Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Давление твердых тел»

Submitted by Галина Михайловна Виндемут on вс, 20/01/2013 - 14:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Виндемут Галина Михайловна
Место работы, должность: 
учитель физики и математики высшей квалификационной категории МКОУ Большеникольской СОШ Чулымского района
Регион: 
Новосибирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 

 

формирование представления о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.

Задачи:

  • ввести понятие о давлении;
  • на основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади опоры;
  • научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;
  • научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;
  • развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кадайлов…  Учебник физики  7кл Л.Э. Генденштейн, А.Б. Кадайлов…  Учебник физики  7кл. М., Издательство Мнемозина, 2010 

 Л.Э. Генденштейн, Л.А.Кирик, и.М. Гельфгат. Физика 7 класс. Задачник, М, Издательство Мнемозина 2010

Используемая методическая литература: 

 

В.А.Волков. Универсальные поурочные разработки по физике, 7 класс 

«Я иду на урок физики: 7 класс» часть 2: книга для учителя, М,: Издательство «Первое сентября» 2000.

Используемое оборудование: 

 

ПК, проектор, колонки, экран, демонстрационное оборудование: (дощечка с вбитыми гвоздями, стеклянная кювета с песком, картон,канцелярские кнопки)

 

Используемые ЦОР: 

Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b19dfa9-7bdf-441a-89e4-fdbf8383e844/110307/?

Диск.Уроки Кирилла и Мефодия Физика 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия

Краткое описание: 
Урок изучения и первичного закрепления нового материала с использованием фронтального эксперимента и компьютерной поддержкой. В основу положены: информационная технология обучения и элементы проблемного обучения. Формы организации работы детей: - фронтальная - при обсуждении материала и итогов рефлексии; - индивидуальная – при выполнении заданий. Формы организации работы учителя - координирует работу коллектива: - при показе презентации предлагает высказать гипотезы; - задает вопросы; - направляет ход беседы; - на заключительном этапе проводит рефлексию. Приобретаемые навыки детей - умение наблюдать и объяснять наблюдаемые явления; - умение формулировать свои мысли, анализировать материал; - умение применять формулы для решения задач; - вычислительные навыки;

 

Урок физики в 7 классе

Тема урока: "Давление твердых тел"

Цель урокаформирование представления о давлении, как одной из характеристик взаимодействия, его единицах и способах изменения.

 

Задачи:                                                                                                                                                                      

  • ввести понятие о давлении;
  • на основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади опоры;
  • научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять разные точки зрения;
  • научить находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни; решать простые задачи, используя формулу давления;
  • продолжить развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности обучающихся.

учащиеся должны:                          

 знать/понимать что называется давлением; какой буквой обозначается; в каких единицах измеряется; формулу, по которой можно рассчитать давление; способы изменения давления.

 уметь применять формулу давления для решения задач; научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела, решать качественные задачи. 

 

Основное содержание:             

  1. Что такое давление?
  2. Связь давления с другими величинами
  3. Единица измерения давления
  4. Способы изменения давления

      Оборудование: ПК, проектор, колонки, экран, демонстрационное оборудование: (дощечка с вбитыми гвоздями, стеклянная кювета с песком, картон,канцелярские кнопки

 Ход урока:

 

I. Организационный моментприветствие обучающихся, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся.       

 У.Вспомним, что мы знаем  о силе

-О:  Векторная величина, характеризует действие одного тела на другое, является причиной изменения скорости тела

2. У. От каких факторов зависит результат действия силы?

Ответы: от модуля силы, точки приложения и  направления

III. Постановка проблемы

Сегодня на уроке  мы попытаемся выяснить, только ли от этих факторов зависит результат действия силы.

Отгадайте загадку: Слайд 1

Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

  Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

Почему остро заточенным ножом резать легко?

(Учащиеся затрудняются дать обоснованный ответ)

Затрудняетесь? Попробуем разобраться с этим вопросом на сегодняшнем уроке

 У: Предлагаю вашему вниманию следующий эксперимент: В небольшую деревянную дощечку вбиты 4 гвоздя. Получившийся столик поставим остриями гвоздей вверх на песок, а затем поместим на него гирю. В результате на песок будет действовать сила, называемая  (весом). Под действием этой силы гвозди немного углубятся в песок. Перевернем столик так, чтобы острия гвоздей были направлены вниз, и снова поставим его на песок. Что замечаем?

Ответ: Гвозди почти полностью вошли в песок. Слайд 2

Возникает вопрос: Почему так происходит? Ведь модуль силы, не изменился. Остались прежними направление и точка ее приложения. Приводятся другие примеры (мальчик на лыжах и без лыж) Слайд 3

У вас на столе лежит картон и кнопка. Надавите на картон пальцем. Что наблюдаем?    (На картоне не остается никаких следов) При той же силе давления надавите на  кнопку).(Кнопка легко входит в картон).

У. Какую гипотезу можно высказать о причине различия результатов?  (Выслушиваются различные доводы.) Учащиеся приходят в выводу, что в рассмотренных примерах была разной площадь, на которую действовала сила.

   Ответ: Результат действия силы зависит не только от модуля силы, но и от того, на какую площадь распределяется  это действие.

Таким образом, мы пришли к выводу: Сила неполно характеризует действие тел. Нам необходимо ввести новую физическую величину, которая показывает зависимость результата действия силы от площади поверхности на которую распределяется это действие. Эта величина называется давлением. Слайд 4

 

 

IV. Изучение нового материала

У. Откройте тетради запишите тему урока «Давление твердых тел» Сегодня на уроке мы познакомимся с физической величиной «давление». Давайте выясним, что мы должны знать о давлении?  (вспоминаем план ответа о физической величине) Слайд 5

Вместе с учащимися определяем цель урока.Слайд6

Ответы: Я должен узнать:  Слайд 7

-что называется давлением;

-какой буквой обозначается;

-в каких единицах измеряется;

-формулу, по которой можно рассчитать давление;

-от чего зависит давление

Чему должны научиться  Слайд 8

Ответы: Я должен научиться:

-применять формулу давления для решения задач;

-научиться рассчитывать давление, которое оказывают разные тела;

-находить правильное решение жизненных ситуаций, опираясь на полученные знания.

 

 У. Итак, мы выяснили, что результат действия силы зависит от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. Какова эта зависимость? Слайд 9

Ответ: Обратная. Чем больше площадь, тем  меньше результат, т.е. меньше давление.

У.Как зависит давление от модуля силы?

 Ответ: Прямая зависимость. Чем больше модуль силы, тем больше оказываемое давление. Слайд 10

Дается определение давления, силы давления,  вводится единица измерения давления.  Слайды11-13

Как можно изменить давление?

Ответ: Изменяя силу давления и площадь опоры Слайд 14

В технике и в повседневной жизни часто встречаются случаи, когда давление должно быть небольшим. Приведите примеры

Ответы: при ходьбе по снегу, по песку.

У. Сельскохозяйственные машины имеют широкие шины, чтобы не сильно давить на почву и не разрушать ее структуру, так же машины, которые должны работать в песках, ходить по заболоченной местности. В этих примерах давление на грунт незначительное благодаря большой площади опоры.

Однако иногда необходимо, чтобы давление было большим. Для этого площадь опоры..? Правильно, уменьшают. Все колющие и режущие инструменты имеют малую площадь, а значит, оказывают большое давление.Из приведенных примеров (слайд 15)1 вариант выбирает примеры, где давление уменьшают, а 2 вариант, где увеличивают

 Слайд16 Давление вокруг нас. 

Вернемся к загадке. Так почему же острым ножом резать легко? (оказывает большее давление, чем тупой нож, так как имеет малую площадь опоры)

 

V. Закрепление изученного материала       

 

      Разбираем решение задачи:

 Какое давление на пол  производит  школьник, масса которого 45кг, а площадь подошв его обуви 300 см2.  Слайд 17

 У. Встаньте пожалуйста.  Покажите, как можно увеличить давление, которое вы оказываете на пол.(Встать на одну ногу, встать на носочки, взять в руки портфель).

А теперь уменьшите давление. (Учащиеся предлагают сесть)

У.Садитесь.

Ответьте на вопросы:

 1. Какой кирпич оказывает большее давление? Почему? Слайд.18

2.Вы собираетесь в поход. Какой рюкзак вы выберете: с узкими или широкими лямками?

3. Какой мальчик  действует правильно?

4 Почему «шила в мешке не утаишь»?

5.Зачем охотник зимой надевает широкие лыжи?

  Первичная оценка знаний:

Тест ( индивидуальная письменная работа).(Учащиеся получают карточки с предложенным тестом) Приложение №1

После выполнения ребята меняются работами и проверяют (слайд на доске), выставляют оценки друг другу(критерии оценивания озвучивает учитель).

Ответы:1.в: в, г, б, а;   2 в: а, в, г, г (на слайде)

VI.   Подведение итогов. Выставление оценок.

Наш урок мне хочется закончить словами великого физика А.Эйнштейна:

« Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед  нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере, отчасти, нашему восприятию и нашему разуму»

 Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики. И сегодня разгадали одну, хотя и небольшую. Какую? (Что мы узнали на уроке?)

Ответ: Мы узнали что такое давление, как его рассчитать, учились применять полученные знания при решении практических задач.  Слайд20

 

 

 

VII. Домашнее задание. Слайд21                  П.18 Вопр 1-6, З №20.11, 20.17

                                                          Подобрать пословицы, загадки о     давлении

 

Прикрепленный файл Size
Урок.rar 1.57 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн