Урок для обучающихся 8 класса по программе О. С. Габриеляна с применением технологии развития критического мышления "Химические реакции"
Submitted by Наталья Александровна Кононова on Wed, 13/02/2013 - 13:44
Тема урока: Химические реакции
Место урока: 2 урок в теме «Изменения, происходящие с веществами»
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создать условия для усвоения обучающимися понятий о химических явлениях и химических реакциях, о классификации химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты, познакомить с признаками и условиями течения химических реакций.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием.
Воспитательный аспект: содействовать развитию материалистического мировоззрения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 3 группы по 3 человека. Расположение обучающихся в классе должно быть комфортным и удобным для всех видов деятельности.
Оборудование: Штативы для пробирок, пробирки, спиртовка, лабораторный штатив, ППГ, спички.
Учитель: Весь облик нашей Земли: её леса и горы, её почвы и воды постоянно меняются, Какие явления лежат в основе этих изменений?
Ученики: Физические и химические явления
Слайд 2
Учитель: определите по рисункам, где показана сущность физического явления, где – химического. Поясните свой ответ.
Слайд 3
Ученики: На первом рисунке показан переход вещества из одного состояния в другое – это физическое явление, а на втором рисунке из воды образуется кислород и водород – это химическое явление.
Учитель: Или реакция. Сегодня на уроке мы с вами углубим и расширим сведения о химических реакциях. Возьмите, пожалуйста, маршрутные листы (Приложение 1) и заполните 1 таблицу.
Слайд 4
Задание 1. Заполняем таблицу.
Вопрос
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Какие явления называются химическими?
Что такое химическая реакция?
Чем отличаются химические явления (реакции) от физических явлений?
-Химическими называют явления, которые протекают с изменением состава вещества.
- Химические явления называются химическими реакциями
-При химических явлениях происходит образование новых веществ
Учитель: Что является главным итогом химической реакции ?
Ученик: главным итогом химической реакции является образование новых веществ
Учитель: А у новых веществ, конечно же, и новые свойства, отличные от свойств исходных реагентов. Поэтому химические реакции часто сопровождаются внешними признаками. У нас с вами обозначился ряд вопросов, на которые мы пока не можем дать уверенного ответа.
2 этап урока – Стадия осмысления
Учитель: Для того, чтобы ответить на вопрос «Какими внешними признаками сопровождаются химические реакции?», который у нас возник при заполнении таблицы, нам необходимо провести лабораторные опыты.
(Проводится инструктаж по технике безопасности. Лабораторные опыты проводятся по инструктивным карточкам (Приложение 2), по группам. Учитель контролирует работу)
3 группы:
1 группа – взаимодействие сульфата меди с гидроксидом натрия.
– взаимодействие гидроксида меди с раствором серной кислоты.
2 группа – взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой.
3 группа – взаимодействие хлорида железа(III) с калием железосинеродистым.
2.Задание - проведите опыты, результаты наблюдений занесите в таблицу:
Пример химической реакции
Условие течения химической реакции
Признак химической реакции
(По ходу отчета обучающиеся заполняют таблицу 1 задания 4 колонку)
Учитель: Отчет 1 группы.
Ученик: При взаимодействии сульфата меди с гидроксидом натрия образовался голубой осадок, затем при добавлении серной кислоты осадок растворился.
Учитель: Какой признак мы можем записать первым?
Ученик: Образование или растворение осадка.
Учитель: отчет 2 группы.
Ученик: при взаимодействии карбоната кальция с соляной кислотой выделился газ. Второй признак – выделение газа.
Учитель: отчет 3 группы
Ученик: привзаимодействии хлорида железа(III) с калием железосинеродистым изменился цвет. Третий признак – изменение цвета.
Учитель: Некоторые реакции сопровождаются появлением запаха. Дома вы могли наблюдать такую реакцию, когда крупинки сахара попадают на раскаленную плиту и обугливаются, что вы ощущаете?
Ученики: Запах.
Учитель: запишите следующий признак реакции – появление запаха.
А сейчас я проведу демонстрационный опыт – получение кислорода из перманганата калия.
(ОПЫТ - получение кислорода из перманганата калия)
Учитель: Что необходимо для разложения перманганата калия?
Ученики: Необходимо греть пробирку в пламени спиртовки.
Учитель: Т. е. следующий признак – поглощение тепла, при разложении перманганата калия образуется газ (показываю пузырьки в воде) кислород. А какое замечательное свойство кислорода вы знаете?
Ученики: Он поддерживает горение.
Учитель: Соберем в колбу кислород и внесем в нее тлеющую лучинку. Что вы увидели?
Ученики: Лучинка загорелась ярким пламенем.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Ученики: Реакция идет с выделением тела, это тоже признак реакции.
Слайд 5
Учитель: Сейчас мы с вами наблюдали 2 реакции – одна идет с поглощением тепла и называется эндотермической, а вторая с выделением тепла и называется экзотермической. Запишите, пожалуйста в свои маршрутные листы определения.
Слайд 6
Физминутка: Физические и химические явления.
Слайд 7
Учитель: Я буду читать вам предложения о физических и химических явлениях, а вы, если речь идет о физических явлениях, поднимаете правую руку, если речь идет о химических явлениях, поднимаете левую руку
1.Перед оклеиванием стен обоями рекомендуется залепить клейкой лентой шляпки вбитых в стену гвоздей – это препятствует появлению на обоях пятен ржавчины. х.
2.Для чистки ювелирных изделий, покрытых позолотой, нельзя использовать абразивные материалы и препараты, их содержащие, т. к. это может испортить внешний вид изделия. ф.
3.Если вы едите пищу с высоким содержанием серы, например куриные яйца или горчицу, то не рекомендуется пользоваться серебряной посудой – она покроется черным налетом. х.
4.Пятно от смолы, вара или парафина можно вывести, если прогладить изделие горячим утюгом, предварительно проложив с обеих сторон пятна плотную ткань или бумагу. ф.
Учитель: Мы переходим к следующим вопросам.
Я предлагаю просмотреть вам материал ЭОР, обсудить в группах и ответить на оставшиеся вопросы
(Ученики, просмотрев ЭОР, заполняют таблицу)
Ученик: Для проведения реакции необходимо, чтобы вещества соприкоснулись, т.е. их необходимо измельчить и перемешать
- 2 условие – нагревание.
- 3 условие – поджигание.
Учитель: А что же необходимо для протекания некоторых химических реакций?
Ученик:
- Нагревание или охлаждение;
- Действие электрическим током;
- Повышение или понижение давления.
Слайд 8
3 этап урока – Рефлексия
Учитель: Посмотрите на 1 таблицу, что вы сегодня узнали на уроке?
Ученик: Химические реакции сопровождаются внешними признаками (изменение окраски, появление запаха, образование осадка, выделение газа, выделение или поглощение теплоты)
- реакции, идущие с выделением тепла, называются экзотермическими.
- реакции, идущие с поглощением тепла, называют эндотермическими.
- условием возникновения химических реакций является соприкосновение, измельчение, перемешивание, нагревание или поджигание.
- условиями протекания являются нагревание или охлаждение, действие электрическим током, повышение или понижение давления.
Учитель: Я предлагаю вам составить Синквэйн к теме «Химические реакции», правила написания вы знаете, но чтобы не запутаться можете обратить внимание на слайд.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 9
Учитель: В заключении я хочу сказать, что химия – это удивительная наука, вы ее только начинаете познавать. Некоторые реакции очень красивые и загадочные. Я покажу вам опыт, который называется «Вулкан», а вы должны назвать условия и признаки этой реакции.
1)По дороге домой пронаблюдайте результаты химических явлений в живой и неживой природе. Вечером напишите мини-сочинение на тему: «Химические явления за окном» или «Химические явления, увиденные по дороге домой»
2)Проведите домашнюю практическую работу. Работу оформите, по аналогии с лабораторными опытами урока (в виде таблицы).
Опыт 1.Налейте в пробирку 1-2 мл раствора сульфата меди CuSO4и прилейте немного гидроксида натрия NaOH. Наблюдения запишите в таблицу
Опыт 2.К полученному осадку гидроксида меди Cu(OH)2 прилейте по каплям раствор серной кислоты H2SO4до полного растворения осадка. Наблюдения запишите в таблицу.
Опыт 3.Поместите в пробирку кусочек карбоната кальция CaCO3прилейте раствор соляной кислоты HCl. Наблюдения запишите в таблицу.
Опыт 4.Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида железа(III) FeCl3и прилейте немного раствора калия железосинеродистого K[Fe(CN)6]. Наблюдения запишите в таблицу.