Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Бондаренко Е.А. Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся

Автор: 
Бондаренко Елена Анатольевна
Место работы: 
Зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО, кандидат педагогических наук
Контакты: 
http://mediaeducation.ru/

 

Медиаобразование в обеспечении информационной безопасности учащихся
 

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI  века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего “фона” системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Телевидение, а за ним и Интернет в конце девяностых годов становятся наиболее популярными источниками информации для российских детей и подростков. Школа оказывается на четвертом-пятом месте по «рейтингу доверия», (к середине первого десятилетия XXI века она вернется ко второму-третьему месту). И не последнюю роль в этом сыграли те же самые СМИ, активно разъясняя аудитории, насколько важно прежде всего соблюдать права ребенка, как безграмотны нынешние учебники и учителя и насколько не соответствует современным требованиям школьное образование.

 

Количество информации в сетях увеличивается в геометрической прогрессии. Открытая информационная среда и в самом деле стала серьезной проблемой. Как оградить детей и подростков от информации, причиняющей вред, содержащей психологически вредные элементы, затягивающей подобно наркотику? Как остановить поток этой информации?

 

На примере различных интернет-сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что подобный ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.

Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И одной из таких методик сегодня является интеграция медиаобразования в систему работы учителя-предметника. Именно медиаобразование определяет позицию равенства учителя и ученика по отношению к новой информации; особую важность обретают информационные навыки, коммуникативная компетенция, которые оказываются единственным преимуществом педагога. Научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в “электронную среду”, ориентироваться в ней, приобретать навыки “чтения”, переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее, уметь создавать собственные тексты на языке СМИ – это и есть одна из важнейших задач современного образования в сфере СМИ и телекоммуникаций. Именно эту задачу выполняет медиаобразование – направление в педагогике, в рамках которого происходит подготовка подростка к жизни в современном информационном обществе, развитие личности средствами и на материале современных массовых коммуникаций.

Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей,  воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Попытки правового регулирования медиаполя с целью оградить молодежь от влияния так называемой «параллельной школы» – рекламы,  СМИ, Интернета, – на сегодня не приносят желаемых результатов: невозможно ограничить доступ подростка к той информации, которая находится в свободном обращении. Данный проект отвечает на сформулированный     выше вызов – подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.

Мы много говорим о том, что современная образовательная среда должна быть интерактивной – но обеспечить реальные механизмы эффективной «обратной связи» может только медиаобразование, поскольку оно учит думать и реагировать на «вызовы» окружающей инфосреды как ученика, так и учителя. 
Медиаобразование в современной школе представлено десятками конкретных направлений работы. Это и работа над исследовательскими мультимедиапроектами, и создание школьных сайтов или печатных изданий, и школьное телевидение, и школьные блоги, и кружки по ориентированию в Интернет. Умение «читать» медиасообщение, понимать его скрытый смысл, анализировать текст или визуальный образ, делать выводы – вот основные задачи, которые в комплексе решаются на таких занятиях. Медиаобразование может органично включаться в любой урок и должно пронизывать всю образовательную среду современной школы.

Сообщения СМИ не случайно часто называют «параллельной школой»: немалую долю знаний о мире и обществе мы получаем благодаря им. Сначала печатные издания, а потом – телевидение и Интернет обретают все большее и большее значение в жизни молодого поколения. Порой даже старшим приходится размышлять над тем, какая доля правды содержится в том или ином сообщении, и нужно ли пересматривать свои позиции по этому вопросу.

Психологи давно убедились в том, что тексты СМИ (медиатексты) для ученика куда более убедительны, чем слова учителя. Значительная часть информации, представленной в медиатекстах, опиралась на факты, которые были тесно взаимосвязаны с основами изучаемых в школе наук. Многие сообщения СМИ затрагивали материалы и факты, изучаемые в школе – и далеко не всегда трактовка этих фактов совпадала с той позицией, которую предлагали школьникам учителя. В эпоху единых учебников и единой системы средств обучения учебный предмет был единым смысловым потоком, в который иногда вторгались вкрапления из окружающей реальности. Для того, чтобы реализовать дидактический принцип связи школы с жизнью, надо было обращаться к «внешним» материалам – газетным заметкам, документальным и художественным фильмам, телепередачам.
Однако когда поток «внешней» информации возрос, разнообразие СМИ и рождение новых видов массовой коммуникации  кардинально изменило ситуацию. Теперь учитель и рад бы изолировать свой предмет от притока параллельной информации – но факты и «мнения» из рекламы, развлекательных передач, мимолетные фразы из блогов, форумов, чатов незаметно, но верно формируют взгляды учеников. В лучшем случае возникает своеобразное «двойное мышление»: подросток имеет одну точку зрения для урока, другую – для обыденной жизни. В другом случае возникает конгломерат из проверенных науками знаний и запаса сведений, полученных из случайных источников. И последствия такого «информационного коктейля» непредсказуемы, а для любой (в том числе и тестовой) формы проверки знаний просто трагичны.

Однако проблемы, которые ставит перед традиционным образованием «параллельная школа», не исчерпываются ни необходимостью научить вырабатывать научный подход к фактам, ни потребностью формировать критическое мышление. Здесь, на стыке педагогики и мира за порогом школы необходимо умение адаптироваться в современном информационном пространстве.

Современная медиасреда – источник «параллельной школы» – за последнее десятилетие сильно изменилась. Обозначим основные факторы влияния медиасреды на современного человека:

  • расширение доступа к информации,
  • рост количества источников информации,
  • резкое повышение плотности информационных потоков,
  • рост агрессивности медиасреды.

Выход здесь заключен в формировании нового типа культуры - медиакультуры, которая, избегая «облегченного» восприятия, возвращает нас к бесконечному и увлекательному пути познания мира. Медиаобразование в учебных предметах и в дополнительном образовании направлено на формирование медиакультуры ученика и учителя. Основной акцент сделан на освоение сферы образного мышления, на работу с художественным восприятием. Сам термин “медиакультура” отражает особенности используемого подхода - изучение средств массовой информации и каналов массовой коммуникации взяты с точки зрения приобщения человека к культуре, рассмотрения образовательного процесса как элемента “присвоения культуры” (В.С. Библер), что помогает найти истинное место и наиболее эффективные способы использования средств массовой информации в учебном процессе. Так «параллельная школа» становится союзником современного учителя.
На современном этапе развития информационного общества цели медиаобразования таковы:

  • формирование критической компетенции (осознание воздействий медиатекстов на психику и мировоззрение) у взрослых и подростков;
  • освоение языка средств массовой информации через создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности детьми и подростками;
  • умение адаптироваться в медиасреде;
  • обеспечение самоопределения детей и подростков в современной медиасреде через медиатворчество;
  • формирование медиакультуры педагогического сообщества, родителей, органов управления образованием.

Для эффективной реализации этих целей можно предложить следующие мероприятия:

    • Семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей по медиаобразованию;
    • Серия мастер-классов «Интеграция медиаобразования в базовые предметы»;
    • Создание банка методических разработок и материалов по медиаобразованию и публикация их в Интернете;
    • Конкурсы детских мультимедиа проектов на различные темы;
    • Конкурсы и фестивали детского экранного творчества (компьютерной анимации, школьного кино и телевидения, социальной рекламы и пр.);
    • Межшкольная игра по информационно-психологической безопасности «Медиаинтервенция»;
    • Создание дистанционного курса для учителей и детей по информационной безопасности и медиаобразованию;

Предполагаемые итоги и критерии эффективности процесса формирования медиакультуры:

  • формирование критической медиакомпетенции учителей и учащихся в системе предложенных мероприятий.
  • обобщение опыта современного медиаобразования.
  • создание динамичной системы саморазвития медиасреды, усиление фактора адаптации личности к происходящим в обществе изменениям;
  • эффективное  включение творчества личности в информационное пространство на различных уровнях (класс, школа, округ, город, страна, сетевое сообщество и пр.).

В рамках медиаобразования предполагается активное включение детей в процесс создания собственных медиасред – с тем, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, учащиеся должны уметь грамотно читать и анализировать медиасообщения (медиатексты): визуальные и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. Для реализации этих задач требуется другая необходимая составляющая – это овладение основами медиакультуры самими педагогами, которые должны стать авторитетными посредниками в диалоге между медиасредой и учащимися.

Практика современного российского образования обозначила главные проблемные зоны периода перехода к информационному обществу. Для столичного образования эти проблемы еще более значимы, поскольку ситуация мегаполиса, столицы, информационного центра оказывает прямое влияние на процесс обучения и воспитания. Основные «болевые точки» процесса перехода к информационному обществу – адаптация подрастающего поколения к современной социокультурной среде, формирование толерантности мышления,  необходимость непредвзятого и вместе с тем критичного подхода к проблемам, умение осваивать новые технологии и обрабатывать огромные массивы информации, не теряя целостного взгляда на мир.

Реформа процесса образования, нацеленного прежде всего на формирование нового типа культуры, а не на получение знаний, – процесс долгий и неоднозначный. Анализируя предварительные итоги того, что происходит с современным образованием, отметим, что наиболее динамичным фактором является трансформация современной образовательной среды. Именно поэтому в качестве основных целей развития современного образовательного учреждения следует рассматривать:

  • организацию образовательной среды нового типа на принципах целостности и многоуровневого социального партнерства,
  • создание динамичной модели современного образовательного учреждения на принципе саморазвития,
  • формирование информационной культуры и медиакомпетентности ученика и учителя,
  • самореализацию и самоопределение личности учащихся,
  • создание условий для повышения эффективности образования и воспитания обучающихся.

Современность предъявляет новые требования к процессу образования. Это настоятельно требует поиска перспективных путей формирования образовательной среды нового типа. Необходима единая стратегия развития образования, объединяющая в себе все необходимые направления преобразований. Следует отметить, что ведущий принцип формирования интерактивной медиасреды образовательного учреждения – целостность процесса, единство образовательных и воспитательных аспектов (возвращение на новом этапе к тому, что было одним из лучших качеств советского образования).

Одна из первоочередных задач – работа над совершенствованием материально-технической базы образования. В настоящее время изменение общей информационной среды предъявляет новые требования не только к ученику, но и к учителю. Поэтому медиаобразование избрано в качестве инициирующей педагогической технологии, которая призвана изменить сами принципы формирования образовательной среды, позволить выделить основы нового диалога учителя и ученика, выявить способы разработки гуманистической модели образования на новом этапе развития общества и проверки ее эффективности.

Однако реализация медиаобразовательных технологий сама по себе предъявляет повышенные требования к оснащению учебно-воспитательного процесса, к системности развития учебно-материальной базы образовательного учреждения. Многие школы и центры образования сегодня имеют минитипографии, видеокамеры и монтажные центры, хотя процент образовательных учреждений, активно использующих эти технологии в работе с учащимися, остается крайне низким (не более 5-7%).

В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения основных направлений целенаправленного формирования информационно-коммуникативной образовательной среды нового типа, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также эффективное использование современного программно-методического обеспечения. Выстраивая учебно-воспитательный процесс, необходимо не только совершенствовать материально-техническую базу образования, создавать новое информационно-коммуникативное пространство для учителя и ученика, но и специально готовить учителя к интенсивной работе с новыми информационно-коммуникативными технологиями, в том числе с активным использованием материалов средств массовой информации в учено-воспитательном процессе. Новая техника требует интенсивного освоения ее возможностей и осознания перспектив развития образовательной среды, разработки и апробации модели образовательной среды нового типа на принципах целостности и саморазвития, где основными задачами становятся.

  • Совершенствование материально-технической базы, активизация использования новых информационных технологий;
  • Создание на базе образовательного учреждения медиатеки и информационно-консультативного центра для учащихся и учителей;
  • Создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиасреды образовательного учреждения;
  • Формирование методической системы консультирования учителя и обратной связи для проверки эффективности модели образовательной среды нового типа.

Базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация в образовательном учреждении телевизионных, мультимедийных, кинопроектов, происходит формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему школьных СМИ (печатное издание; школьные телепередачи) и творческие мультимедийные проекты, размещаемые в Интернете и предлагаемые к участию в системе конкурсов и конференций, реализующих потенциал развития информационной медиасреды.

Исходя из имеющегося опыта работы и ориентируясь на постоянно возрастающую актуальность проблемы формирования активной гражданской позиции молодежи, в качестве ежегодных мероприятий можно предложить следующие:

  • проведение просмотров, киноклубов, фестивалей телепередач и мультимедийных творческих проектов с последующим обсуждением мировоззренческих аспектов представляемой медиапродукции;
  • самоопределение детей и подростков через формирование критического мышления, обращение к общественным и историческим проблемам, к авторским профессиональным работам;
  • создание практических проектов авторского телевидения, непосредственное включение детей и подростков в процесс создания разноформатных проектов молодежного кино и телевидения, научиться выражению своего отношения к различным процессам и явлениям посредством создания медиасообщений.

Достижение намеченных направлений формирования медиасреды образовательного учреждения, в свою очередь, реализуется через следующие цели:

  • Разработка и создание в образовательном учреждении модели молодежного медиапространства;
  • Реализация принципа многоуровневого социального партнерства.

Конкретизация этих целей осуществлялась через следующие задачи:

  • Разработка концептуальных оснований и формата проекта (отдельных школьных СМИ, или их комплекса на основе печатного издания или школьного телецентра);
  • Создание условий для многоуровневого социального партнерства;
  • Создание условий для формирования гражданской позиции детей и подростков;
  • Формирование осознанного отношения к воздействию СМИ через овладение аудиовизуальными формами и работу с высокими образцами киноискусства;
  • Создание собственных фильмов и телепередач, организация коллективной работы с ними.

Все, что сделано за последние годы, соответствовало идеям массового, вариативного образования. В новых условиях особое внимание уделяется  возможностям индивидуализации, дифференциации обучения.
На данном этапе развития системы образования динамика изменений информационной образовательной среды предполагает следующие выводы:

  • В формировании современной информационной среды образовательного учреждения особую роль играют медиатехнологии, обеспечивающие единство образовательно-воспитательного процесса, активизацию предметного обучения, индивидуализацию образовательных траекторий.
  • Требование социальной адаптивности проецируется на весь процесс обучения. Адаптивность модели обеспечивается использованием образовательных медиатехнологий, позволяющих строить индивидуальные траектории развития для каждого ученика, учитывая их возрастные  и психолого-педагогические особенности.
  • Содержание образования, с одной стороны, направлено на формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний (предметный компонент), а с другой – на овладение различными культурными формами мышления и деятельности, воспитания творческой личности, способной к культурному и социальном у самоопределению в постоянно изменяющемся обществе (метапредметный компонент).
  • Реализация этих задач осуществляется через создание в рамках коллектива учеников,  учителей  и управленцев единого культурного и образовательного пространства, особой атмосферы, в которой все участники образовательного процесса чувствуют себя его субъектами и реально таковыми являются;  соответствующие позиции обеспечиваются включением участников в проектную деятельность, при этом непосредственным объектом проектирования становится образовательный процесс.

Литература:

  • Библер В.С. Мышление как творчество. – М.: Мысль, 2005.
  • Савенкова Л.Г. Интеграция в педагогике искусства // Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания / Ред. – сост. Савенкова Л.Г. – М.: Изд. дом РАО, 2003.
  • Собкин В. С. Телевидение и образование: Опыт социологических исследований 1980-90-х // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В. С. Собкина. — М.: Центр социологии образования РАО, 2000.
  • Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  • Энгельмейер П.К. Теория творчества/ с предисл. Д.Н. Овсянико-Куликовского, Э.Маха. Изд.2-е. – М.: Издательство ЛКИ, 2007.

 

 


Поиск

Loading
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн