Автор:
Григорьева Эльза Рафаиловна
Место работы:
учитель физики ОУ, Республика Татарстан
Разработки уроков по физике в 7 классе е-УМК 7-9 кл. по физике (УМК И.В. Кривченко)
интерактивный УМК 7-9 класс (совместно «КиМ» и «БИНОМ»)
http://itextbook.msk.ru/viewer.html?BID=1362792
Григорьева Эльза Рафаиловна
Раздел
|
Элементы содержания
|
Планируемые
результаты
освоения
материала
|
Кол-во
часов
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Виды
контроля,
измерители
|
ресурс
|
Д\з
|
В
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
|
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физический явлений.
|
Знать/понимать смысл понятий:
«физ.явление» , «физ. тело», «физ.закон», «вещество».
|
1
(1)
|
Что изучает физика. Наблюдение и опыт.
Приложение1
|
Изучение нового УМ.
Информационно- развивающий. Лекция с опорой на структурно-логическую схему.
|
Устный фронтальный опрос или тестовый опрос по сайту.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b043b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
интерактивные модели, основные понятия
|
§1-3,
Л. №5,12
|
Физические приборы. Физические величины и их измерение.
Международная система единиц.
|
Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной.
|
2
(2)
|
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.
http://metodist.lbz.ru/iumk/ таблица единиц в СИ
|
Изучение нового УМ.
Информационно- развивающий.
Беседа с опорой на таблицу.
|
Тест
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b4a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_6.swf
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b47-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_3.swf
таблицы единиц измерения
|
§4,5,
упр.1,
Л.№250
|
|
Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёмов тел.
|
3
(3)
|
Л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора».
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=
описание эксперимента
|
Формирование практических навыков.
Репродуктивный.
Л/р по инструкции.
|
Отчёт о работе.
|
|
Л.№ 31,32,370,
подготовить
сообщения
по предложенным темам
|
Физика и техника.
|
|
4
(4)
|
Физика и техника.
Физ.диктант№1.
|
Изучение нового УМ.
Информационно- развивающий.
Урок- конференция.
|
Устный опрос.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b46-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_2.swf
анимированные модели
|
§6, задание1, составить кроссворд из 6-12 слов по пройденной теме.
|
П
Е
Р
В
О
Н
А
Ч
А
Л
Ь
Н
Ы
Е
С
В
Е
Д
Е
Н
И
Я
О
С
Т
Р
О
Е
Н
И
И
В
Е
Щ
Е
С
Т
В
А
|
Строение вещества.
|
Знать \понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»
|
5
(1)
|
Строении вещества. Молекулы.
|
Изучение нового УМ.
Проблемно-поисковый.
Эвристическая беседа.
|
Устный фронтальный опрос или опрос по карточкам.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_1.swf анимированные модели
|
§7,8, Л.№53,54,420
|
|
Уметь измерять размеры малых тел методом ряда.
|
6
(2)
|
Л/р №2 «Измерение размеров малых тел».
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=
|
Формирование практических навыков.
Репродуктивный.
Л/р по инструкции.
|
Отчёт о работе.
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b50-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_2.swf анимированные модели
|
Л.№ 23,34.
|
ФОРМА 2
предмет: ФИЗИКА
Класс: __7__
Номер урока согласно планированию __1___
Тема урока: _ Что изучает физика. Наблюдение и опыт.
Тип урока: __
Информационно- развивающий ___
Цель урока: Изучение нового УМ.____
Приложение1
Цели урока:
Образовательные: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса. Определить место физики, как науки.
Научить различать физические явления и тела. Познакомить с методами изучения физики.
Воспитательные: Показать значение познания мира через мышление. Формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.
Развивающие: Развивать внимание и любознательность. Развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.
Структура урока: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b043b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Постановка учебной цели.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного.
Домашнее задание.
_uacct = "UA-3613185-1"; urchinTracker();
Ход урока:
1. Организационный момент. Вводная часть
Мы приступаем к изучению нового школьного предмета, к овладению основ новой для вас науки - физики. Роль физики трудно переоценить, так как она необходима в любой области деятельности человека: проектировка и строительство зданий, создание радиоприемников, автомобилей, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных вещей. |
2. Лекция учителя, сопровождаемая презентацией (Приложение1):
К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. В сказке А. С. Пушкина мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:
|
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
То сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, -
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше петушка.
А в сказке Ершова “Конек-горбунок” говорится:
Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет не дымится,
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо-огонек…”
Ивот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт.
Сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, дает возможность понять современную технику и развивать её дальше является физика. Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.
Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями. Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся (показ слайдов из сайта): http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b043b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
Механические, электрические, магнитные, оптические, тепловые, атомные. Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности.
В этом и состоит основная задача физики:Открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений.
Задание “подумай”: Вы знаете, как происходят многие явления, и легко закончите фразы.
Если выпустить из рук тяжелый предмет, то…
Если цветок не поливать, то…
Если сверкнула молния, то…
Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. . физика, как наука, тесно связана с другими науками
Любая наука использует специальные слова – научные термины. И вам необходимо понять и усвоить основные физические термины.
Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом. На экране вы видите примеры физических тел. Все объекты и физические тела являются материей. Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя есть объективная реальность данная нам в ощущении. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. То, из чего состоят физические тела, называют веществом.
Гвоздь – физическое тело, железо – вещество.
Стол – физическое тело, дерево – вещество.
Капля воды– физическое тело, вода – вещество.
Другой вид материи – поле – существует не зависимо от нас. Поле не всегда можно обнаружить с помощью органов чувств человека, но оно легко обнаруживается по влиянию на какие-нибудь физические тела.
Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b043b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Ответы учеников: из наблюдений, экспериментов.
|
Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.
Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.
|
3. Закрепление изученного:Учащиеся выполняют тестовое задание, проецируемое на экран:
1 |
|
1. Физические явления – это изменения, которые
А) мы можем видеть
Б) происходят по желанию человека
В) происходят в природе
|
2
|
|
2. Что из перечисленного является физическим телом?
А) Тетрадь
Б) Воздух
В) Бумага
Г) Вода
|
3
|
|
3. Какое из слов обозначает вещество?
А) Капля воды
Б) Земля
В) Железо
Г) Айсберг
|
4. Домашнее задание:
§ 1 – 3, ответить на вопросы к параграфам.
Написать сочинение “Зачем нужно изучать физику”
Приложение 2
Класс: __7__
Номер урока согласно планированию __2___
Тема урока: _«Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.»
Тип урока: Информационно- развивающий ___
Цель урока: Изучение нового УМ.____
Этап урока
|
Работа учащихся
|
Работа учителя
|
I. Вводная часть
|
Проверка готовности класса к уроку.
Настрой на работу.
|
|
http://metodist.lbz.ru/iumk/
|
Определение цены деления
|
Изучение нового материала:
Измерительные приборы
Цена деления
|
|
Пример определения цены деления
|
|
|
Изучение измерения методом рядов
|
|
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b4b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/lab1_1.swf
Закрепление знаний:
Практикум№3 тестирование
|
|
Закрепление умений:
Практикум №1: Работа с измерительным прибором. Работа с линейкой
|
|
Практикум №2: Изучение правил работы со штангенциркулем
|
Игровой практикум №4:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b4b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/lab1_1.swf
|
|
«Викторина»
Разноуровневый контроль знаний по теме «Физические величины. Система СИ»
|
|
|
Домашнее задание:
http://metodist.lbz.ru/iumk/
|
|
Выполнение заданий интерактивного учебника
|
|
|
|
Приложение №3
Класс: __7__
Номер урока согласно планированию __5___
Тема урока: Строение вещества
Тип урока: Информационно- исследовательский ___
Цель урока: Изучение нового УМ на основе исследования
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=
Приложение №4
План-конспект урока физики в 7 классе
Тема: Строение вещества. Молекулы.
Методические цели:Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала;способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений;способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Форма проведения: Исследовательская работа.(см. материалы сайта http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=)
Оборудование: Тарелка с водой, подсолнечное масло, 2 сосуда с водой, пустой сосуд большего объема, акварельная краска, сосуд с горячей водой, демонстрационный термометр.
Демонстрации: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=
1.Увеличение объема воды при нагревании.
2.Растекание капли масла по поверхности воды.
3. Уменьшение окраски раствора при добавлении чистой воды.
План занятия:
1. Организационный этап. 1 мин.
2. Этап постановки целей и задач урока. 4 мин.
3. Этап получения новых знаний. 8 мин.
4. Этап исследовательской работы учащихся. 15 мин.
5. Этап обобщения и закрепления нового материала. 13 мин.
6. Рефлексия. 2 мин.
7. Заключительный этап. 2 мин.
Ход урока:
Эпиграф:
В одном мгновенье видеть вечность
Огромный мир – в зерне песка,
В едином миге – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
У. Блейк.
I.Организационный этап.
II.Этап постановки целей и задач урока.
Проблемная ситуация: по материалам сайта сайт №1
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной,
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
писал русский поэт Ф.И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то … (Опыт 1) и т.д.
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Учитель: Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах. А теперь ответьте на такой вопрос: «Одинаково ли будет себя вести капля подсолнечного масла, помещенная на по-верхность воды и на поверхность стола? Почему вы так считаете? Вы уверены в этом, или предполагаете?». Еще один вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутренне строение различных веществ для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям.Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Цель, которую мы сегодня ставим перед собой – увидеть многое в малом, получить представление о внутреннем строении вещества.
III.Этап получения новых знаний.
Учитель: Мы с вами каждый день наблюдаем целый ряд окружающих нас предметов: столы, стулья, книги, ручки, тетради, автомобили и т.д. Скажите, они нам только кажутся сплошными или они на самом деле являются таковыми?
Ученик: Только кажутся?
Учитель: Тогда скажите, из чего они состоят?
Ученик: Из отдельных частичек.
Учитель: А что удерживает их друг возле друга?
Ученик: Притяжение.
Учитель: Как вы думаете, а между частичками есть пространство, или они расположены вплотную друг к другу?
Ученик: Есть.
Учитель: А где на ваш взгляд промежутки между этими частичками больше, в твердых телах или в газах?
Ученик: В газах.
Учитель: Почему вы так думаете?
Ученик: Потому что они легче сжимаются.
Учитель: А при сжатии уменьшаются сами частички в объеме, или промежутки между ними?
Ученик: Промежутки.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частичками.
IV.Этап исследовательской работы учащихся.
Учитель: Что ж, теперь давайте проведем небольшие исследования, чтобы ответить на вопрос: «Каков размер частиц, из которых состоят все тела?» Слайд №2
Учитель дает указания по проведению исследовательских работ.
Исследовательская работа №1.
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=)
Видеоэксперимент: Растворите крупинку краски в небольшом количестве воды. Затем поместите каплю полученного раствора в сосуд с водой, тщательно перемешайте. Отлейте из сосуда половину окрашенной жидкости в другой сосуд, а первый долейте чистой водой до того же уровня. Повторите эту операцию 2-3 раза. В конце опыта оцените окрас жидкости в первом сосуде и сделайте соответствующий вывод о размерах частиц краски.
Исследовательская работа №2. Слайд №3
Капните каплю растительного масла на поверхность воды. Проследите за ее поведением. Оцените размер масляного пятна. Сделайте соответствующий вывод о размерах частиц масла.
Учащиеся выполняют исследовательскую работу, делают вывод по ней, после чего делают доклад о проделанной работе и ее результатах.
Учитель проводит консультационную индивидуальную работу.
V.Этап обобщения и закрепления нового материала.
Учитель: Таким образом, мы можем сделать еще один очень важный вывод: Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы.
Мы выяснили, что все тела состоят из частиц. А как эти частицы называются? Вспомните из природоведения.
Ученик: Молекулы.
Учитель: Как вы думаете, молекулы – самые маленькие частицы или они состоят из более мелких частичек?
Ученик: Нет, молекулы также состоят из частиц.
Учитель: Как эти частицы называются?
Ученик: Атомы.
Учитель: Скажите, в состав молекулы входит один атом, два или более? И от чего зависит это количество?
Ученик: В состав молекулы может входить много атомов, это зависит от вещества.
Учитель: А, как вы думаете, молекулы различных веществ одинаковы или нет?
Ученик: Нет.
Учитель: Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул или нет?
Ученик: Да.
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что это одно и то же вещество, но в разном виде.
Учитель: Выводы:
1.Молекулы состоят из атомов.
2.Молекулы различных веществ различны. Слайд №4
Работа в группах: Слайды №5-6
Платформа НАНОЭДЬЮКАТОР создана для организации обучения принципам работы с СЗМ, приобретения навыков исследования нанообъектов и наноструктур, осуществления нанолитографии и наноманипуляций.
Помимо сканирующих зондовых микроскопов, в комплектацию платформы входят устройство изготовления и заточки зондов, учебно-методические пособия, апробированный лабораторный практикум, тестовые образцы для проведения исследований.
1 группа: Одинаков ли внешний вид молекул крови и воды? В чем признаки сходства и отличия
2 группа: Опишите наблюдаемые в наноэдьюкаторе молекулы крови.
3 группа: Каким способом можно определить размер молекулы, если наноэдъюкатор увеличил изображение в …. Раз?
VI.Рефлексия.
Учитель: Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.
Перед каждым из вас находится рисунок, на котором вы должны отметить уровень вашего настроения к концу урока. А еще хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем уроке: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.
VII.Заключительный этап.
Учитель:
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб тест помог! Слайд №7
Домашнее задание: § 25,26, ответить на вопросы после параграфа.
Творческое задание: Придумать один или несколько опытов, доказывающих, что между молекулами имеются промежутки, и доказывающих, что размеры молекул малы.
|
Молекулы и атомы
|
|
Слайд №1
|
Сравнительный анализ размеров молекул и атомов
|
|
Слайд №2
|
Федорова Ю.В., Казанская А.Я. и др. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий: рабочая тетрадь, 7-9 класс
Федорова Ю.В., Казанская А.Я. и др. Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий: книга для учителя
|
Методы определения размеров молекул
|
Слайд №3
Подготовка к
|
Сравнительный анализ размеров и количества частиц
|
|
Слайд №4
Записывание результатов исследования в стандартной форме записи числа
|
|
|
|
Алфимова М. М. Занимательные нанотехнологии
|
|
Слайд №5
«Введение в нанотехнологию»:
Электронный микроскоп
Тунельный микроскоп
Возможности проведения исследований с цифровой техникой 21-века
|
Принцип работы наноэдьюкатора
Размер изображения: 35х35 мкм
|
|
Слайд №6
Изучение сканирующей топографии образца крови с помощью наблюдения в наноэдьюкаторе
|
|
|
Закрепление знаний
|
Домашняя работа: подготовка к лаб.работе
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc9ce146-61f6-48cb-a204-96a929add142/109477/?interface=themcol&sort=
|
|
|
|