Официальный сайт avufa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок по литературе в 5 классе "Как я встречался с Чеховым. За карасями"

Submitted by Елена Владимировна Барон on вс, 20/01/2013 - 15:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Барон Елена Владимировна
Место работы, должность: 
г.Липецк, МБОУ гимназия №19 имени Поповичевой Н.З. Учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Липецкая область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1.Воспитать внимательное чтение; 2.Заложить умение анализировать художественное произведение делать обобщения и выводы, давать характеристику героям; 3.Использовать понятие, связанное с теорией литературы (композиция произведения), сформировать умение находить части композиции в тексте; 4. Развивать речь учащегося; 5. Представить себе личность А.П.Чехова, увидеть Чехова глазами гимназиста Шмелева; 6. Постараться понять, как незнакомец и ребята стали « бледнолицыми братьями»; 7. Почувствовать, что уважение, мир, доброта способны делать чудеса, изменять мир.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Авторская рахработка.

Используемая методическая литература: 

Авторская разработка

Используемое оборудование: 

нет

Используемые ЦОР: 

нет

Краткое описание: 
Проблемный изучение рассказа.

Гимназия №19

 

Барон Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

                              Урок по литературе в 5 классе.

 

 

 

 

                                   Иван Сергеевич Шмелев

         «Как я встречался с Чеховым. За карасями.»

 

Тема: Встреча с личностью.

Цели урока:

                   1.Воспитать внимательное чтение;

                   2.Заложить умение анализировать художественное произведение,

   делать обобщения и выводы, давать характеристику героям;

3.Использовать понятие, связанное с теорией литературы (композиция произведения), сформировать умение находить части композиции в тексте;

4. Развивать речь учащегося;

5. Представить себе личность А.П.Чехова, увидеть Чехова

    глазами гимназиста Шмелева;

6. Постараться понять, как незнакомец и ребята стали

   « бледнолицыми братьями»;

7. Почувствовать, что уважение, мир, доброта способны делать

    чудеса, изменять мир.

 

Оборудование: портреты И.С.Шмелёва,  А.П.Чехова; сборник рассказов      И.С.Шмелёва, А.П.Чехова; Толковый словарь Ожегова.

Ход урока:

 Сегодня мы обсуждаем рассказ И.С.Шмелева, который  вы прочитали дома.

Начать хочу с необыкновенного для вас задания: вы сами, по ходу нашего разговора, должны будете сформулировать и предложить тему урока.

 

-Ребята, кого мы называем личностью?

- интересный человек;

- который сделал что-то полезное, важное для общества;

-совершил какое-либо открытие, поступок, требующий от него усилий;

-которого все уважают;

-индивидуальный, непохожий, который выделяется из окружающего мира.

 

Давайте обратимся к лексическому значению этого слова, которое дает Толковый словарь Ожегова (индивидуальное задание)

Личность - 1.) Человек, как носитель каких-либо свойств;

                   2.) Свойства человека все вместе, в их совокупности, своеобразная индивидуальность человека ( героическая личность, выдающаяся личность).

 

Сегодня у нас есть прекрасная возможность «соучаствовать» в необычайном открытии, которое делает мальчик Шмелев. Он открывает для себя личность знаменитого писателя Чехова.

Дома вы прочитали этот рассказ, кому-то из вас показалось, что в нем много говорится о рыбалке, в самих героях(мальчиках-гимназистах), их мироощущении и очень мало о Чехове. Ведь фамилия Чехова встретилась в

тексте всего лишь дважды: в самом начале и в конце. Поэтому, будьте особо внимательны, потому что говорить мы будем о Чехове, о том, каким его увидел автор.

Нам потребуется понятие «композиция художественного произведения» (оно нам уже знакомо)

Композиция-построение произведения. Состоит из нескольких частей:

1.) Экспозиция;

2.)Завязка;

3.)Развитие действия;

4.)Кульминация;

5.)Развязка.

 

Ребята, приготовьте текст, откройте его.

Итак, Экспозиция (время действия, место действия, кто герои).

Что мы можем об этом сказать?

КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ РАССКАЗА?

(Летом, автор-гимназист, 12лет;

Год рождения Шмелёва- 1873+12=1885г.

В 1884г. Чехов закончил медицинский факультет Московского университета, занимался врачебной деятельностью и печатал в сатирическом журнале «Будильник» смешные рассказы, подписывая их литературным псевдонимом Антоша Чехонте.

В рассказе Чехову 25 лет).

 

ГДЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ?

(В Москве, Замоскворечье, Мещанском саду при Мещанском училище).

 

ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ГЕРОЯХ?

(Автор с другом Женькой целыми днями пропадали в Нескучном саду, строили вигвамы (вигвам у индейцев Северной Америки - это хижина из ветвей, кожи, коры) и вели жизнь индейцев. Затем мальчики стали «эскимосами» и рыбачили на прудах в Мещанском саду).

 

ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О ДЕТЯХ, ЗНАЯ ОБ ИХ ИГРАХ И ЗАНЯТИЯХ?

(Мальчики прочитали много приключенческих книг об индейцах. У них богатое воображение, они большие выдумщики. В играх они находили то, чего им не хватало в жизни).

 

ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ РАССКАЗА ГОВОРИТСЯ О ГИБЕЛИ ЖЕНЬКИ?

(Рассказ - не только воспоминания  о встрече с Чеховым. Он посвящён памяти погибшего на войне друга).

 

ПОЧЕМУ ДЕТИ СЧИТАЛИ ПРУДЫ СВОИМИ?

(Сашка Веревкин, сын училищного инспектора, был приятелем мальчишек).

 

У хорошего писателя не бывает случайных слов. Давайте подумаем, какие слова из экспозиции сыграют важную роль в развитии действия? (какие слова привлекли ваше внимание?)

 

Дикобразово перо  - что это такое?

-особенный поплавок на карасей. (Как он попал к Женьке?) Женька приобрёл его, оттащив к букинисту латинский словарь.

Букинист-(толковый словарь)-торговец подержанными и старинными книгами.

Прикормка-богатая, из горелых корок, каши, конопли.

Пеммикан – толченый порошок из сушеной рыбы.

 

Перечитаем описание природы на пути детей к прудам. Важно оно в развитии действия?

-Конечно! «Только рыболовы  знают, что творится в душе, когда подходишь на зорьке к заводинке».

Ребята чувствуют красоту природы, у них радостное настроение, ждут удачную рыбалку.

 

А теперь найдем ЗАВЯЗКУ. С какого момента начинает развиваться  действие рассказа?

- Богатое место занято незнакомцем в соломенной шляпе.

 

Как описаны пойманные незнакомцем и воспитателем училища Кривоносовым (найдите в тексте, прочитайте) караси?

 

-«тащит громадного карасищу, нашего, черноспинного, чешуя в гривенник».

-«Кривоносый тащит - краснопёрого, золотого, бочки оранжевые, чуть с чернью».

Мы прямо-таки увидели этих карасей.

Шмелёв- удивительный рассказчик. Мы ощущаем, видим, слышим, даже будто прикасаемся  ко многим вещам, о которых идёт речь. Достигает этого художник, благодаря своему индивидуальному языку – сочному, яркому, красочному, точному, богатому.

Ребята, а как вы понимаете слова, сказанные незнакомцем  «Да у вас тут целое рыбье Эльдорадо?»

-Это место, где вдоволь рыбы. В переносном смысле слово ЭЛЬДОРАДО означает «СКАЗОЧНЫЙ УГОЛОК».

Это слово – испанское. В переводе означает ЗОЛОЧЕНЫЙ. Так называли страну золота и драгоценных камней, будто бы существующую в Америке. Легенда об Эльдорадо долгое время ходила  среди завоевателей Америки. Искатели золота много раз пытались разыскать эту на самом деле не существующую страну.

-Как вы думаете, для чего так подробно и красочно автор описывает пойманных карасей?

(дети испытывают зависть, обиду, отчаянье, досаду, видя, каких карасей ловят «самозванцы» )

А ТЕПЕРЬ НАЙДЁМ САМЫЙ НАПРЯЖЁННЫЙ МОМЕНТ В РАЗВИТИИ ДЕЙСТВИЯ - КУЛЬМИНАЦИЮ РАССКАЗА.

«Дикобразово перо» Женьки зацепилось, он начал дёргать за леску и звонить – всех карасей распугал. «Заняли наше место с нашей прикормки и пользуетесь» - злобно бросает он незнакомцу.

Что вы почувствовали в этом крике души?

-отчаянье и раздражение.

 

Сравните отношение Чехова и Кривоносого к детям.

 

Когда Чехова обвиняют в незаконном захвате чужого места, он отвечает вежливо: «Что же вы не сказали? У нас, рыболовов, правила чести строго соблюдаются…прошу вас, идите на ваше место, право, я не хотел вам портить.»

Он с уважением относится к детям.

А реакция Кривоносого? Злобно, грубо: «Чего с ними церемониться? Мало их пороли, грубиянов». (старается обидеть ребят)

 

Как Чехов сумел расположить к себе детей, снять раздражение Женьки?

- он извинился

- стремился исправить свою невольную ошибку

- Чехов отдал Женьке свою запасную леску

- потрепал по синей его рубахе (дружеский жест)

  «Уж не сердись».

-Чехов понял серьёзность и важность детских увлечений. (Женька уже отошёл, пытался оправдаться, объяснить свою горячность: «Мы, говорит, не из жадности, а нам  для пеммикана надо».)

- Чехов отдал детям всех карасей

- предложил «краснокожим братьям» выкурить трубку мира, сказал по - индейски: «Отныне мир », протянул руку.«Отныне моя леска - твоя леска, твоя прикормка – моя прикормка, мои караси – твои караси!»  и все засмеялись.

Какой же поступок совершил вспыльчивый, ершистый Женька,покорённый обаянием  и дружелюбием «бледнолицего брата»?

- когда незнакомец произнес: «Как жаль, такое чудесное «дикобразово перо» погибнет»,- Женька с возгласом «Нет, не погибнет» бросился в брюках и в рубашке воду.

- Женька подарил чудесный поплавок «бледнолицему брату», и тот оценил этот дар - прижал к жилету и положил перо в боковой карман, где сердце.

 

Где, по вашему мнению, развязка действия?

(От Саши Веревкина дети узнали, что незнакомец – Чехов, пишет смешные рассказы в «Будильнике».)

Почему Женька отказался жаловаться на Кривоносого?

(Он находился под впечатлением встречи с добрым, умным, вежливым, дружелюбным человеком. Эта встреча по-доброму на него повлияла:«Он лежал на спине и мечтал; нежное что-то было в его суровом лице».

 

Прочитаем финал рассказа.

Какая основная мысль выражена в нем?

«Случилось такое необычное в бедной и неуютной жизни, которую мы пытались наполнить как-то нашим воображением. Много мы не понимали, но сердце нам что-то говорило. Не понимали, что наш «бледнолицый брат» был поистине нашим братом в бедной и неуютной жизни и старался её наполнить.

Что же необычного случилось в жизни детей?

- взрослый человек сумел понять их, отнестись к ним с уважением

- произошла яркая встреча, оставившая след

- они стали лучше, добрее, другими

- Как вы понимаете слова «бедная жизнь»?

(Бедная жизнь -жизнь без интересных событий, скучная, обыденная.Здесь слово употребляется в переносном значении.)

 

ЛИЧНОСТЬ ЧЕХОВА

 

Чтобы наиболее полно ответить на вопрос о том, каким мы увидели Чехова, давайте выпишем нужные нам детали из текста. То, что выделяет его из окружающего мира, чем он не похож на других: элементы портрета, речь, поведение.

 

Портрет(внешний вид, лицо): соломенная шляпа, высокий, голенастый, совсем молодой, усики, лицо простое.

 

Простота, скромность.

Речь:приговаривает баском, сказал ,как индейцы, про Аксакова: «рыбье Эльдорадо». Свидетельствует об образованности, начитанности,  чувстве юмора.

Поведение: приятно смеётся, в ладоши захлопал, удивляется, не обиделся, вежливо спрашивает, потрепал по спине, протянул руку,   ласково поглядел - вежливость, доброжелательность, умение расположить к себе, необидчивость, обаятельность.

Вывод - обобщение. КАКИМ ЖЕ МЫ УВИДЕЛИ ЧЕХОВА?

За очень короткое время встречи с незнакомцем ребята из врагов незаметно для себя стали « братьями».

 

Удивительный дар Чехова- обаяние!

Вот такой Чехов у Шмелёва: весёлый, обаятельный, скромный.

 

Как мы можем сказать о человеке, который обладает такими качествами?

ОН - ЛИЧНОСТЬ!

Когда вы станете старше, умнее и прочитаете произведения самого Чехова, то вы узнаете много нового об этой писателе.

Вас, ребята, ждут интересные встречи с этим человеком и личностью.

 

 

 

Д/З:

1)составить рассказ на тему: «Каким я увидел Чехова в рассказе Шмелёва»,  с обязательным выводом «кого я считаю личностью»

2)выписать в тетрадь понравившиеся слова и выражения, примеры, свидетельствующие о необычности и богатстве языка Шмелёва.

 

 

ОЦЕНКИ

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
на флешь Урок в 5 классе по литератур1.docF_.zip 14.44 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн