Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве

Submitted by Тамара Леонидовна Старикова on вс, 20/01/2013 - 14:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Старикова Тамара Леонидовна
Место работы, должность: 
МОУ "Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы" учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Раскрыть живую связь «Слова о полку Игореве" с другими видами искусства

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Литература. 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
Используемая методическая литература: 

1. Громов, Н.И. Методическое руководство к учебнику "Русская литература" для 8 класса / Н.И. Громов. - М.: Просвещение, 1977.

2. Золотарева, И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс / И.В. Золотарева, О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. - М.: "ВАКО", 2002.

3. Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком / Б.И. Турьянская, Л.Н. Гороховская, Е.В. Комиссарова, Г.И. Михеева. - М.:ООО"Русское слово- учебная книга", 2002.

 

Используемое оборудование: 

 

Компьютер, проектор, интерактивная доска                         

Используемые ЦОР: 

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/23478/?i  Опера А.П. Бородина "Князь Игорь"

Краткое описание: 
На уроке прослеживается развитие образов из произведения "Слово о полку Игореве" в опере А.Бородина «Князь Игорь» и на картинах известных художников;проводится работать над развитием связной речи обучающихся, повышением их интеллектуального уровня; развивается умение анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

 

Ход урока

I.                    Слайд 1.  Тема урока: «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

Вступительное слово учителя.

Более двух веков одно из интересных и загадочных произведений древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» находится в поле зрения исследователей, поэтов, композиторов, художников. Образы «Слова» встречаются в стихотворениях А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, А. Блока, к сюжету «Слова» обращались художники В.М. Васнецов, В. Фаворский, И. Глазунов и другие. На нескольких уроках мы с вами тоже стали исследователями идейно-художественных особенностей «Слова о полку Игореве». Вспоминаем содержание этого произведения.

II.                 Слайд 2. План «Слова…»

Задание: Восстановить последовательность частей. Обучающиеся на интерактивной доске нумеруют части по порядку.

              Вступление (1)

              Сборы в поход (2)

              Первый бой (4)

              «Золотое слово» Святослава (7)

               Солнечное затмение (3)

               Плач Ярославны (8)

               Второй бой (5)

               Ранение и пленение Игоря (6)

               Побег Игоря (9)

               «Слава  Игорю Святославичу!» (10)

 

III.               «Слово о полку Игореве» в музыке.

1) Сообщение ученика о биографии и разносторонних интересах  А.П. Бородина.

                     Слайд 3. Александр Порфирьевич Бородин
                                                        (1833 – 1887)

         Химик – создал первые органические соединения (изобретение пластмассы)

         Композитор – автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других произведений

         Поэт – писал тексты к собственным музыкальным сочинениям

         Медик – академик Медико-хирургической академии

 

2) Сообщение ученика о работе над оперой.

Опера «Князь Игорь» - наиболее значительное произведение Александра Порфирьевича Бородина. Она стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над либретто оперы, изучая труды по русской истории, летописи, народные сказания и песни. Опера писалась в течение 18 лет (с 1869 года), но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  его друзья Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш. Премьера «Князя Игоря» прошла в Петербурге в Мариинском театре в 1890 году с большим успехом.

 

 3) Слайд 4. Работа с музыкальными терминами

Либретто (ит. libretto) – текст музыкально-драматического произведения   (оратории, кантаты, оперы).

Каватина (ит. cavatina) – небольшая оперная ария, обычно  лирико-повествовательного характера.

Речитатив (ит. recitativo) – род вокальной музыки, близкий к напевной декламации.

 

4) Слайд 5. Содержание оперы «Князь Игорь"

         Увертюра

         Хор «Солнцу красному слава!»

         Сцена солнечного затмения

         Речитатив и песня Владимира Галицкого

         Каватина Кончаковны

         Речитатив и каватина Владимира Игоревича

         Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича

         Ария князя Игоря

         Ария Кончака

         Половецкая пляска с хором

         Плач Ярославны

         Заключительный хор

 

Вопросы для беседы: Как отличается содержание оперы от содержания «Слова…»? Есть ли знакомые герои? Кто? Какие образы были созданы А.П.Бородиным?

 

IV.              «Слово о полку Игореве» в живописи.

Слово учителя.  Когда мы читаем книгу, особое внимание обращаем на иллюстрации. Какую роль они играют в книге?  (Помогают представить образы, картину происходящего и т. д.) Лучшим иллюстратором «Слова…» можно назвать Владимира Андреевича Фаворского.

Слайд 6. Сообщение ученика о В.А. Фаворском

Владимир Андреевич Фаворский
(1886-1964)

Оформил книгу «Слово о полку Игореве» в технике ксилографии – гравюры на дереве.

Считал, что все художественные элементы книги – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты составляют единый образно-стилистический ансамбль.

 

V.                 Просмотр слайдов с репродукциями и записью отрывков из оперы «Князь Игорь», сопровождаемый комментариями учителя и  беседой с учениками.

Слайд 7. В. Фаворский «Затмение солнца».

 Какие строки из произведения можно подписать под этой иллюстрацией? (Выборочное чтение текста «Слова о полку Игореве»).

Слайд 8.   В. Фаворский «Затмение солнца» (2 вариант гравюры)

                 Отрывок из оперы «Князь Игорь»  «Сцена солнечного затмения»

Слайды 9,10.  В.А.Фаворский «Разворотная иллюстрация сцены битвы».

Какие эпизоды в «Слове» побудили художника к созданию этих гравюр? Только ли о князе Игоре эти отрывки?

Слайд 11. В.М. Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 год)

Прочитайте, пожалуйста, строки, иллюстрированные Васнецовым. (Выборочное чтение текста «Слова о полку Игореве»).

Что мы видим на картине? Ваши впечатления от картины?

На поле боя царит безмолвие. Степь покрыта телами погибших русских воинов и половцев. В центре картины - два образа, которые определяют ее идею. Могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками и юноша, пронзенный стрелой. Эти образы говорят о величии, благородстве, красоте совершенного подвига. Природа на картине играет особую роль, помогает передать скорбь от потери. Пейзаж мрачен, надвигаются мрачные грозовые тучи, тревожно-сумрачный облик луны подчеркивает печальное настроение.

Слайд 12. В. Фаворский «Плач Ярославны».

                 Отрывок из оперы «Плач Ярославны».

Слайд 13. И.Глазунов «Плач Ярославны»

                 Отрывок из оперы «Плач Ярославны» (продолжение)

На картинах удачно переданы близость человека к природе, поклонение ее силам. На гравюре Фаворского слова Ярославны находят отклик в заречных кущах, в водах Днепра. А у Глазунова Ярославна оказывается как бы в центре воздушного потока, когда обращается к ветру.

Во всех произведениях: и в литературном, и в музыкальном, и на картинах плач Ярославны – это живой голос женщины, в котором звучит вековечное горе многих матерей и жен. Это стон, который так и будет актуально  звучать до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битвы, войны.

     Слайд 14. И. Глазунов Портреты Ефросиньи Ярославны.

Обратить внимание на глаза, полные тоски, ожидания и надежды на возможное возвращение Игоря и на счастье.

Слайд 15. И.Глазунов. Князь Игорь      

       Ария князя Игоря из оперы Бородина.

Вспомните, какие качества ценит в князе Игоре автор «Слова»? (Смелость, стойкость, преданность брату, своим воинам во время боя,  стремление вырваться из плена, вернуться на родину).

Перед вами портрет князя Игоря, выполненный И.Глазуновым. Сумел ли передать черты Игоря художник. Что нового в его образе мы видим? (Грусть в глазах, скорбь, решительность)

В центре оперы Бородина тоже князь Игорь, мужественный и благородный воин. Он тяжело переживает поражение и плен, мечтает вернуть себе свободу, чтобы снова пойти на врага. С любовью и нежностью вспоминает он о своей верной подруге Ярославне, которая в трудные минуты проявляет большую силу дух. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.

А.П. Бородин увидел в князе Игоре не только отдельного человека. Этот образ выражает волю многих тысяч русских народов. Так в опере происходит расширение пространственных и временных границ: неудавшийся поход северского князя – это  только один эпизод многовекового столкновения народов Руси и кочевого востока.

Слайд 16. И. Глазунов «Штурм града».

                Ария Кончака из оперы «Князь Игорь»

Очень выразителен музыкальный портрет предводителя половцев хана Кончака, жестокого, властного и вместе с тем по-своему великодушного. Кончак сумел увидеть в Игоре не просто пленного врага, а мужественного, преданного родине человека.

В опере больше, чем в тексте «Слова» уделяется внимания врагам, противникам Игоря. Передовой человек своего времени, А.П. Бородин понимал, что только на путях взаимного уважения наций может успешно осуществляться общественный прогресс.

VI.              Выводы по уроку.

«Слово о полку Игореве» создано в 12 веке. Но до сих пор оно живет в произведениях искусства, оно учит любви к родине, заражает поэтов, художников творческой энергией. Возможно, кто-то из вас в недалеком будущем тоже раскроет тайны темных мест этого древнерусского и вечно молодого произведения.

VII.            Проверьте свои знания. Найдите соответствия. Ученики (используя возможности  интерактивной доски) соединяют линиями определения.

Слайд 17.

А.П. Бородин

 

В.М.Васнецов

 

И.Глазунов

 

 

В.А.Фаворский

 

 

 

Ксилография

 

Либретто

 

Портреты Ярославны

 

Гравюра на дереве

 

Иллюстратор книги, создатель ксилографии

 

Текст музыкально-драматического произведения

 

Опера «Князь Игорь»

 

 «После побоища Игоря Святославича с половцами»

 

 

 

VIII.         Итоги урока.

Прикрепленный файл Size
Методические рекомендации.doc 31 KB
Слово о полку Игореве.ppt 1.07 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн