Автор:
Лапотникова Наталья Ражаповна
Место работы:
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 153, г.Челябинск
Он взрослых изводил вопросом «Почему?» –
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак
Развитие личностных универсальных учебных действий через организацию исследовательской деятельности в классном коллективе
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать универсальные учебные действия для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальные учебные действия разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Способы формирования личностных универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным универсальным учебным действиям относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
- исследовательская деятельность.
Цель моего выступления – показать как можно развивать личностные универсальные учебные действия через систему организации исследовательской деятельности в классном коллективе.
Данная тема выбрана не случайно. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком и развивает весь спектр универсальных учебных действий. Но хотелось бы с акцентировать внимание именно на личностных универсальных учебных действиях ,где в центре внимания стоят все таки личностные качества человека.
Нынешние младшие школьники более свободны в своих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные и интерактивные методы обучения.
Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы многих ученых, которые выделяют их из общеучебных умений, подчеркивают исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются, и связывают их с такими мыслительными операциями, как сравнение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.
Исследовательские умения у младших школьников (в свою очередь) рассматриваются на современном этапе не только, как способ получения новых знаний в различных областях, но и как приобретение универсальных способов познания окружающего мира – исследовательских умений .
В ФГОС НОО определен «портрет» выпускника начальной школы, который ориентирован на становление личностных характеристик выпускника .
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Выделенные характеристики направлены непосредственно на развитие навыков исследовательской деятельности .
А в проекте Основной образовательной программы на ступени среднего (полного) общего образования одним из ведущих личностных результатов является готовность и способность к самостоятельной и ответственной деятельности: учебно-исследовательской, коммуникативной, образовательной.
На протяжении нескольких лет объектом моего изучения была тема «Организация исследовательской деятельности в начальной школе». Постепенно в педагогической практике мною стали применяться исследовательские методы и приёмы, формирующие исследовательское поведение у младших школьников. И теперь, уже можно говорить о содержании этой темы, как сложившейся системе. Так же, можно подвести некоторые итоги её применения.
Работа учителя в начальных классах имеет ряд преимуществ, т.к. приходится выполнять несколько функций одновременно (три в одном), а именно: учить детей (учебная деятельность); занимать обучающихся по интересам (внеурочная деятельность – кружки, секции и т.д.); обеспечивать развитие и воспитание школьников через внеклассную работу.
Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. Начиная с первого класса, на уроках использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приёмами рефлексии и самоконтроля.
Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:
- выявление проблемы;
- постановка цели, задач, определение объекта исследования;
- выбор методики исследования;
- отбор материала;
- соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, как вести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад. Хотя есть и «ласточки», которые уже готовы проводить исследования и в первом классе и смело выходят со своими работами на конкурсы и конференции.
В четвёртом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочь ребёнку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.
К трём видам деятельности: учебной, внеурочной и внеклассной добавляется деятельность в каникулы, организуемая мною в летнем оздоровительном лагере и самостоятельные исследования.
Обучающиеся, вовлечённые в исследовательскую деятельность (как индивидуальную, так и групповую), учатся :
- Ставить исследовательские вопросы;
- Формулировать проблемы;
- Выдвигать гипотезы;
- Составлять план работы;
- Вести наблюдения;
- Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации проверки гипотез;
- Выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, рисунки, схемы модели и т.д.);
- Организовывать (систематизировать) информацию;
- Представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение ,реферативная работа и т.п.).
Следующая таблица показывает систему организации исследовательской деятельности, что соответствует программе работы с классным коллективом и планом работы школы в целом:
№п\п |
Учебная деятельность
|
Формы исследовательской деятельности
|
Внеурочная деятельность
|
Формы исследовательской деятельности
|
Внеклассная деятельность
|
Формы исследовательской деятельности
|
Каникулярное
время
|
Формы исследовательской
деятельности
|
|
окружающий мир
|
Урок исследование
Урок творческий отчёт
Рассказ об учёном
(писателе, художнике и т.п.)
Защита
исследовательских проектов
Учебный эксперимент
д/з исследовательского характера
|
Кружок «Юный исследователь»
Кружок «Спортивное ориентирование»
|
Беседа Игры
викторины
Тренинг
Опыты
Эксперименты
Выставки
Доклады
Отчёты
Реферативные работы
|
Подготовка и участие в исследовательских программах
|
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Исследовательские проекты
Портфолио ученика
Участие в акциях
|
Летний оздоровительный лагерь
|
Экскурсии
встречи с интересными людьми
Исследовательские проекты
Летние дневники наблюдений «Юный учёный»
Презентации о летних путешествиях
|
|
литературное чтение
|
|
|
|
|
|
|
русский язык
|
|
|
|
|
|
|
математика
|
|
|
технология
|
Студия «Подарок»
Студия керамики
|
|
изобразительное искусство
|
Результативность исследовательской деятельности учащихся на примере моих воспитанников можно увидеть в данной таблице:
годы |
направления деятельности
|
результативность
|
2009-2010
|
Программа «Шаг в будущее»
конференция «Мой первый доклад»
конкурс«Интеллектуалы 21 века»
|
диплом 2 степени
диплом 2 степени
2 диплома 3 степени
|
2010-2011
|
Программа «Шаг в будущее»
конференция «Мой первый доклад»
конкурс«Интеллектуалы 21 века»
|
диплом 2 степени
грамота участника
дипломы 2 и 3 степени
диплом участника
|
2011-2012
|
Программа «Шаг в будущее»
Конференция «Мой первый доклад»
Конкурс«Интеллектуалы 21 века»
|
4 диплома 3 степени
2 грамоты участника.
2 диплома 3 степени
3 диплома участника
|
Среди учителей бытует мнение, что более 90% исследовательской работы выполняется учителем, руководителем работы. Вполне возможно ,что «в начале пути» так и было. Но время вносит свои коррективы.
Организация учебно-исследовательской деятельности , должна опираться на ряд принципов:
— принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);
— принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);
— принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);
— принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);
— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).
А также должны соблюдаться условия эффективности исследовательской деятельности:
1. Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.
2. Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.
3. Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов – учителя и ученика).
У школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской деятельности только лишь потому ,что мы «преподносим ответы без вопросов»; темы, предлагаемые программой, школьникам не интересны, а то, что интересно исследовать учащимся, не входит в программный материал. Должен быть определенный компромисс. Современная школа снабжена большим арсеналом технологий, методов и средств обучения для включения ученика в собственную деятельность. Это использование проблемного обучения, поисковые и частично-поисковые методы, а также метод проектов. Ребятам моего класса в исследовательской деятельности помогают занятия внеурочной деятельностью. Так ,например ,Базайкин Г.,занимаясь спортивной гимнастикой с пяти лет подготовил реферативную работу на тему «Симметрия вокруг нас»-направление математика. Кривошеина Н., занимаясь музыкой подготовила работу, связанную с физикой - «Музыка-это вибрации». Посещая студию «Подарок» Василина Н. захотела стать Хозяйкой медной горы и подготовила работу о своеобразии национальной одежды жителей Южного Урала. Через использование современных технологий обучения на уроках появились работы ,связанные с исследованием кристаллов, оптических явлений в природе(радуга),траволечении в сказках, история родной улицы и др.
Таким образом, формирование личностных УУД через исследовательскую деятельность не навязана -налицо готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Работая в данном направлении могу отметить повышение плотности урока; появление широких возможностей для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель);социальное партнёрство; профессиональный рост в результате работы.
Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД(в частности личностных универсальных действий).
Учителю процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету.
Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивацияучителя:яделаютакпотому,чтопростонемогупо-другомуработать.
Спасибо организаторам данных мероприятий за возможность проявить детям свои исследовательские способности.
Спасибо тем ребятам и родителям, с которыми мне пришлось делать первые шаги в в практике исследовательской деятельности.
Список литературы
- Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 1984.
- А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
- А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
- Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. – 2000. – №3.
- Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис….кан.пед.наук. Томск, 2007.
- Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2–4 классы). – М.: Баласс, 2010.
- Калашник Т.А. Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться. http://festival.1september.ru/articles/505343/
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1. Перевод с немецкого. – Москва: Генезис, 1998.
- Хирьянова И.С. Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе //Начальная школа плюс До и После. – 2009, № 1.
- Чечина Е.С. Метод проектов во внеклассной работе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,657...
-
.Яннова И.Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских. http://festival.1september.ru/articles/512814/
-
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/organizatsiya-uchebno-issledovatelskoi-deyatelnosti-mladshikh-shkolnikov-kak-
|