков героя, или манеры его поведения, или характера, будем ли мы это считать образом? (Нет, образ – это совокупность каких-либо ярко выраженных примет, характерных для конкретного человека).

- С понятием образа мы встречаемся не только в литературе. Образ есть в живописи, сегодня вы видели это в презентации. Образы присутствуют а архитектуре, скульптуре. Изучая историю, мы также встремаем это понятие, когда изучаем личность какого-либо исторического деятеля, например, Петра I, или целую историческую эпоху, например, образ Екатерининской эпохи.

IV. Домашнее задание

- Повторить, что такое эпитет, метафора, сравнение, антитеза.  Письменно ответить на вопрос: как эпиграф к уроку, взятый из повести, соотносится с темой урока?

 

Прикрепленный файл Size
Образ Маши Мироновой.pptx 627 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн