Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
«Любить человека».
Рассказ А.П.Платонова «Юшка».
Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого
в 7 классе.
.
Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка»
услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения
маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для
осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о
нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает
в разговор о праведной христианской душе.
Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную
направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и
в письменной форме ( синквейн, «пирамидальное письмо») своё понимание нрав-
вственных понятий
.
Тип урока:
-урок формирования нравственных ценностей;
-формирование читательской, познавательной, информационной,
коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.
Форма урока: урок-размышление.
Цели урока:
образовательные:
-совершенствовать навыки анализа художественного текста и
самостоятельной работы с литературным произведением;
-формировать читательскую культуру и навыки осознанного
чтения художественного произведения;
развивающие:
-совершенствовать навыки устной и письменной творческой
деятельности;
воспитательные:
-формировать нравственные качества личности учащихся,
умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.
Форма организации учебной деятельности:
-индивидуальная,
-фронтальная,
-в парах.
Методы и технологии, используемые на уроке:
-диалоговая технология;
-методика исследовательских заданий,
-личностно-ориентированнное обучение;
-технология развития критического мышления,
-элементы технологии проблемного обучения,
-ИКТ.
Приёмы деятельности учителя:
-эвристическая беседа,
-вызов к размышлению,
-работа со словом,
-использование презентации в качестве
иллюстративного материала.
Основные виды деятельности учащихся:
-диалог,
-анализ текста,
-самостоятельная работа(денотатный граф),
-работа со словарём,
-написание синквейна и «пирамидального письма».
Оборудование урока:
-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,
-презентация(приложение №1).
Использованная литература:
1. «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое
пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город
Сыктывкар, 2006 год.
2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru
http://www. nsportal.ru
( Урок- презентация «Любить человека»).
Сценарий урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка».
Тема урока не записана на доске, так как учащиеся
должны самостоятельно сформулировать её в
конце занятия.
(Это второй урок . На первом знакомились с биографией писателя,
слушали произведение в исполнении Алины Покровской).
1 слайд Тему урока, ребята, вы сформулируете сами, когда мы проанализируем
рассказ.
2 слайд Цели урока:
1.Углубить знания о личности и творчестве А.П.Платонова.
Формировать глубокое восприятие текста, помочь увидеть
проблемы и пути их решения в произведении.
2. Развивать информационную, коммуникативную компе-
тенции.
3.Воспитывать чувства милосердия, гуманизма.
3 слайд Вспомним настоящее имя писателя.( На слайде портрет писателя).
Беседа с учащимися:
-Кто был по профессии А.П.Платонов?
-В каком возрасте он издал первую книгу стихов «Голубая глина»?
-Почему перестают печатать его произведения?
-Куда он переехал из Воронежа?
-Кем был писатель во время ВОВ?
-Когда он умер и почему?
-Почему рассказ «Юшка» был опубликован в 1966 году?
4слайд Ключевые слова ( Сострадание…Праведник…Милосердие)
- Что такое сострадание?
- Праведник?
- Милосердие?
5 слайд Словарная работа.(Объяснение слов: сострадание, праведник, милосердие).
6 слайд Работа с текстом. Ученики читают первое предложение.
- На что похоже начало рассказа?
-Читаем 1 страницу.
- Каким человеком предстаёт Юшка?
- Где он жил и работал?
- Когда людям дают прозвища
7 слайд Шапка вопросов ( у учителя в руках шапка, в ней лежат вопросы, учащиеся
разбирают вопросы и отвечают на них по порядку)
1. Умеет ли народ любить?
2.Что значит уметь любить человека?
3.Всегда ли в жизни добро побеждает зло?
4.Какого человека можно назвать праведником?
5.Какие ассоциации вызывает слово Юшка?
6.Из скольких частей состоит композиция рассказа? Почему
само действие занимает меньшую часть?
7..Хотели бы вы, чтобы в вашей квартире или доме жил такой
человек?
8..Какой эпизод вам больше всего запомнился?
Молодцы!
8 слайд Работа в группах ( денотатный граф). Выписывают ключевые слова.
1 группа. Юшка и дети.
2 группа. Юшка и взрослые.
3 группа. Юшка и прохожий.
4 группа. Юшка и девочка-сирота.
9-12 слайды Проверка работы в группах. Ученики зачитывают выписанные слова..
Вопросы к 9слайду:
1.Как дети относились к Юшке?
2.Как Юшка реагировал на жестокость детей?
3.Почему Юшка верит, что дети его любят?
Вопросы к 10 слайду:
1.Как взрослые относились к герою рассказа?
2.Как автор объясняет, почему взрослые обижали его
3.Почему Юшка переносит безропотно издевательства сельчан?
4. Почему он их жалеет?
Вопросы к 11 слайду:
1.Хотел ли «весёлый» прохожий смерти Юшки?
2.Почему Юшка осерчал (впервые в жизни) на прохожего?
3.Почему прохожий, убивший Юшку, назван «весёлым»?
4.Почему у прохожего нет имени?
5.Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная
чёрствость может стоить людям жизни?
6.Умирает Юшка, обиженный жестокостью и равнодушием
людей. Хуже или лучше стало людям?
Вопросы к 12 слайду:
1.Умеет ли Юшка любить?
2. В каких поступках и деяниях проявляется любовь Юшки?
3. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал
всю свою жизнь?
4. Сравните портреты девушки, которая разыскивает Ефима
Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чём
это говорит?
Учитель: Детям и взрослым незнакомы нравственные категории: незлобливость,
кротость, безответность, терпение, смирение.
У детей ожесточённые души, так как они живут в изуродованном мире.
Взрослым Ефим Дмитриевич был молчаливым упрёком их греховной жизни.
Хорошо рассуждаете!
13 слайд Из Нагорной проповеди.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас благо творите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»
14слайд Можно ли назвать главного героя рассказа А.П.Платонова праведником?
Докажите это.
-Как Юшка относится к природе?
15слайд Описание природы (От слов: «В июле или августе месяце» до слов : «..пахнущих влагой и солнечным светом», страница 140)
16слайд Анализ текста о природе:
1.Чем отличается отрывок от рассказа в целом?
2.Какие художественно-выразительные средства использует автор?
3.Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения в описании природы.
17слайд Законы жизни
1. По каким законам живут Юшка и односельчане?
2.Что в представлении людей значило жить «просто» и «честно»?
3.Чем отличался Юшка от односельчан?
18слайд Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, даёт
свои плоды.
19слайд В Библии сказано: «Побеждай зло добром».
Главный герой рассказа А.П.Платонова жил по законам Божьим и
человеческим и своим добром победил людское зло. Докажите это.
20 слайд «Не стоит село без праведника» (Русская пословица).
1.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от
удара «весёлого» человека?
2. Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?
. 3. Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается и после
его смерти?
4. Почему его неродная дочь стала самым необходимым человеком
в городе?
21 слайд Варианты тем уроков.
1.О любви и милосердии.
2.Любите друг друга.
3.Трагедия любви.
4.Уроки нравственности.
5.Побеждай зло добром.
6.Уметь любить человека.
Прекрасно поработали!
22 слайд « Пирамидальное письмо».
1.О чём этот рассказ? (1 слово).
2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных).
3.Место и время действия ( 3-4 слова).
4. Главные события в рассказе ( 5-6слов).
5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).
6.Что вы чувствовали, когда читали начало,
середину и конец рассказа? (8-9 слов).
7.О чём этот рассказ?(1 предложение).
8. Ваше мнение (10-12слов).
23 слайд Синквейн ( 1.Юшка.2.Прохожий.3.Дети.
4.Взрослые. 5.Девушка. 6.Автор)
1.Тема(Кто? Что? 1 Существительное).
2.Какой? (2 прилагательных или 2 причастия).
3. Что делает? (3 глагола).
4..Что пишущий думает о теме? (1 простое предложение)
5.Кто? Что? Какой? ( Словосочетание. Новое звучание темы)
24 слайд Умницы! У вас добрые сердца.
Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были
всегда : доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие,
великодушие…
Работы учащихся.
«Пирамидальное письмо»
1.О чём рассказ? О добре и зле.
2.Характер рассказа? Грустный, трагический, серьёзный
.
3.Место и время действия? В деревне, начало 20 века.
4. Главные события? Издевательства над Юшкой, его убийство, приезд девушки-
сироты.
5.Главные герои, какие они? Юшка - праведный, безответный; дети - злые, жестокие; взрослые – грубые, недобрые; прохожий – пьяный, гневный; девушка –
любящая, кроткая.
6. Что чувствовали, когда читали начало, середину, конец рассказа? В начале рассказа -
жалость, в середине - горечь, сострадание, в конце- светлая грусть.
7. О чём этот рассказ? Юшка- праведник победил зло добром после своей смерти.
8.Ваше мнение о рассказе? Рассказ очень интересный, учит быть милосердным, любить всех людей. Этот рассказ должен прочитать каждый.
( Казакова Ирина).
СИНКВЕЙН.
1.Юшка.
2.Добрый, безответный.
3.Любит, страдает, прощает.
4. Юшка своим добром побеждает людское зло.
. 5.Помогает сироте. ( Сорокин Евгений).
1.Взрослые.
2.Пьяные, ожесточившиеся.
3.Обижали, били, калечили.
4.Люди приходили в лютую ярость от злого горя.
5. Не понимали Юшку. ( Валиева Эля).
1.Дети.
2. Злые, вредные.
. 3.Кидали, толкали, дразнили.
4. Дети не умели любить. 5.Слепое сердце.(Дицул Александр).
|