Автор:
Олевская Людмила Николаевна
Место работы:
учитель информатики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 с углубленным изучением физики и технических дисциплин», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск
Уроки информатики для 3 класса по теме «Документ как информационный объект»
Класс: 3
Тема урока: Документ как информационный объект
Цель урока: Сформировать представление о документе как об информационном объекте.
Расширить представление учащихся о видах документов, используемых в жизни человека.
Сформировать первичное представление об «электронном» документе.
Развивать память, внимание, умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитывать интерес к предмету.
Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, компьютер. Проектор, презентация к уроку, реальные документы или их копии.
Ключевые понятия: документ. Электронный документ, факт, право, справка, паспорт, диплом, свидетельство, сертификат, технический документ, чертёж, память компьютера.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ход урока:
Этапы урока |
Время
|
Работа учителя
|
Работа учащихся
|
ЦОР к уроку
|
- Вводная часть
|
|
|
|
|
Организационный момент
|
2-3 мин
|
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Проверьте готовность рабочего места.
|
|
|
- Основная часть
|
22 мин
|
|
|
|
|
|
Предлагаю начать урок с просмотра отрывка из мультфильма. Он поможет вам определить тему урока.
|
|
Просмотр отрывка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
|
|
|
- Какой вопрос у вас возник?
-О чем будем беседовать на уроке?
- Назовите тему урока.
|
- Я, думаю, мы будем беседовать на уроке о документе.
- А я сомневаюсь как правильно говорить доку/мент или докуме/нт.
|
|
Тема урока
|
|
|
Тема урока: Документ
|
|
Тема урока: Документ как информационный объект.
|
|
Слайд презентации
|
Целеполагание
|
|
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?
|
- Как правильно документ или документ?
-Что такое документ?
-Какие бывают документы?
-Какие у на есть документы?
|
|
Работа с учебником, словарями, справочниками.
|
4 мин
|
- Как вы можете сейчас ответить на эти вопросы.
- Где мы найдем точные ответы.
|
- В учебнике, в словаре, в справочнике, в Интернете
|
Ищут ответ в учебнике и дополнительной литературе.
|
|
|
|
учебник стр. 132
Документ – это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
|
Слайд презентации
|
Работа в группах
|
5 мин
|
Задание группам.
1 группа: Прочитайте текст на странице учебника 132-134.
Выпишите примеры документов.
2 группа: Прочитайте текст на странице учебника 135. Ответьте на вопрос.
Как правильно обращаться с документами?
3 группа: Прочитайте текст на стр. 135 и ответьте на вопрос. Как изменилось понятие «документ» с появлением компьютера?
|
|
|
Ответы групп.
|
4 мин
|
|
1 группа: справка от врача, билет на поезд, самолет, автобус, свидетельство о рождении, паспорт, аттестат об образовании, удостоверение, сертификат, диплом, технические документы (чертёж, схема…) и другие.
2 группа: Документы нужно беречь от порчи и потери.
3 группа: С появлением компьютера значение слова «документ» стало шире. Появилось понятие «электронный документ». Электронный документ – это набор данных, которые хранятся в памяти компьютера.
|
Слайды презентации
|
|
|
Какие электронные документы находятся в папке Петрова Ивана.
|
Два документа весна, один - успеваемость
|
Слайд презентации
|
|
|
Какие данные в них хранятся?
|
текстовые, графические, числовые
|
Слайд презентации
|
Физминутка.
|
3 мин
|
|
|
|
Первичное закрепление.
Работа в парах
|
5 мин
|
Задание: Выбрать документы.
|
Дети выбирают документы и объясняют свой выбор
|
раздаточный материал – документы или их копии
|
Работа в рабочей тетради стр.72
|
6 мин
|
Выполнить задание в тетради №1-4
|
Взаимопроверка взаимооценивание работ.
|
|
Итог урока
|
3 мин
|
С каким новым понятием познакомились на уроке?
Что такое документ? Какие бывают документы?
Приведите примеры документов? Какие документы есть у вас?
Какие электронные документы хранятся в вашей папке на компьютере?
|
|
Слайд презентации
|
Домашнее задание
|
2-мин
|
Составить рассказ на тему «Что я знаю о документах», тетрадь стр. 73 № 5-7
|
Записывают в дневники
|
|
Рефлексия
|
3 мин
|
Оцените свою работу на уроке заполните таблицу (приложение 2)
|
Заполняют таблицу
|
|
Оцени себя Фамилия Имя__________________________
Формируемые УУД |
ученик
|
Личностные действия
|
Работал с желанием
|
|
Работать было не интересно
|
|
Регулятивные действия
|
Организовал рабочее место хорошо
|
|
Организовал рабочее место плохо
|
|
Задания выполнял легко
|
|
возникли сложности при выполнении заданий
|
|
Коммуникативные действия
|
Работал в группе, паре
|
|
Работал самостоятельно
|
|
Задавал вопросы, участвовал в диалоге
|
|
Познавательные действия
|
Узнал новое
|
|
Ничего нового не узнал
|
|
Работал с учебником, словарем, и т.д.
|
|
Оценка за урок
|
|
Источники информации
Презентация
Урок 2. Класс: 3
Тема урока: Электронный документ и файл.
Цель урока: Сформировать первичное представление о видах памяти и показать отличительные особенности разных видов памяти.
Развивать представление об организации хранения электронных документов во внешней памяти компьютера.
Формировать элементарные навыки поиска файлов и папок.
Развивать память, внимание, словарный запас, умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитывать интерес к предмету.
Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, компьютер. Проектор, презентация к уроку, кластеры.
Ключевые понятия: документ: память компьютера, внутренняя память, внешняя память, файл, имя файла, папка, окно.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ход урока:
Этапы урока |
Время
|
Работа учителя
|
Работа учащихся
|
ЦОР к уроку
|
- Вводная часть
|
|
|
|
|
Организационный момент
|
2-3 мин
|
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Проверьте готовность рабочего места.
|
|
|
- Актуализация знаний
|
5 мин
|
-Вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
- Что вы можете рассказать о документе.
-Приведите примеры документов.
- Как нужно обращаться с документами?
- Что такое электронный документ?
|
- Документ как информационный объект.
Документ – это деловая бумага, подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
-С правка от врача, билет на поезд, самолет, автобус, свидетельство о рождении, паспорт, аттестат об образовании, удостоверение, сертификат, диплом, технические документы (чертёж, схема…) и другие.
- Документы нужно беречь от порчи и потери.
- С появлением компьютера значение слова «документ» стало шире. Появилось понятие «электронный документ».
- Электронный документ – это набор данных, которые хранятся в памяти компьютера.
|
слайд
|
Тема урока
|
2 мин
|
Рассмотрим на уроке подробнее электронный документ и память компьютера.
|
|
слайд
|
Основная часть
|
18 мин
|
|
|
|
Работа с учебником с. 137
|
|
- Прочитайте внимательно текст на с 137 и ответьте на вопрос: Какой бывает память компьютера?
|
Память бывает внутренняя и внешняя.
|
слайд
|
-Чем внутренняя память отличается от внешней.
|
При выключении компьютера данные и программы во внешней память пропадают, во внешней сохраняются.
|
слайд
|
Что такое файл?
|
|
Слайд презентации
|
Работа в группах
|
5 мин
|
- Перед вами конверты с кластерами (табличками) Разложите их правильно. Расскажите о памяти компьютера.
|
Раскладывают кластеры «Память компьютера»
|
|
Физминутка.
|
3 мин
|
|
|
|
Первичное закрепление.
|
5 мин
|
|
|
|
Работа в рабочей тетради стр.72
|
Выполнить задание в тетради №1-5
|
Взаимопроверка взаимооценивание работ.
|
|
Итог урока
|
3 мин
|
|
|
Слайд презентации
|
Домашнее задание
|
2-мин
|
Составить рассказ на тему «Электронный документ. Память компьютера», тетрадь стр. 79 № 6-7
|
Записывают в дневники
|
|
Источники информации
Презентация
Урок 3. Класс: 3
Тема урока: Обработка информации.
Цель урока: Познакомить учащихся с новым действием с информацией – ее обработкой..
Расширить представление учащихся о видах документов, используемых в жизни человека.
Рассмотреть обработку различных видов информации: тестовой, числовой, графической.
Обобщить сведения о действиях с информацией
Развивать память, внимание, информационную культуру учащихся..
Воспитывать интерес к предмету.
Материальное обеспечение урока: учебник, тетрадь, компьютер. Проектор, презентация к уроку.
Ключевые понятия: обработка информации, виды информации, программа..
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность рабочего места.
Актуализация знаний
Учитель: Ребята, вспомните, какие действия с информацией выполняет человек? (слайд 1)
Каким способом можно представить информацию? (слайд 2)
С какими видами информации мы познакомились на предыдущих уроках? (слайд 3)
Какое действие с информацией мы еще не рассматривали на уроке, но которое выполняем на каждом уроке – ЭТО…
Дети: Обработка информации.
Тема урока.
Учитель: Как вы уже догадались, тема урока…
Дети: Обработка информации.
Учитель: На какие вопросы мы хотим получить ответы?
Дети: Что такое обработка информации?
Какую информацию обрабатывает человек и компьютер?
С помощью чего происходит обработка данных? (информации)
«Открытие» новых знаний
Работа с учебником с.67.
- Где мы найдем ответы. (Дети: в учебнике)
Дети ищут в учебнике ответы на поставленные вопросы.
учебник стр. 67
Работа в группах
Ответы групп.
1 группа:
Обработка информации – это одно из действий с информацией. (слайд)
2 группа:
Человек и компьютер обрабатывают текстовую, числовую, графическую и звуковую информацию.
3 группа:
Обработка данных компьютером происходит с помощью программ, которые, как и данные, находятся в его памяти.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Работа в тетради стр.49
Выполнить задание в тетради №1
Учитель: Поменялась форма представления информации? (да. Графическая-числовая)
Изменился смысл? (нет)
Компьютерный практикум
Выполнить задание в тетради №2
Учитель: Какой вид информации мы будем обрабатывать? (числовую)
С помощью какой программы мы это можем сделать? (Калькулятор)
Физминутка.
Самостоятельная работа
Выполнить задание в тетради №7-11
Итог урока
Что нового, вы, узнали на уроке?
Дети: Обработка информации – одно из возможных действий с информацией.
Человек может обрабатывать различную информацию в своей памяти.
Компьютер – это устройство, которое может обрабатывать числовую, текстовую, графическую и звуковую информацию с помощью программ.
При обработке информации может меняться смысл и форма представления, а может и не меняться.
Рефлексия
Если вы хорошо поработали на уроке, все поняли и можете рассказать товарищам, маме, поднимите зеленое сердечко.
Если у вас возникли трудности на уроке и вам нужно еще поработать над темой – желтое.
Если вам было очень трудно – красное.
Домашнее задание: Составить рассказ об обработке информации. Тетрадь с. 52-62 № 4-6, 10.
Спасибо за урок.
Презентация
Приложение
Оцени себя Фамилия Имя__________________________Оцени себя Фамилия Имя_______________________
Формируемые УУД |
ученик
|
Формируемые УУД
|
ученик
|
Личностные действия
|
Работал с желанием
|
|
Личностные действия
|
Работал с желанием
|
|
Работать было не интересно
|
|
Работать было не интересно
|
|
Регулятивные действия
|
Организовал рабочее место хорошо
|
|
Регулятивные действия
|
Организовал рабочее место хорошо
|
|
Организовал рабочее место плохо
|
|
Организовал рабочее место плохо
|
|
Задания выполнял легко
|
|
Задания выполнял легко
|
|
возникли сложности при выполнении заданий
|
|
возникли сложности при выполнении заданий
|
|
Коммуникативные действия
|
Работал в группе, паре
|
|
Коммуникативные действия
|
Работал в группе, паре
|
|
Работал самостоятельно
|
|
Работал самостоятельно
|
|
Задавал вопросы, участвовал в диалоге
|
|
Задавал вопросы, участвовал в диалоге
|
|
Познавательные действия
|
Узнал новое
|
|
Познавательные действия
|
Узнал новое
|
|
Ничего нового не узнал
|
|
Ничего нового не узнал
|
|
Работал с учебником, словарем, и т.д.
|
|
Работал с учебником, словарем, и т.д.
|
|
Оценка за урок
|
|
Оценка за урок
|
|
Оцени себя Фамилия Имя__________________________Оцени себя Фамилия Имя_______________________
Формируемые УУД |
ученик
|
Формируемые УУД
|
ученик
|
Личностные действия
|
Работал с желанием
|
|
Личностные действия
|
Работал с желанием
|
|
Работать было не интересно
|
|
Работать было не интересно
|
|
Регулятивные действия
|
Организовал рабочее место хорошо
|
|
Регулятивные действия
|
Организовал рабочее место хорошо
|
|
Организовал рабочее место плохо
|
|
Организовал рабочее место плохо
|
|
Задания выполнял легко
|
|
Задания выполнял легко
|
|
возникли сложности при выполнении заданий
|
|
возникли сложности при выполнении заданий
|
|
Коммуникативные действия
|
Работал в группе, паре
|
|
Коммуникативные действия
|
Работал в группе, паре
|
|
Работал самостоятельно
|
|
Работал самостоятельно
|
|
Задавал вопросы, участвовал в диалоге
|
|
Задавал вопросы, участвовал в диалоге
|
|
Познавательные действия
|
Узнал новое
|
|
Познавательные действия
|
Узнал новое
|
|
Ничего нового не узнал
|
|
Ничего нового не узнал
|
|
Работал с учебником, словарем, и т.д.
|
|
Работал с учебником, словарем, и т.д.
|
|
Оценка за урок
|
|
Оценка за урок
|
|
-
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Обучение информатике в третьем классе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика. Учебник для третьего класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика. Рабочая тетрадь для третьего класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Обучение информатике в третьем классе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика. Учебник для третьего класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика. Рабочая тетрадь для третьего класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
-
|