Конспект урока по истории древнего мира «Повседневная жизнь римлян в эпоху Империи»
Ход урока:
Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в прошлое. И как любого путешественника нас ожидают встречи с людьми. Ребята посмотрите на доску и ответьте, что изображено на слайдах (показ слайд-шоу).
Обучающиеся: (просматривая слайды, могут назвать людей, дома, как отдыхают….)
Учитель: (может задать вопросы на сравнение: чем отличаются дома, одинаковая ли одежда на людях, какие цвета одежды встречаются, чем занимаются римляне и др)
………..и другие
Проблемное задание: Можно ли не зная людей определить их общественное положение?
2. Изучение нового учебного материала.
Учитель: Давайте с вами более подробно поговорим о повседневной жизни римлян. Жилище. (характеризует жилище богатого римлянина (на доске изображение дома)). Жилища богатых аристократов представляли собой просторные дома или даже дворцы с садами (виллы), искусственными водоемами и холмами, водопадами и террасами. Помещения делились на гостевые и предназначенные для частной жизни. В центре дома находилось открытое помещение - атрий. Посередине атрия был бассейн, в центре которого устанавливалась статуя. Бассейн окружали колонны. В крыше над ним делался проем, чтобы через него проникал свет. Стены богатых домов украшались росписями. Полы были мозаичными.
Мозаика - узор или изображение, выполненное из кусочков камней или разноцветных плиток.
Загородные виллы римских богачей окружали великолепные сады со статуями. Нередко здесь были домашние зоопарки с диковинными животными. Хозяева любовались удивительными рыбами, которых разводили в специально сооруженных водоемах.
Обучающиеся: записывают в тетрадь составляющие богатого дома (атрий, колонны, мозаика, статуи, бассейн). Самостоятельно знакомятся с жилищем бедняков (с.242-243).
Одежда.
Создание проблемной ситуации. Попытайтесь определить общественное положение людей по внешнему виду.
Учитель: рассказывает и демонстрирует одежды римлян через:
Текст (с.243-244) Римлян называли "народом, облаченным в тогу". Эта верхняя одежда из отбеленной шерсти была знаком принадлежности к свободным римлянам. Юноша облачался в тогу, когда становился взрослым и получал права гражданина. Претенденты на государственные должности надевали белую тогу (кандиду). Отсюда произошло слово "кандидат".
Тогапредставляла собой полотнище до 5 м в длину и 2 м в ширину. Один его край был прямым, а другой - закругленным. По тому, как тога драпировалась на теле, судили о ее владельце - его положении в обществе, образовании, культуре, вкусе. Обучение драпировке тоги было столь же важным, как и обучение красноречию. Простолюдинов презрительно именовали "народцем, носящим тунику". Действительно, в короткой рубахе без рукавов - тунике - было удобно работать. Тунику носили и как нижнюю одежду. Tory же простые римляне надевали в особо торжественных случаях. Женщины поверх туники носили столу - одежду вроде широкой юбки. У римлян в обиходе были разного рода плащи - короткие и длинные.
Бедняки нередко ходили босиком. Вообще же римская обувь была довольно разнообразной - кожаные сандалии на плотной подошве, башмаки-сапоги с ремешками. Воины носили специальные сапоги - калиги, подошва которых крепилась особенно прочно. Обувь красного цвета была знаком знатности, высокого положения в обществе. Женщины носили обувь на платформе, которая зрительно удлиняла ноги и увеличивала рост.
Рисунки (демонстрация через интерактивную доску)
Обучающиеся:
1.Записывают определения: тога, кандида (белая тога), туника, стола, палла
2.Смотрят рисунок «Знатные римляне»
3. Рассматривают статую императора Августа в тоге.
Учитель: Ребята, представьте себе двух человек, одетых в тогу. Один одет в белую, другой в тогу с пурпурной каймой. Определите, кто они?
Обучающиеся:текст с. 243 . Сравнивают одежду древних римлян, делают вывод кто какое положение занимал в обществе.
Учитель:Итак, мы с вами закончили разбирать одежду римлян. Ознакомимся с текстом на с. 244 и попробуем представить себя в гостях у богатого и бедного римлянина. Чем они будут вас угощать? Предположения детей.
Учитель: Любимым местом отдыха и развлечений римлян были общественные бани (термы) (характеризует древнеримские термы):
Текст (с.244-245) Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.
Императоры строили бани для римского народа. В начале 4 века в Риме было двенадцать императорских бань и множество бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно скромнее императорских.
О размерах императорских терм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядят грандиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини в Риме - крупным современным транспортным узлом. В термах императора Каракаллы могло одновременно свободно находиться более полутора тысяч человек.
слайд-шоу древнеримских терм
Обучающиеся:просматривают информацию и делают записи в тетрадь.
Проблемное задание:важно ли быть грамотным?
Учитель: (предлагает вопросы для самостоятельной работы) с.245-246:
Какие предметы изучались в римских школах?
Сколько ступеней образования существовало в римском образовании?
В чём значимость образования в Древнем Риме?
Предлагает взаимопроверку ответов и их оценивание. Выслушивает ответы обучающихся.
Обучающиеся:(самостоятельно работают над вопросами, используя текст «Школа» с.245-246. По желанию отвечают учителю. Сами оценивают ответы на вопросы.
Вывод по проблемному заданию:В Древнем Риме было разделение на богатых и бедных. Жилище, одежда, еда, образование были знаком общественного положения. По ним судили о владельце – его положении в обществе, вкусе, культуре.
Закрепление изученного на уроке
Учитель: А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? (небольшое тестовое задание (4-5 вопросов) по определениям).
Рефлексия:
С чего мы сегодня начали занятие?
Что удалось и почему?
Что не удалось и почему?
Что будем делать дальше?
Учитель:оценивает работу обучающихся, задаёт и объясняет домашнее задание.
Домашнее задание:§57. Используя дополнительную литературу подготовить сообщение об одном из памятников древнеримского искусства.