Submitted by Ольга Владимировна Пантыкина on Tue, 12/02/2013 - 19:32
Тема урока: «Стихийные явления в литосфере»
Цели и задачи:создать условия для усвоения учащимися знаний о стихийных природных явлениях – их видами, причинами возникновения, районами распространения; способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью через знакомство с мерами предосторожности во время стихийных явлений; продолжить формирование умений работать с географическими картами, дополнительными источниками географической информации.
Оборудование:физическая карта России, учебник, атлас, энциклопедии, справочники, картины.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Тестовая работа (взаимопроверка).
Вариант 1
1. Устойчивые участки земной коры называются:
А) платформы; В) складчатые области.
Б) щиты;
2. Горы расположены на:
А) платформах; В) в складчатых областях;
Б) плитах.
3. Общий уклон территории России:
А) к югу; В) к центру;
Б) к северу; Г) к востоку.
4. Средняя высота территории России составляет чуть более:
А) 400 м; Б) 500 м; В) 600 м.
5. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) деятельность ветра; Г) деятельность человека.
6. К формам рельефа ледникового происхождения относятся:
А) морены, бараньи лбы;
Б) овраги, балки;
В) барханы, дюны.
7. Определите, какая форма рельефа не является эрозионной:
А) овраг; В) промоина;
Б) балка; Г) бархан.
8. Какие формы рельефа образованы человеком?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
Вариант 2
1. Выход на поверхность фундамента платформы называется:
А) плита; В) осадочный чехол;
Б) щит;
2. Равнины расположены на:
А) границах литосферных плит; В) платформах;
Б) в складчатых областях.
3. В рельефе России преобладают:
А) горы; Б) равнины.
4. Высшая точка России – это гора:
А) Ключевская Сопка; В) Белуха;
Б) Казбек; Г) Эльбрус.
5. Внешние процессы, формирующие рельеф, это:
А) вулканизм; В) деятельность древнего ледника;
Б) землетрясения; Г) движения земной коры.
6. Как называются ледниковые отложения, состоящие из песка, глины, щебня, валунов?
А) морена; В) бархан;
Б) промоина; Г) зандр.
7. К ветровым формам рельефа относятся:
А) овраги; В) бараньи лбы;
Б) дюны; Г) балки.
8. Какие формы рельефа образованы текучими водами?
А) барханы, дюны; В) карьеры, терриконы;
Б) морены, бараньи лбы; Г) овраги, балки.
- Индивидуальная работа по карточкам (географическая номенклатура).
- Индивидуальный монологический ответ на вопрос: Какие процессы оказывают влияние на формирование рельефа Земли в настоящее время?
Задание классу по монологическому ответу: сделать вывод, перечислить процессы, которые оказывают влияние на рельеф.
3. Определение темы, целей урока.
На доске записаны понятия: вулканизм, обвал, землетрясение, лавина, засуха.
- что объединяет эти понятия?
- Найдите лишнее явление?
- По какому признаку вы это определили?
- Итак, какова тема нашего урока? Попробуйте определить, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
4. Изучение нового материала.
-Природа не поскупилась на богатую палитру гор и равнин. Особым очарованием обладают даже старые горы, у которых вместо снежных шапок и пиков пологие склоны. Горы - мир загадочный, и до сих пор мало познанный, неповторимо красивый и полный опасностей. А сколько красоты на равнинах! Величие равнин незаметно: бескрайние леса; реки, лениво текущие по велению рельефа; овраги и болота; дороги, пролегающие прямо, как стрела, без крутых подъёмов и спусков.
Большинство склонов и гор, и равнин могут показаться совершенно неподвижными: об этом говорит покрывающая их растительность. Но всё это - обманчиво. Мгновение - и всё поползёт, двигая за собой вековые деревья. Любуясь живописным пейзажем, человек не задумывается о трагедии. И все это так внезапно и неожиданно!
1. Определение понятия «стихийные явления»
Работа с учебником, запись определения в тетрадь.
2. Проверка опережающего задания:«Какие стихийные явления, связанные с литосферой, происходили в последнее время в России, мире?»
3. Работа в группах.
Группы изучают стихийные явления, заполняют таблицу, наносят районы их распространения на контурную карту.
Вид стихийного явления
Особенности проявления стихийного явления
Причина возникновения
Районы проявления в России
Последствия стихийного явления
Землетрясения
Цунами
Вулканизм
Обвал
Оползень
Сель
Лавина
Физкультминутка.
4. Первичное закрепление.
Метод неоконченных предложений. Закончите предложение.
1. Стихийные явления, так же как и все другие процессы в литосфере, возникают под влиянием…
2. Сильные землетрясения в России случаются на …
3. Крупнейший из действующих вулканов России – …
4. Причинами обвалов бывают …
5. Дальний Восток известен …
6. Сель – это …
7. Последствиями оползня являются …
8. Снежная масса, движущаяся с большой скоростью вниз по склону горы, называется …
9. Причинами цунами являются …
10. Покажите на карте сейсмоактивные области России.
5. Действия в условиях стихийных бедствий.
- Ребята, стихийные явления литосферы причиняют не только большой вред человеку, но и огромное горе. Чтобы уберечь себя и окружающих от опасности, нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Используя полученные знания, попробуйте составить памятки по поведению людей во время катастрофических явлений (любое стихийное явление по выбору).
5. Домашнее задание.
&15, сообщения о мерах профилактики стихийных явлений.
6. Рефлексия.
- Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?